Некоторые аспекты противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

(Прокофьева Т. В., Смагина А. В.) («Российский судья», 2007, N 1)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Т. В. ПРОКОФЬЕВА, А. В. СМАГИНА

Прокофьева Т. В., кандидат юридических наук, ВНИИ МВД России.

Смагина А. В., МГЛУ.

Легализация (отмывание) преступных доходов является на сегодняшний день одним из основных направлений деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ, которое имеет транснациональный характер и влечет наступление тяжких последствий для экономики большинства государств мирового сообщества. Не подлежит сомнению тот факт, что легализация преступных доходов стала глобальной угрозой экономической и политической безопасности, в связи с чем данный вид преступной деятельности находится в центре внимания правоохранительных и финансовых органов большинства государств мирового сообщества. Последние, в свою очередь, нуждаются в принятии согласованных мер по противодействию данному явлению как на национальном, так и на международном уровне. Учитывая возрастающие масштабы феномена легализации преступных доходов, наносящего ощутимый ущерб не только отдельным странам, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия разрастанию отмывания включились Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие региональные объединения государств. Одним из важнейших итогов работы ООН стала принятая 19 декабря 1988 г. в Вене Конвенция «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (Венская конвенция), которая оказала мощное воздействие на дальнейшее развитие процесса противодействия отмыванию преступных доходов. Эта Конвенция привлекла внимание стран — членов ООН к проблеме легализации, показав необходимость пересмотра стратегии борьбы с преступностью и выделения в самостоятельное направление все более обостряющейся проблемы отмывания «грязных» денег. Решением рассматриваемой проблемы, принимая во внимание ее губительное влияние на мировую экономику, была обеспокоена и «семерка» ведущих стран мира. Чувствуя угрозу своим национальным интересам и осознавая сложность выявления «отмытых» в международной финансовой системе денег, развитые государства пришли к выводу о необходимости выработки коллективных мер борьбы с этим явлением. И как следствие, в 1989 г. на совещании лидеров «семерки» по инициативе президента Франции Ф. Митеррана было принято решение о создании Международной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) <1>, ставшей организационным центром по выработке рекомендаций в области противодействия легализации преступных доходов, разработке и совершенствованию законодательства в данной сфере. Именно тогда термин «отмывание денег» стал юридическим понятием. ——————————— <1> В настоящее время членами ФАТФ являются 31 страна и 2 международные организации (Европейская комиссия, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). Россия была принята в постоянные члены ФАТФ на пленарном заседании ФАТФ в июне 2003 г.

При определении стратегии ФАТФ акцент был сделан на следующих основных компонентах: разработке международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов, развитии надежных и эффективных региональных органов, организованных по тем же принципам, что и ФАТФ <2>, и расширении сотрудничества с соответствующими международными организациями <3>. ——————————— <2> ФАТФ способствовала формированию ряда родственных организаций, таких как Специальная группа финансового действия стран Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег, Африканская группа по борьбе с отмыванием денег. <3> ФАТФ поддерживает контакты с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Интерполом, Советом по таможенному сотрудничеству и другими международными организациями.

Активизируют свою деятельность в этом направлении и правоохранительные системы развитых государств, которые оказывают друг другу эффективную помощь в расследовании уголовных дел, розыске и экстрадиции опасных преступников. Мировое сотрудничество в борьбе с преступностью уже немыслимо без такой организации, как Интерпол, который стал координатором действий правоохранительных органов 180 стран, входящих в него. Активные усилия в борьбе с транснациональной преступностью наращивают и другие международные организации, например Европол. Последним крупным мероприятием двадцатого столетия, проведенным ООН, стала политическая конференция высокого уровня для подписания Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Конференция проходила 12 — 15 декабря 2000 г. в г. Палермо, Италия. В данной Конвенции особое место отведено мерам по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Отмывание преступных доходов начинает приобретать такие масштабы, что из единичного процесса трансформируется в высокодоходное и эффективное криминальное производство, по сути, став третьей по величине индустрией в мире по объемам оборотного капитала <4>. ——————————— <4> См.: Nigel Morris. The Global Threat to the Banking Community // Money laundering, 2002. November.

Россия не является исключением из общемировой практики и здесь, преступниками используется весь арсенал сложных и изощренных схем и способов легализации. В целом ситуация в сфере легализации преступных доходов в Российской Федерации характерна для большинства стран мира. Проведение рыночных реформ обусловило возникновение свободы предпринимательской деятельности. Появление в экономике новых финансовых институтов (коммерческих банков, бирж и др.), бурное развитие банковской системы, акционерных обществ, фондовых рынков наряду с отсутствием надлежащей законодательной базы, регламентирующей деятельность этих рыночных институтов, создали все условия для возникновения и активного роста целого ряда новых видов преступлений в сфере экономической деятельности. В России сегодня имеются объективные экономические условия для активной легализации преступных капиталов. Незаконный оборот наркотиков, торговля оружием и радиоактивными материалами, проституция, подпольный игорный бизнес, организованная преступность, нелегальная финансовая и банковская деятельность, расхищение государственных банковских средств и фондов, нелегальное использование чужих авторских прав и торговых знаков, незаконное производство и оборот алкогольной продукции — все это более чем благоприятные условия для возникновения значительных нелегальных капиталов. В настоящее время после реформы Правительства Российской Федерации в состав Министерства финансов Российской Федерации входит Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В числе основных осуществляемых данным органом функций: сбор и обработка информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; анализ сообщений, поступающих от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях выявления фактов возможной легализации преступных доходов и финансирования терроризма; направление информации и материалов по операциям с денежными средствами или иным имуществом, предположительно связанным с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией; надзорные функции. Несмотря на то что государством в последние годы проблеме легализации преступных доходов уделяется должное внимание, применение мер законодательного и организационного характера, к сожалению, пока не позволяет говорить о существенных сдвигах в области борьбы с отмыванием преступных доходов. По мнению отечественных криминологов, в числе основных факторов, обусловливающих возможность легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем, как внутри страны, так и за ее пределами, можно выделить следующие <5>: ——————————— <5> См. подр.: Коротков Ю. В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов. Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 1998. С. 105 — 122; Жуков Л. А. Указ. раб. С. 26.

получивший обширное распространение среди населения правовой нигилизм, пропаганда культа обогащения любыми, в том числе криминальными, средствами; наличие в стране значительного «неформального сектора экономики» («теневой» экономики); наличие организованной экономической преступности с транснациональными связями; несовершенство государственного механизма, направленного на ограничение потоков и объемов массы наличных денег неизвестного происхождения; бесконтрольность деятельности российских банков в иностранных офшорных зонах; коррумпированность органов власти и управления; лоббирование интересов «теневой» экономики и недобросовестных предпринимателей в государственных структурах; растущая профессионализация легализации доходов, полученных преступным путем, создание гильдии профессионалов по легализации, состоящей из банкиров, юристов, бухгалтеров и специалистов иного профиля; интернационализация процесса легализации преступных доходов, вызванная интеграцией рынков и объединением усилий получателей преступных доходов на международном уровне; слабый потенциал оперативных и следственных органов, призванных противостоять финансовым преступлениям; недостаточное взаимодействие правоохранительных органов в национальных рамках и на межгосударственном уровне; и др. Таким образом, современная ситуация в сфере борьбы с легализацией преступных доходов позволяет прогнозировать последующее совершенствование механизмов отмывания преступных доходов в России, дальнейшее развитие процесса вторжения преступных структур, имеющих в своем распоряжении огромные криминальные капиталы, в политическую, экономическую и социальную сферы жизни российского общества.

——————————————————————