Новые возможности противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

(Соловьев И. Н.)

(«Финансовое право», 2014, N 2)

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

И ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,

ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

И. Н. СОЛОВЬЕВ

Соловьев Иван Николаевич, профессор кафедры налогового права ФУ при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

В статье анализируются особенности контроля за электронными денежными средствами. В статье приводятся причины, вызывающие необходимость корректировки национального законодательства, регулирующего электронные средства платежа, среди которых можно назвать высокий риск их использования в криминальных целях. Автор рассматривает законопроект, направленный на снижение рисков использования неперсонифицированных (анонимных) средств платежа, а также в целях противодействия финансированию терроризма.

Ключевые слова: терроризм, электронные денежные средства, электронный кошелек, криминальная деятельность, неперсонифицированные средства платежа.

New opportunities of fighting financing of terrorism and legalization (laundering) of criminal revenues

I. N. Solov’yov

The article analyses peculiarities of control of electronic monetary means. The article states the reasons for correction of the national legislation regulating electronic payment means among which the high risk of use thereof with criminal purpose can be named. The author considers a draft law aimed at reduction of risks of use of anonymous means of payment as well as for the purpose of fighting financing of terrorism.

Key words: terrorism, electronic monetary means, electronic wallet, criminal activities, non-personified means of payment.

В современном мире электронные денежные средства являются одним из платежных инструментов, обладающих высоким потенциалом для использования в преступных целях, в т. ч. для финансирования террористической и экстремистской деятельности.

Использование электронных денежных средств без особого труда позволяет организовать схему по сбору денежных средств для совершения террористических актов или экстремистских выступлений путем размещения номера т. н. электронного кошелька на соответствующих форумах или социальных сетях в сети Интернет.

При этом все понимают, что сам Интернет обладает повышенной степенью анонимности, при этом весьма распространены и доступны такие анонимные инструменты зачисления денежных средств на электронные кошельки, как платежные терминалы, предоплаченные карты и т. д., что делает практически невозможным установление реальных отправителей и получателей денежных средств.

Согласно действующей редакции ст. 10 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон N 161-ФЗ) без проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента — физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» физическим лицом возможен такой перевод при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тыс. руб. Указанное электронное средство платежа является неперсонифицированным. При этом общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.

Вместе с тем на сегодняшний день установленные Федеральным законом N 161-ФЗ ограничения не являются достаточно эффективными, поскольку нивелируются возможностью одновременного использования нескольких неперсонифицированных средств платежа, а также в несколько раз превышают аналогичные суммы ограничений, предусмотренные в странах Европейского союза, США и других государств с развитой финансовой системой.

Учитывая большую распространенность электронных денежных средств (объем рынка электронных денег в России в 2012 г. оценивался экспертами в 280 млрд. руб.), а также их бурное развитие (рост на 72% по сравнению с объемом рынка в 2011 г.) данный платежный инструмент нуждается в адекватном правовом регулировании, которое позволило бы снизить риски его использования в криминальных целях.

Также с учетом изложенного законопроектом N 428896-6 предлагается установить, что при использовании неперсонифицированного (анонимного) электронного средства платежа клиентом — физическим лицом остаток электронных денежных средств в любой момент не должен превышать 5 тыс. руб., а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 1 тыс. руб. в течение одного календарного дня (в случае использования предоплаченной карты — 3 тыс. руб. в течение одного календарного дня) и 15 тыс. руб. в течение календарного месяца.

При этом следует отметить, что законопроект не затрагивает случаев использования персонифицированных электронных средств платежа, более того, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ законодателем повышена со 100 до 600 тыс. руб. сумма остатка электронных денежных средств, при которой возможно использование персонифицированного электронного средства платежа.

Одновременно законопроектом предлагается полностью исключить использование неперсонифицированных электронных средств платежа при трансграничных переводах денежных средств в случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента — физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также в случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента — физического лица, если отсутствует полная информация об отправителе и получателе.

Данное предложение соотносится с требованиями Рекомендации N 16 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в соответствии с которой при электронных переводах должна быть известна точная информация как об отправителе, так и о получателе, которая должна сопровождать электронный перевод по всей цепочке платежа.

При этом предлагается, чтобы перечень реквизитов трансграничного перевода денежных средств устанавливался Банком России.

Также в числе предложенных мер — запрет на использование неперсонифицированных (анонимных) электронных средств платежа в виде электронных носителей информации, в т. ч. платежных карт, а также иных технических устройств, выданных за пределами Российской Федерации либо иностранными финансовыми организациями.

Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 N 403-ФЗ в целях исключения возможности денежных переводов с использованием неперсонифицированных электронных средств платежа между физическими лицами, в т. ч. на пополнение предоплаченных карт физическими лицами.

Реализация данного предложения позволит ограничить анонимные переводы между физическими лицами, что соотносится с требованиями ФАТФ о необходимости реагирования на высокий риск данного вида операций. При этом предложение не затронет интернет-торговлю, когда переводы осуществляются, как правило, между физическим и юридическим лицом.

Корреспондирующие изменения вносятся в ч. 20 ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ (в редакции Федерального закона N 403-ФЗ) и ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кроме того, в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вносятся изменения, согласно которым операции по переводу электронных денежных средств будут подлежать обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 100000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100000 руб., или превышает ее.

Отмечу, что рассмотренный нами проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на снижение рисков использования неперсонифицированных (анонимных) средств платежа, а также в целях противодействия финансированию терроризма.

——————————————————————