Финансовая разведка как элемент системы обеспечения национальной безопасности
(Нечипоренко В. Г.) («Безопасность бизнеса», 2006, N 1)
ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В. Г. НЕЧИПОРЕНКО
Нечипоренко В. Г., адъюнкт Московского пограничного института ФСБ России.
Сравнительно недавно появившийся федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — решает, несомненно, актуальные задачи обеспечения финансовой безопасности Российского государства. Проблема постановки надежного заслона на пути денежных потоков, направленных на финансирование терроризма, появилась не вчера. Работа в данном направлении осуществляется финансовыми разведками мира уже достаточно длительный период времени. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307) <*> Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. ——————————— <*> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2676.
В качестве основных понятий рассматриваемой проблемы законодателем выделены: доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193 («Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»), 194 («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»), 198 («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица») и 199 («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации») Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями; операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей; уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с настоящим федеральным законом (в нашем случае им является Федеральная служба по финансовому мониторингу); обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма <*>. ——————————— <*> Рассматриваемые понятия взяты из ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300) (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24) отмечается, в частности, следующее: «В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам. Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности» <*>. ——————————— <*> Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 18 янв.
Указание на общегосударственный комплекс мер в нашем случае можно трактовать как возможность создания особой системы контроля над денежными потоками на территории Российской Федерации с включением в него целого ряда взаимодействующих органов. В настоящее время проводится работа по принятию ряда нормативных правовых актов по взаимодействию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К таковым можно отнести, например, Указание Генеральной прокуратуры РФ от 28 февраля 2003 г. N 12/20 «О порядке взаимодействия органов прокуратуры с Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности» <*>, Соглашение о сотрудничестве Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу от 2 марта 2004 г. N БГ-16-06/66/01-1-15/3 <**>. Кроме того, подписаны соглашения с Федеральной службой по финансовым рынкам и Федеральной службой страхового надзора. Планируется подписание соглашений с Пробирной палатой и Россвязьнадзором. ——————————— <*> Текст приказа опубликован в Сборнике основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. 2004. <**> Текст Соглашения размещен на сайте журнала «Российский налоговый курьер» в Internet (http://www. rnk. ru).
Говоря о надежном обеспечении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, стоит подчеркнуть, что данный результат может быть достигнут только путем взаимодействия всех заинтересованных (уполномоченных на то законом) органов. На международном уровне задачу противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма решает такая организация, как ФАТФ (Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями) <*>. «Методик борьбы с легализацией капиталов преступного происхождения, разработанных этой организацией, сейчас придерживаются все 32 индустриально развитые страны. В июне 2000 г. FATF опубликовала первый обзор, в котором содержался список стран, недостаточно сотрудничающих с ней в борьбе с отмыванием «грязных» денег. Черный список включал 15 государств, в том числе и Россию. Россию исключили из списка в октябре 2002 года. А в июне 2003 г. Россия стала полноправным членом FATF» <**>. ——————————— <*> Международная организация FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) была учреждена на саммите «Большой семерки» в Париже в 1989 г. <**> Зыкова Т. Финразведка сдала силовикам дела на сумму 101 миллиард «грязных» денег // Российская газета. 2004. 20 февр.
Немало сделано законодателем и в рамках организации международного сотрудничества в деле пресечения отмывания преступных средств и финансирования терроризма. В этом ряду хотелось бы отметить следующие нормативные правовые акты. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 840 «О проекте Типового соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем» (с изм. и доп. от 17 июля 2003 г., 24 октября 2005 г.) <*>. В соответствии с ним на настоящий момент уже заключены аналогичные соглашения со следующими государствами: Узбекистан, Казахстан, Нигерия, Хорватия, Болгария, Белоруссия, Грузия и др. Кроме того, в октябре 2004 г. была создана и действует Евразийская группа по типу ФАТФ. В нее вошли шесть государств — Белоруссия, Казахстан, Китай, Таджикистан, Киргизия и Россия. ——————————— <*> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3471.
Прохождение денежных средств (расчетные операции) происходит в определенных законом формах. Так, п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) <*> определяет возможность проведения расчетов с участием граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, наличными деньгами (ст. 140 ГК РФ) без ограничения суммы или в безналичном порядке. А часть вторая той же статьи определяет производство расчетов между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в безналичном порядке. Притом отмечено, что расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 410.
Таким образом, даже поставив под контроль всю массу денежных потоков, осуществляемых в безналичном порядке (через банковские структуры), Росфинмониторинг вряд ли сможет перекрыть поступление наличных денежных средств, предназначенных для подготовки и проведения террористических актов. Здесь, на наш взгляд, необходима комплексная система по контролю за денежными потоками (как внутри России, так и за рубежом) с участием всех структур, обеспечивающих национальную безопасность России. К ним можно отнести, например, Федеральную службу безопасности, Службу внешней разведки России, Федеральную таможенную службу, Министерство внутренних дел России и другие органы. Только согласованными действиями всех компетентных в сфере борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, органов можно поставить заслон такой серьезной проблеме современности. В качестве одной из мер по реализации предлагаемой системы финансовой безопасности государства можно предложить создание Центра по борьбе с финансированием терроризма (в рамках Росфинмониторинга), с включением в него представителей от всех «заинтересованных» министерств и ведомств. Данная мера, по нашему мнению, является только одной из возможных для обеспечения финансовой составляющей системы национальной безопасности России.
——————————————————————