Международные стандарты ФАТФ по борьбе с отмыванием денежных средств

(Фомин В. Н.) («Финансовое право», 2012, N 8)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФАТФ ПО БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ <*>

В. Н. ФОМИН

——————————— <*> Fomin V. N. International standards of the FATF anti-money laundering.

Фомин Владимир Николаевич, аспирант кафедры финансового и налогового права Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

В статье рассматриваются актуальные вопросы российского права, связанные с изменением международных стандартов по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения.

Ключевые слова: ФАТФ, отмывание денег, правовая система, терминология, источники права, международные стандарты.

The article deals with current issues of Russian law related to changes in International standards to combat money laundering and the financing of terrorism and proliferation.

Key words: FATF, money laundering, legal system, terminology, sources of law, international standards.

Происходящие процессы глобализации мирового экономического пространства находят свое отражение во многих сферах общественной жизни, в т. ч. в сфере правовой политики, построение и проведение которой должно быть адекватно по отношению к новым вызовам права в глобальном мире. Этим вопросам было посвящено пленарное заседание II Петербургского международного юридического форума <1>, которое состоялось 17 мая 2012 г. ——————————— <1> Материалы пленарного заседания II Петербургского международного юридического форума. URL: http://media. spblegalforum. ru/?ContentId=30.

В своих выступлениях Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев, в частности, подчеркнул, что в условиях глобализации и трансформации права необходимо обеспечить предсказуемость законодательных изменений и их соответствие актуальным вызовам и угрозам, которые существуют сегодня. Таким вызовам современности, как распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, транснациональная организованная преступность, коррупция, распространение наркотиков, можно противостоять только коллективными усилиями государств на основе верховенства права <2>. В свою очередь, участники пленарного заседания признали, что коррупция является транснациональной проблемой, которая непосредственно связана с другой современной угрозой — отмыванием (легализацией) денежных средств. ——————————— <2> Материалы пленарного заседания II Петербургского международного юридического форума.

Известно, что международным основам противодействия отмыванию преступных доходов посвящены положения ряда международных всеобъемлющих и региональных конвенций, резолюций Совета Безопасности ООН и документов международных организаций и стандартов межправительственных органов. Такими международными стандартами по борьбе с отмыванием денежных средств являются стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Ранее действовавшие стандарты были подвергнуты существенному пересмотру, который был завершен в феврале 2012 г. с принятием обновленных международных стандартов ФАТФ. Целью пересмотра стандартов являлось обеспечение всеобъемлющих гарантий и обеспечение дополнительной защиты целостности международной финансовой системы <3>. Изменения произошли прежде всего в структуре и содержании стандартов. Структурно измененные стандарты ФАТФ представляют собой единый документ, который включает в себя рекомендации как по противодействию легализации преступных доходов, так и по борьбе с финансированием терроризма. Кроме того, пересмотренные стандарты распространены на сферу противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения. Таким образом, изменено общее наименование стандартов: «Международные стандарты по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и распространением. Рекомендации ФАТФ» <4>. Выражения «рекомендации ФАТФ» и «стандарты ФАТФ» следует считать тождественными. ——————————— <3> FATF Recommendations. Media Narrative. P. 1. URL: http:// www. fatf-gafi. org/ media/ fatf/ documents/ Press%20handout%20FATF%20Recommendations%202012.pdf. <4> Под термином «распространение» в обновленных стандартах ФАТФ следует понимать распространение оружия массового уничтожения. Прим. автора.

Кратко рассмотрим содержательную сторону обновленных стандартов. В откорректированных Рекомендациях ФАТФ подробно освещен так называемый «подход, основанный на оценке риска» (The Risk-based approach), который призван стать инструментом гибкого применения системы мер противодействия с целью повышения эффективности предпринимаемых мер и стимулирования финансовой интеграции, как это предусмотрено Группой двадцати (G20) <5>. Кроме того, подверглись уточнению вопросы, связанные с международным сотрудничеством, деятельностью правоохранительных органов. Детализированы требования к особой структуре — «подразделению финансовой разведки». В части противодействия отмыванию коррупционных доходов пересмотренные рекомендации ужесточают требования к финансовым институтам по выявлению «политически значимых лиц» (Politically Exposed Persons — PEPs). ——————————— <5> FATF Recommendations. Media Narrative. P. 1.

Одним из ключевых вопросов, имеющим прежде всего значение для России, является отнесение к «установленным категориям» (designated categories of offences) «предикатных преступлений» (predicate offences) — преступлений, связанных с фискальными платежами, в т. ч. таможенными и налоговыми. Это происходит на фоне присоединения России на саммите Большой двадцатки в Канне (3 ноября 2011 г.) коллегиально с остальными членами «двадцатки» к Конвенции о взаимопомощи в области налогообложения <6>. Как известно, в настоящее время действующее в России законодательство <7> исключает из понятия «легализация» преступные доходы, полученные в результате совершения «налоговых и таможенных преступлений». Хотя в свое время И. И. Кучеров указывал, что «легализация и вывоз капитала в большинстве случаев связаны со средствами, выведенными из-под налогообложения» <8>. ——————————— <6> Зыкова Т. Облако в налогах // Российская газета. Федеральный выпуск. 2011. 21 ноября. N 5637 (261). <7> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 08.11.2011) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418. <8> Кучеров И. И. Сегодняшний преступник — интеллектуал // ЭЖ-Юрист. 2007. 22 октября. N 41.

В настоящей статье остановимся на вопросе юридического статуса указанных международных стандартов. После принятия Советом Безопасности ООН 29 июля 2005 г. Резолюции 1617 (2005) <9>, где Совбез ООН настоятельно призвал все государства — члены ООН соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в Сорока рекомендациях и в Девяти специальных рекомендациях ФАТФ, рекомендации ФАТФ фактически приобрели статус международных. Вместе с тем в России, с одной стороны, признаются и являются составной частью ее правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры <10>. С другой стороны, нельзя не согласиться с утверждениями ученых-правоведов, что «международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место» <11> и включается в правовую систему «не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам» <12>. «Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН» <13>. Таким образом, «международные договоры Российской Федерации рассматриваются как часть ее национальной правовой системы» <14> и относятся к источникам финансового права, если они «содержат нормы, регулирующие финансовые отношения между Российской Федерацией и зарубежными государствами (зарубежным государством)» <15>. Вместе с тем стандарты ФАТФ по своей сути не являются международным договором и, как следствие, не являются прямым источником права. Кроме того, структура, принимающая стандарты — ФАТФ, представляет собой межправительственный орган с соответствующим временным мандатом. ——————————— <9> Резолюция СБ ООН 1617 (2005). URL: http://www. un. org/russian/documen/scresol/res2005/res1617.htm. <10> Конституция Российской Федерации (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <11> Матузов Н. И. Система права. В кн.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2003. С. 410. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <12> Матузов Н. И. Указ. соч. С. 411. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <13> Там же. С. 410. <14> Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2004. С. 95. <15> Финансовое право: Учебник / А. Ю. Ильин и др.; под ред. И. И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011. С. 44.

В свою очередь, Россия, являясь постоянным членом Совбеза ООН, членом ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ, должна реализовывать стандарты ФАТФ, которые представляют собой своего рода международные обязательства по вопросам противодействия. Таким образом, «внедрение» измененных стандартов ФАТФ в правовую систему Российской Федерации потребует, по выражению Ю. А. Тихомирова, применительно к данной ситуации, «необходимость соизмерения национальных правовых систем с разными международными стандартами» <16> (в т. ч. стандартами ФАТФ. — В. Ф.). ——————————— <16> Тихомиров Ю. А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. 1999. N 3 — 4. С. 89.

Стандарты ФАТФ используют понятия и термины, заимствованные из различных правовых систем, создавая предпосылки для гармонизации законодательства. В качестве примера можно привести следующие термины обновленных стандартов <17>: «фактический/подлинный собственник» (beneficial owner); «номинальный владелец» (the nominal owner); «юридический механизм» (legal arrangement); «бенефициар» (beneficiary); «payable-through accounts»; «Anstalt». «Payable-through accounts» — корреспондентские счета, которые используются непосредственно третьими лицами для ведения деловых операций от своего имени (механизм в корне отличается от механизма корреспондентских счетов (pass-through/passby account)). «Anstalt» — корпоративная форма, свойственная Лихтенштейну, у которой учредители не обязательно должны быть бенефициарами. Это своего рода независимый фонд. Даже этот неполный перечень нетрадиционных для России терминов показывает, что при реализация обновленных стандартов ФАТФ неизбежно возникнет «герменевтическая проблема юридической терминологии, неотделимая от проблемы юридических понятий» <18>. Как справедливо заметила О. В. Пычева в своей диссертационной работе, посвященной герменевтике уголовного закона, «…понимание смысла, значения, объема признаков, составляющих содержание понятия, требует помимо лексической определенности согласования дискурса с принципами права и всей системой правовых категорий и понятий» <19>. Реализация в российском законодательстве положений новых стандартов ФАТФ потребует «разрешить противоречия между герменевтической свободой понимания, толкования, применения» <20> стандартов «и необходимостью ограничения этой свободы в понимании, толковании и применении» <21> с учетом основополагающих принципов российской правовой системы. Как справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров, «правильное использование «набора средств» сравнения и сближения исключает как навязывание, так и механическое копирование «иностранных образцов» <22>. Процесс выполнения указанных международных обязательств потребует серьезной работы по экспликации ряда обновленных положений стандартов ФАТФ для правовой системы Российской Федерации, поскольку процесс реализации стандартов затронет различные отрасли российского права. И в этом процессе «многое зависит от систематической деятельности государственных структур» <23> и их открытости к взаимовыгодному сотрудничеству с представителями научного сообщества. ——————————— <17> Перевод автора. <18> Пычева О. В. Герменевтика уголовного закона: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 6. <19> Там же. С. 8. <20> Там же. С. 7. <21> Там же. <22> Тихомиров Ю. А. Указ. соч. С. 91. <23> Там же. С. 93.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. 2. Резолюция Совета Безопасности ООН 1617 (2005). 3. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— 4. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2003. 776 с. 5. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2004. 576 с. 6. Финансовое право: Учебник / А. Ю. Ильин и др.; под ред. И. И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011. 592 с. 7. Тихомиров Ю. А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. 1999. N 3 — 4. С. 87 — 94. 8. Пычева О. В. Герменевтика уголовного закона: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 30 с. 9. Зыкова Т. Облако в налогах // Российская газета. Федеральный выпуск. 2011. 21 ноября. N 5637 (261). 10. Кучеров И. И. Сегодняшний преступник — интеллектуал // ЭЖ-Юрист. 2007. 22 октября. N 41. 11. Материалы пленарного заседания II Петербургского международного юридического форума. URL: http://media. spblegalforum. ru/?ContentId=30. 12. FATF Recommendations. Media Narrative. P. 1. URL: http:// www. fatf-gafi. org/ media/ fatf/ documents/ Press%20handout%20FATF%20Recommendations%202012.pdf.

——————————————————————