К вопросу о понятии оперативного эксперимента как эффективного средства борьбы с преступлениями коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе России
(Борисенко К. А.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2014, N 1)
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ОПЕРАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
К. А. БОРИСЕНКО
Борисенко Ксения Александровна, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России, лейтенант внутренней службы.
В статье рассматриваются отдельные аспекты оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» как основного средства борьбы с коррупционными преступлениями в пенитенциарной системе России, а также дается его определение, с учетом анализа правовых и научных источников.
Ключевые слова: коррупция, уголовно-исполнительная система, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, оперативный эксперимент.
On the concept of operational experiment as an effective means to deal with corruption crimes in the correctional system of Russia K. A. Borisenko
Borisenko Kseniya Aleksandrovna, post-graduate student of the Department of scientific and pedagogical staff of Vladimir Law Institute of the FPS of Russia, lieutenant of internal service.
The article considers some aspects of operatively-search activities operational experiment, as a primary means to combat corruption in the penitentiary system of Russia, and also provides its definition, given the analysis of legal and scientific sources.
Key words: corruption, correctional system, operatively-search activity, operatively-search actions, operational experiment.
На современном этапе развития Российского государства преступления коррупционной направленности представляют собой одно из самых опасных и всепроникающих социальных явлений <1>. Накопленный мировой научный и практический опыт свидетельствует о том, что существует критическая масса, набрав которую экономическая преступность и коррупция формируют мощную теневую и криминальную экономику и превращаются из проблемы в первую очередь правоохранительных органов в общегосударственную <2>. Высокий уровень коррумпированности органов власти и управления не только является серьезным препятствием модернизации и реформирования различных сфер современного российского общества, но и ведет к утрате эффективности функций, осуществляемых государственными институтами, снижая тем самым дееспособность государства в целом. ——————————— <1> О понятии коррупции см.: Магомедов Н. Н. Понятие коррупции в России // Российский следователь. 2013. N 3. С. 25 — 28; Гараев Р. Ф., Селихов Н. В. Понятие коррупции // Следователь. 2001. N 2. С. 43. <2> Тарасов Ю. А. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности // Российский следователь. 2013. N 3. С. 32.
Особую опасность коррупция представляет для деятельности правоохранительных органов. Неслучайно еще в марте 2013 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем выступлении отметил, что «борьба с коррупцией должна вестись на всех уровнях власти… в правоохранительных органах также необходимо вести подобную работу и вовремя избавляться от тех, кто подрывает доверие общества» <3>. Среди последних особое место занимает уголовно-исполнительная система (далее — УИС), реализующая государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний. В связи с этим целесообразно обратиться к проблеме своевременного выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с коррупцией, среди работников пенитенциарных учреждений. ——————————— <3> Президент: Борьба с коррупцией должна вестись на всех уровнях власти. URL: http://www. rg. ru/2013/03/ 05/prezident-anons. html.
Необходимо отметить, что в настоящее время расследование преступлений коррупционной направленности, совершенных сотрудниками ФСИН России, представляет особую сложность. Это объясняется прежде всего тем фактом, что основной информацией, свидетельствующей о наличии эпизодов коррупционных преступлений среди служащих учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, как правило, являются сведения, полученные не процессуальным путем в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ). Из ОРМ, перечисленных в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» <4> (далее — Закон об ОРД), с учетом предмета исследования именно «оперативному эксперименту» нами уделено наибольшее внимание. ——————————— <4> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (в ред. от 28.06.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant. ru/cons/ cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=148334.
Проведенный анализ материалов Управления собственной безопасности ФСИН России свидетельствуют о том, что оперативный эксперимент чаще остальных ОРМ выступает средством выявления и борьбы с коррупционными проявлениями в УИС. Так, сотрудниками УСБ УФСИН России по Оренбургской области 29 января 2013 г. в ходе проведения ОРМ «оперативный эксперимент» при попытке получения денежных средств в сумме 25 000 руб. был задержан заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области Байжанов А. Б. За вышеназванную сумму сотрудник колонии обещал подготовить материалы на условно-досрочное освобождение осужденного с участка колонии-поселения ФКУ ИК-9 пос. Акбулак-2. 29 мая 2013 г. Акбулакским районным судом Байжанов А. Б. был осужден по ч. 5 ст. 290 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и штрафом в размере 500 000 руб. <5>. Также в июле этого года сотрудниками УСБ ГУФСИН по Красноярскому краю совместно с сотрудниками оперативного отдела СИЗО-1, ОЭБ и ПК МУ МВД «Красноярское» в рамках проведения ОРМ «оперативный эксперимент» были задержаны сотрудник СИЗО-1 и гражданин Р. в момент получения денежных средств в сумме 10 000 руб. от гражданского лица за предоставление незаконных льгот и послабление режима содержания обвиняемому, содержащемуся в СИЗО-1 ГУФСИН по Красноярскому краю. В отношении сотрудника было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ <6>. ——————————— <5> Сотрудник ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области осужден за получение взятки. URL: http://фсин. рф/territory/Orenburg/ news/detail. php? ELEMENT_ID=98766. <6> Управление собственной безопасности: Новости. URL: http://www.24.fsin. su/ysb/ rabota_usb. php.
Обращаясь к сущности данного ОРМ, нельзя не заметить, что на современном этапе развития теории и науки оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) вопрос определения рассматриваемой правовой категории остается открытым и дискуссионным. Данный факт обусловлен прежде всего отсутствием легально закрепленного на федеральном уровне понятия ОРМ. При этом ч. 8 ст. 8 Закона об ОРД четко устанавливает необходимые рамки и условия для проведения рассматриваемого ОРМ. В частности, указанная статья гласит, что проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Безусловно, оперативный эксперимент необходимо отличать от следственного эксперимента, предусмотренного ст. 181 УПК РФ <7>. Оперативный эксперимент в первую очередь имеет не процессуальную форму и гораздо шире следственного эксперимента по своей целевой направленности. Важнейшим отличием оперативного эксперимента от следственного является конспиративность, т. е. маскировка цели, ролей и задач, посвящение в замысел и структуру эксперимента весьма узкого круга оперативников <8>. ——————————— <7> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // СПС «Гарант». URL: http://base. garant. ru/12125178/. <8> Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2008. С. 373.
Обращаясь к международным источникам права, интерес представляет Рекомендательный законодательный акт «О борьбе с организованной преступностью», принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 2 ноября 1996 г. <9>. В ст. 26 вышеназванного акта говорится, что оперативный эксперимент подразумевает под собой санкционируемое прокурором воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события, а также совершение необходимых опытных действий в целях пресечения преступных действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих, проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий или получения новых данных о противоправной деятельности. Кроме того, в статье выделяются основания проведения данного мероприятия, а именно наличие данных о готовящихся или совершаемых актах терроризма, незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, незаконном обороте оружия и т. д. ——————————— <9> Рекомендательный законодательный акт «О борьбе с организованной преступностью». URL: http://www. parliament. am/library/ modelayin%20orenqner/33.pdf/.
Опираясь на данное определение, необходимо констатировать, что среди общего перечисления указанных оснований для проведения ОРМ «оперативный эксперимент» не обособляются в отдельную группу такие, как наличие информации о преступлениях коррупционной направленности. В связи с этим актуальность данного тезиса для определения сущности понятия оперативного эксперимента как основного средства борьбы с коррупционной преступностью, по нашему мнению, весьма мала. Особого внимания заслуживает мнение ряда ученых и исследователей относительно рассматриваемого нами вопроса о дефиниции такого оперативного эксперимента, как ОРМ. Так, О. А. Вагин отождествляет его с контролем над специально созданной и управляемой ситуацией в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и изобличения лиц, обнаруживших и (или) реализующих преступные замыслы <10>. В содержание данного понятия автор, как видится, вкладывает некую пассивную форму действий работника оперативных подразделений, в частности — осуществление контроля. ——————————— <10> Вагин О. А., Исиченко А. П., Шабанов Г. Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов: Учебно-практическое пособие. М., 2006. С. 31.
По мнению А. А. Чувилева, оперативный эксперимент — это воспроизведение каких-либо действий, обстановки или иных обстоятельств, определенного события либо совершение различного рода опытных действий, преследующих цель получения сведений о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях либо подтверждения достоверности сведений, полученных из оперативно-розыскных источников <11>. Здесь автор придает рассматриваемому понятию активную форму, не выделяя при этом всех целей, поставленных перед данным ОРМ. ——————————— <11> Чувилев А. А. Оперативно-розыскное право. М., 1999. С. 47.
В своих научных трудах А. Ю. Шумилов воспроизводит ОРМ «оперативный эксперимент» с изучением поведения лица в искусственно созданных управляемых или контролируемых условиях либо проведением иных опытных действий, непосредственно не связанных с поведением лица, для получения информации, которой проверяют и (или) уточняют имеющиеся сведения о приготовлении, покушении или совершении тяжкого или особо тяжкого преступления <12>. Данная дефиниция при всей ее вариативности все же не отражает в полной мере всю сущность и многоаспектность рассматриваемого мероприятия. ——————————— <12> Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. Книга 2. Оперативно-розыскные мероприятия и меры: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и перераб. М., 2006. С. 116.
Таким образом, принимая во внимание множественность понятий рассматриваемого ОРМ, считаем целесообразным определить его сущность через призму осуществления ОРД в целях раскрытия и расследования преступлений именно коррупционной направленности, совершенных сотрудниками УИС. В связи с этим под оперативным экспериментом в УИС, по нашему мнению, следует понимать негласное искусственное создание (воспроизведение) управляемых или контролируемых условий для получения, уточнения, проверки информации о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях в пенитенциарной системе, изобличения лиц, к ним причастных, в целях использования в дальнейшем его результатов в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве. Кроме того, пытаясь сформулировать определение данного ОРМ, на его безусловную исключительность мы не можем претендовать, т. к. предполагается дальнейшее изучение вышеназванных проблем. Поэтому будем признательны авторам за отзывы и отклики с предложениями по решению данного вопроса.
Литература
1. Рекомендательный законодательный акт «О борьбе с организованной преступностью». URL: http://www. parliament. am/library/ modelayin%20orenqner/33.pdf/. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // СПС «Гарант». URL: http://base. garant. ru/12125178/. 3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (в ред. от 28.06.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant. ru/cons/ cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=148334. 4. Вагин О. А., Исиченко А. П., Шабанов Г. Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов: Учебно-практическое пособие. М., 2006. 5. Магомедов Н. Н. Понятие коррупции в России // Российский следователь. 2013. N 3. 6. Гараев Р. Ф., Селихов Н. В. Понятие коррупции // Следователь. 2001. N 2. 7. Президент: Борьба с коррупцией должна вестись на всех уровнях власти. URL: http://www. rg. ru/2013/ 03/05/prezident-anons. html. 8. Сотрудник ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области осужден за получение взятки. URL: http://фсин. рф/territory/ Orenburg/news/detail. php? ELEMENT_ID=98766. 9. Тарасов Ю. А. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности // Российский следователь. 2013. N 3. 10. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2008. 11. Управление собственной безопасности: Новости. URL: http://www.24.fsin. su/ysb/ rabota_usb. php. 12. Чувилев А. А. Оперативно-розыскное право. М., 1999. 13. Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. Книга 2. Оперативно-розыскные мероприятия и меры: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и перераб. М., 2006.
——————————————————————