Реализация требований протокола по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V от 27 ноября 2003 г.)

(Пигий И. В.)

(«Военно-юридический журнал», 2010, N 8)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОТОКОЛА ПО ВЗРЫВООПАСНЫМ

ПЕРЕЖИТКАМ ВОЙНЫ (ПРОТОКОЛ V ОТ 27 НОЯБРЯ 2003 Г.)

И. В. ПИГИЙ

Пигий И. В., подполковник.

Наличие на поле боя огромного количества неразорвавшихся боеприпасов является проблемой мирового масштаба, так как именно от неразорвавшихся боеприпасов в мире ежегодно гибнут тысячи и тысячи ни в чем не повинных людей. Особенно страшной эта цифра становится, если принять во внимание тот факт, что от взрывоопасных пережитков войны гибнут в основном дети.

Не отрицая сам факт возможности возникновения вооруженного конфликта между государствами, международное гуманитарное право (МГП) стремится облегчить, насколько возможно, следствия вооруженной борьбы, а взрывоопасные объекты, неразорвавшиеся мины и боеприпасы являются одним из самых опасных последствий вооруженного конфликта.

Страдания лиц, не причастных к вооруженному конфликту, как и страдания лиц, получивших ранения, причиняющие чрезмерные страдания, являются одним из основных объектов внимания МГП.

Какова история МГП, связанная с причинением чрезмерных страданий?

В 1980 г. была принята Конвенция ООН, известная как Женевская конвенция «О запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Она включает несколько дополнительных протоколов:

— Протокол I «О необнаруживаемых осколках»;

— Протокол II «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств»;

— Протокол III «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия».

В 1995 г. был дополнительно был принят Протокол IV «Об ослепляющем лазерном оружии», а в 2003 г. — Протокол V «По взрывоопасным пережиткам войны».

Необходимо отметить, что одним из инициаторов создания последнего документа была Российская Федерация.

После его (Протокола) доработки наше государство ратифицировало его в прошлом году (Федеральный закон принят Госдумой 25 апреля, одобрен Советом Федерации 6 мая и утвержден Президентом РФ 16 мая 2008 г.). Ратификация Протокола позволяет адаптировать положения Конвенции и ее Протоколов к современным реалиям, что отвечает интересам Российской Федерации.

В чем суть Протокола о взрывоопасных пережитках войны?

Дается определение взрывоопасных пережитков войны.

Взрывоопасные пережитки войны (ВПВ) включают в себя взрывоопасные боеприпасы, которые были инициированы, снаряжены, взведены или как-либо иначе приготовлены к применению, но не взорвались (неразорвавшиеся боеприпасы) и взрывоопасные боеприпасы, которые не были применены в ходе вооруженного конфликта (оставленные взрывоопасные боеприпасы). Такие боеприпасы включают в себя артиллерийские снаряды, минометные мины, ручные гранаты и другие виды оружия. Протокол не применяется к видам оружия, на которые распространяется дополненный Протокол II (мины, мины-ловушки и другие устройства).

Протокол требует от каждой стороны в вооруженном конфликте:

А. В ходе конфликта:

— регистрировать информацию о взрывчатых боеприпасах, которые были использованы или оставлены их вооруженными силами;

— информация должна включать сведения о типах и приблизительном количестве взрывчатых боеприпасов, которые были применены, местоположение районов, поражавшихся при помощи взрывоопасных боеприпасов, метод обнаружения и безопасного уничтожения боеприпасов.

Б. После окончания активных боевых действий:

— расчистить территорию, находящуюся под ее контролем, от ВПВ;

— предоставить техническую, материальную или финансовую помощь, содействуя уничтожению ВПВ, оставшихся после проведения ею операций на территории, которая не находится под ее контролем (такая помощь может предоставляться стороне, контролирующей соответствующую территорию непосредственно, или через третьи стороны, такие как ООН, НПО или другие организации);

— принимать все практически возможные меры предосторожности для защиты гражданских лиц от ВПВ;

— предоставлять зарегистрированную ею информацию о взрывоопасных боеприпасах, которые использовали или оставили ее вооруженные силы, организациям, занимающимся уничтожением ВПВ или осуществляющим программы по информированию населения об опасности подобных устройств;

— предоставить защиту гуманитарным миссиям и организациям от воздействия ВПВ и по просьбе таких организаций предоставлять информацию о местоположении опасных районов.

Для чего нужен этот Протокол? Его применение содействует дальнейшему развитию международного гуманитарного права, ведет к ограничениям страданий и потерь среди гражданских лиц и военнослужащих.

Протокол указывает на конкретные меры, которые должны быть приняты сторонами в постконфликтный период с тем, чтобы снизить число жертв взрывоопасных пережитков войны. Он требует от всех государств — участников обеспечения подготовки личного состава вооруженных сил, отвечающую обязательствам, вытекающим из Протокола, а также издать необходимые инструкции для силовых структур и других соответствующих ведомств.

В нашем случае это в первую очередь Наставление по международному гуманитарному праву. У нас есть уже ряд документов, например Инструкция по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов, Памятка военнослужащему инженерно-саперных подразделений при действиях в условиях применения минно-взрывных заграждений и другие, но они рассматривают лишь частные случаи, поэтому необходима разработка более конкретных практических нормативных актов для ВС РФ, соответствующих Протоколу V.

В каких положениях нового Наставления нашли отражения данного Протокола?

В главе 4 проекта Наставления «Ведение боевых действий». У многих людей это вызывает несколько неправильную реакцию — дескать, что тут такого, разминировали местность и все. На самом же деле нужно провести работу очень большого объема. Например, за 2002 г. в РФ обезврежено и уничтожено почти 1,5 млн. шт. взрывоопасных предметов (ЛенВО — 28787, МВО — 2165, ПУрВО — 558, СКВО — 59627, СибВО — 1057989, ДВО — 367760). Причем эта цифра, по сравнению с 2001 г., возросла более чем в три раза (за 2001 г. обезврежено 465368 ВОП). Этому всему должна предшествовать большая работа.

Вместе с тем эта работа касается не только инженерных войск. Кто будет заниматься вопросами регистрации взрывоопасных предметов, так как это одно из обязательств государства, предусмотренных Протоколом, — регистрация НРБ и оставленных взрывоопасных боеприпасов? Это не отработано не только в ходе боевых действий, а даже на учениях (сколько снарядов выпущено, сколько взорвалось, сколько не взорвалось и где?).

Рассмотрим пример полевого склада боеприпасов. При отходе, отводе его бросили и ушли. Кто это фиксирует? Никто. Боеприпасы попросту списываются как израсходованные. В каком документе это регламентировано? Ни в каком.

Еще один вопрос, которым сегодня занимается, пожалуй, только одна в мире организация — Международный комитет Красного Креста, а именно работа с мирным населением в зоне боевых действий, доведение до людей степени риска при обращении с любыми неизвестными предметами (в Протоколе задача определена — оповещение, просвещение на предмет риска, маркировка, ограждение и мониторинг). Кто ее выполняет? Нужен конкретный ответ, конкретное должностное лицо.

Кто будет заниматься ограждением опасных участков местности? Знаки минных полей у нас имеются. Но нет такого знака, который обозначает взрывоопасные пережитки войны. Нужно что-то делать, нужны конкретные предложения.

Следующее — так называемые общие превентивные меры. Разработчикам нужно тщательно все обдумать, проанализировать все предложения, поступившие в ходе апробации проекта Наставления по применению норм МГП в ВС РФ, касающиеся Протокола V, изложить все так, чтобы коэффициент полезного действия в районе был 99,99%.

Для этого в проект Наставления включены конкретные положения, в том числе формы регистрации ВПБ, что, по сути, является подготовкой конкретных инструкций по любому виду деятельности в рамках Протокола V к Женевской конвенции «О запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие».

——————————————————————