Публичный иностранец

(Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 4)

ПУБЛИЧНЫЙ ИНОСТРАНЕЦ

М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Ю. ТЕРЕШКО

Мария Мошкович, эксперт газеты «ЭЖ-Юрист».

Наталья Завойкина, эксперт газеты «ЭЖ-Юрист».

Юлия Терешко, эксперт газеты «ЭЖ-Юрист».

С вступлением 15 января 2008 года в силу Федерального закона от 28.11.2007 N 275-ФЗ все иностранные публичные должностные лица попали под контроль Росфинмониторинга при осуществлении операций с денежными средствами. Оставалось только определиться с понятием таких лиц.

В своем письме от 18.01.2008 N 8-Т «О применении пункта 1.3 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ЦБ РФ привел несколько определений понятию «публичные должностные лица», приводимых разными организациями, как отечественными, так и международными.

Конечно, первостепенное значение имеет позиция самого Росфинмониторинга, обозначенная на его сайте, согласно которой к иностранному публичному должностному лицу следует отнести:

— любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства;

— любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Таким образом, Росфинмониторинг опирается на определение, взятое из Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003.

По сравнению с другими определениями, приведенными в письме ЦБ РФ, данное определение является более широким, только не включает в себя родственников такого чиновника. Следуя ему, под контроль попадают все чиновники, даже занимающие не столь высокие должности.

В определениях же Европейского союза, ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и др. под категорию иностранного публичного должностного лица подпадают те чиновники, которые либо занимают высшие государственные должности, либо являются ведущими политиками в стране, либо просто обладают определенной степенью влияния и т. д. Более того, к публичным должностным лицам относятся также члены их семьи и близкие родственники.

ЦБ РФ не указал, каким конкретно определением (а может, их совокупностью) следует руководствоваться кредитным организациям.

Получается, что в одном банке на родственников чиновника внимание могут обратить, а в другом — нет. В одном банке примут на обслуживание без письменного решения руководителя, в другом же откажут.

По разным источникам СМИ, подобный контроль за движением денежных средств по счетам в скором временем распространится и на отечественных чиновников. Тем более что программа по борьбе с коррупцией на сегодняшний день является одной из приоритетных в России.

——————————————————————