Боеприпасы времен Великой Отечественной войны как объекты незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на территории Краснодарского края

(Тесленко Е. С.)

(«Общество и право», 2009, N 4)

БОЕПРИПАСЫ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ОБЪЕКТЫ

НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ

ВЕЩЕСТВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Е. С. ТЕСЛЕНКО

Тесленко Евгений Сергеевич, преподаватель кафедры специальных дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России.

Нестабильная социально-экономическая ситуация, криминализация экономики, а также возникновение ряда локальных вооруженных конфликтов в последние годы привели к ослаблению контроля со стороны государства за распространением боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ у населения и в криминальной среде.

В такой сложной обстановке причинами недостаточной подготовленности и укомплектованности для эффективной борьбы с подобного рода преступлениями органов внутренних дел оказались:

1) недостаток в подразделениях ОВД современного высококачественного оборудования для обнаружения и изъятия взрывотехнических объектов;

2) недостаток в подразделениях ОВД справочного и методического материала по ведению расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом боеприпасов и взрывчатых веществ;

3) низкий уровень взаимодействия подразделений ОВД с иными службами и ведомствами, так или иначе связанными с взрывотехническими объектами, при производстве следственных действий;

4) недостаток практической подготовки сотрудников ОВД в вопросах, связанных с обнаружением, описанием, изъятием и исследованием боеприпасов и взрывчатых веществ.

Отдельную группу объектов криминального оборота составляют боеприпасы и взрывчатые вещества периода Великой Отечественной войны (ВОВ), так как на территории Краснодарского края осталось значительное количество инженерного вооружения, не обезвреженных минных полей, неразорвавшихся снарядов и минометных мин, а также «схронов» боеприпасов и складов вооружения.

Следует подчеркнуть, что фактическое количество боеприпасов и взрывчатых веществ, находящихся в незаконном обороте, существенно превышает имеющиеся статистические данные из-за высокого уровня латентности подобных преступлений, которая обусловлена несвоевременным выявлением многих случаев приобретения в незаконный оборот данной категории боеприпасов, а также из-за доступности боеприпасов для широких масс населения, в местах проживания которого проходили боевые действия.

В годы Великой Отечественной войны на территории Краснодарского края велись оборонительные и наступательные операции, общая продолжительность которых составила 14 месяцев. За указанный период времени войсками вермахта было израсходовано 4633 тонны боеприпасов, а масса только артиллерийских боеприпасов составила 370 тысяч 640 единиц. Расход боеприпасов Красной Армии был в 3 — 4 раза ниже [1].

Постоянное осложнение криминогенной обстановки позволяет с достаточно высокой степенью уверенности прогнозировать дальнейшее увеличение противоправного оборота боеприпасов и взрывчатых веществ на указанной территории.

Продолжительность существования данной проблемы обусловлена размахом и масштабами боевых действий в годы Великой Отечественной войны, о чем отмечалось ранее, а также рядом иных факторов, основными из которых являются:

1) эпизодический характер работ по очистке местности от боеприпасов командами ОСОАВИАХИМа;

2) недостаточное финансирование военно-исторических и военно-патриотических клубов для проведения поисковых работ;

3) отсутствие в настоящее время государственных организаций, профессионально занимающихся очисткой местности от боеприпасов;

4) недостаточное оснащение приборами обнаружения и поиска боеприпасов, а также низкие рабочие характеристики штатных моделей таких приборов.

«В период с 1944 по 1946 годы командами ОСОАВИАХИМа были проведены мероприятия по сплошному разминированию местности от взрывоопасных предметов. Минеры очистили от различной взрывной германской техники около миллиона квадратных километров советской земли, отыскали и уничтожили более 15 миллионов мин различных типов, 60 миллионов неразорвавшихся снарядов, авиабомб, гранат и другой взрывоопасной техники» [2].

Но, как известно, даже тщательное производство работ по разминированию не обеспечивает полное отсутствие боеприпасов и взрывчатых веществ на местности, где проходили бои. В этих условиях оперативные службы органов внутренних дел не всегда оказываются в достаточной степени готовыми к осложнению оперативной обстановки.

В настоящее время на основе данных по очистке местности от взрывоопасных объектов были выделены две основные группы боеприпасов:

1) боеприпасы, которые были применены по прямому назначению в ходе боевых действий (то есть стрельба из орудий и минирование), но не сработали. Такие боеприпасы наиболее опасны, так как они находятся в боевом положении, а их отказ произошел по техническим причинам. Во время ВОВ по данным специалистов средний отказ составлял от 5 до 7% от общего количества боеприпасов. А отдельные группы артиллерийских боеприпасов, такие как минометные мины, отказывали в 15 — 30% случаев.

Боеприпасы этой группы чаще всего являются объектами незаконного оборота благодаря их широкому распространению на местности и небольшой глубине залегания в грунте, а также недостаточному вниманию, уделенному им во время разминирования территорий;

2) боеприпасы, которые не применялись по прямому назначению, но по каким-либо причинам остались неиспользованными. К этой группе относятся артиллерийские, авиационные, инженерные, морские боеприпасы и боеприпасы ближнего боя, оставшиеся на полевых складах и огневых позициях, в поврежденных боевых машинах, кораблях, самолетах.

Боеприпасы этой группы встречаются локально, что затрудняет их поиск, но в отличие от объектов первой группы однотипны, что упрощает их использование в преступных целях, и многочисленны в местах обнаружения.

Боеприпасы периода Великой Отечественной войны составляют порядка 5% от общего количества боеприпасов, находящихся в незаконном обороте. Поступление данной группы боеприпасов в незаконный оборот происходит как умышленно, так и случайно.

Анализ следственной практики свидетельствует о наличии следующих типовых ситуаций, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам ОВД в ходе выявления и расследования фактов незаконного оборота боеприпасов и взрывчатых веществ периода ВОВ:

1) боеприпас обнаружен случайно (когда цель найти боеприпас не ставилась);

2) боеприпас был приобретен или получен в подарок, как сувенир;

3) боеприпас был целенаправленно найден на месте боевых действий периода ВОВ, при производстве поисковых либо археологических работ для его использования;

4) боеприпас использовался в качестве бытового предмета, ввиду отсутствия знаний о его боевых свойствах.

5) боеприпас был найден с целью его обезвреживания и сдачи корпуса в пункт металлоприема.

Трудности, с которыми приходится сталкиваться на практике по делам рассматриваемой категории, связанны преимущественно с тем, что сотрудники ОВД в недостаточной мере владеют методами расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом боеприпасов и взрывчатых веществ, а также правилами обращения с указанными объектами незаконного оборота, что приводит к некачественному производству следственных действий и несчастным случаям. Иногда сотрудники ОВД не способны даже грамотно описать боеприпас либо его части в протоколе осмотра места происшествия.

В этих условиях подготовка сотрудников ОВД приобретает особую актуальность и значимость, поскольку процесс раскрытия и расследования преступлений рассматриваемой категории имеет свои особенности и требует дальнейшей активизации работы в указанном направлении.

Как показывает следственная практика, низкая эффективность расследования данного вида преступлений вызвана, в числе прочих причин, недостатком соответствующих теоретических разработок и практических рекомендаций.

Исходя из анализа сложившейся ситуации были выдвинуты следующие предложения:

1) создать единую информационную базу на основе архивных документов о номенклатуре боеприпасов периода ВОВ как отечественного, так и зарубежного производства, использовавшихся в ходе боевых действий на территории Краснодарского края;

2) для оперативных аппаратов составить аналитические справки на основе карт боевых действий для выявления потенциально опасных участков, где возможно совершение преступлений указанной группы;

3) для оперативных работников, участковых и сотрудников ППС организовать курсы на базе музеев по описанию боеприпасов и их основных частей, а также инструктажи по технике безопасности в ходе осмотров мест происшествий, связанных с обнаружением боеприпасов времен ВОВ;

4) ужесточить контроль над деятельностью поисковых и исторических клубов с целью выявления недобросовестного исполнения их членами своих обязанностей;

5) провести работы по очистке местности от боеприпасов периода ВОВ;

6) обеспечить участие специалистов-взрывотехников в следственных действиях по делам о незаконном обороте боеприпасов и взрывчатых веществ;

7) оснастить группы ЭКЦ и иные подразделения ОВД современной поисковой техникой и в первую очередь экспресс-анализаторами взрывчатых веществ;

8) проводить оперативно-профилактические операции «Арсенал», «Оружие», «Вихрь-Антитеррор» и т. д. в тесном взаимодействии с воинскими частями, МО, подразделениями ФСБ, МЧС России и другими службами и ведомствами, так или иначе связанными с взрывотехническими объектами.

Литература

1. Военно-историческая справка. Оценка наличия взрывоопасных предметов времен Второй мировой войны на землеотводе трассы строительства трубопровода КТК в Ставропольском и Краснодарском краях. Москва, 1998.

2. Данные взяты из журналов: За оборону г. Москва N 16 от 1945 года и N 1 — 2 от 1947 г.

——————————————————————