Некоторые проблемы правового обеспечения проведения криминологических исследований и использования их результатов в деятельности ОВД

(Прокофьев Д. А.) («Российский следователь», 2010, N 1)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД

Д. А. ПРОКОФЬЕВ

Прокофьев Д. А., научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Дальневосточного юридического института МВД России.

В статье кратко обосновывается необходимость разработки единой стратегии правового обеспечения научно-исследовательской деятельности как основной меры по повышению эффективности использования результатов криминологических исследований в деятельности органов внутренних дел. Излагаются основные факторы, оказывающие влияние на построение стратегии правового обеспечения научно-исследовательской деятельности в МВД России, и главные меры, направленные на систематизацию нормативных правовых актов, регламентирующих рассматриваемую деятельность.

Проблему правового обеспечения научно-исследовательской деятельности (далее — НИД) можно охарактеризовать словами М. В. Волынкиной: «Состояние современного законодательства о науке и научно-технической деятельности характеризуется сильной раздробленностью, оторванностью одного нормативного акта от другого, отставанием от существующего правового массива по степени конкретизации и юридической технике» <1>. ——————————— <1> Волынская М. В. О проблемах законодательного обеспечения научной и научно-технической деятельности. URL: http://www. igumo. ru/nauka/innovacii/stat/.

Проведение криминологических исследований и использование их результатов в деятельности ОВД с теоретической точки зрения осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регламентирующих научную и научно-техническую деятельность, нормативных правовых актов МВД России, а также Положения «Об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД Российской Федерации» (утверждено Приказом МВД России от 28 декабря 2005 г. N 1055 «Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России» (далее — Приказ МВД России N 1055)). На практике же данная деятельность организована в соответствии с требованиями Приказа МВД России N 1055. Это самый объемный правовой акт из действовавших ранее, однако он не регламентирует весь процесс проведения криминологических исследований и использования их результатов в деятельности ОВД. В то же время положения «иных нормативных правовых актов, регламентирующих научную и научно-техническую деятельность» (Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и т. д.) не находят практического применения. Нереализованность положений федерального законодательства о науке и научно-технической политике в нормативных правовых актах МВД России снижает регулятивный потенциал первых, создает ощущение их декларативности. В процессе проведения диссертационного исследования по теме «Использование результатов криминологических исследований в деятельности ОВД» нами было проведено анкетирование в целях определения недостатков в правовом обеспечении рассматриваемой деятельности. В нем приняли участие 152 респондента — руководители ОВД, занимающие должности от начальников отделов до заместителей министра внутренних дел и начальников УВД по субъектам Дальневосточного федерального округа. Средний стаж службы респондентов в занимаемой должности составляет около четырех лет, более 95% из них имеют высшее юридическое образование. Итоги анкетирования позволили сделать следующие выводы: 1) по мнению 76,3% респондентов, использование результатов криминологических исследований является одним из основных условий эффективного противодействия преступности; 2) 62,5% из числа опрошенных признают, что эффективному использованию результатов криминологических исследований в деятельности ОВД препятствуют некоторые недостатки в правовом обеспечении НИД в МВД России. Основными проблемами, требующими разрешения на правовом уровне, по мнению участников опроса, являются: — система управления НИД (с учетом необходимых элементов самоуправления), ее субъектов и их правового статуса; — механизм государственного финансирования исследований и поддержки научных школ, адекватного рыночной экономике; — условия для реальной конкуренции между научно-исследовательскими коллективами при распределении государственных заказов и грантов; — основа для подготовки научных кадров, защиты интересов научного сообщества; 3) 43,3% респондентов предлагают в качестве основной меры по совершенствованию правовой основы проведения криминологических исследований и использования их результатов выработку единой стратегии правового обеспечения НИД. Термин «стратегия» использован в данном случае не случайно. Данное понятие взяло свое начало в теории военного дела и трактовалось как «составная часть военного искусства, представляющая ее высшую область. Она охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, ее планирование и ведение» <2>. ——————————— <2> Большая Советская энциклопедия. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1976. Т. 24. Книга 1. С. 547.

Современное понимание стратегии сводится к «способу использования средств и ресурсов, направленному на достижение цели операции. Стратегия определяется принимаемыми значениями управляемых переменных. Для выбора этих значений важно знать также условия «внешней среды», т. е. значения неуправляемых переменных» <3>. ——————————— <3> URL: http://slovari. yandex. ru/dict/lopatnikov/article/lop/lop-1483.htm.

Учитывая вышесказанное, предлагается под стратегией правового обеспечения НИД понимать систему принципов и приоритетов (своеобразную «расстановку сил и средств»), закрепленных в законодательных и нормативных правовых актах и определяющих государственную политику в рассматриваемой сфере. При построении стратегии правового обеспечения НИД в МВД России необходимо учитывать следующие положения: — наука отнесена к числу высших приоритетов российского государства; — в современных условиях НИД, в том числе в МВД России, не может рассматриваться вне контекста рыночных отношений; — круг вопросов в области научной деятельности, требующих правового регламентирования, значительно шире нормотворческих полномочий МВД России; — развитие системы правового обеспечения НИД в МВД России подчинено основным тенденциям правового регулирования научной деятельности на государственном уровне; — стоящие перед органами внутренних дел задачи определяют их деятельность, в том числе и связанную с использованием результатов научных исследований, как специфический предмет правового регулирования. Учитывая вышесказанное, предлагаем для формирования единой стратегии правового обеспечения НИД: 1) привести нормативно-правовые акты МВД России, регламентирующие проведение научных исследований (в том числе и криминологических) и использование их результатов в деятельности ОВД, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации; 2) своевременно изменять и дополнять законодательные и нормативные правовые акты в области науки и научно-технической политики с учетом экономических, политических и иных значимых обстоятельств. Главной целью такой стратегии должно выступить создание на правовом уровне условий для совершенствования деятельности ОВД на основе использования результатов научных исследований. Разработка стратегии правового обеспечения НИД, по нашему мнению, предполагает комплексный подход к формированию единого правового поля на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и нормативных правовых актов МВД России. При этом федеральное законодательство (и в первую очередь Конституция РФ) должно определять общую концепцию правового обеспечения НИД, а ведомственная нормативно-правовая база призвана конкретизировать его положения с учетом отраслевой специфики. Так, в ст. 26 Конституции СССР говорилось, что «государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни» <4>. Данное положение Основного Закона государства предопределило в свое время значимость использования результатов научных исследований и стало основой для формирования остального законодательства в области науки и научно-технической политики. ——————————— <4> Конституция СССР 1977 г. URL: http://constitution. garant. ru/DOC_1491566.htm.

Разработка единой стратегии правового обеспечения НИД в МВД России позволит не только систематизировать законодательство в данной области, решить наиболее существенные задачи, стоящие перед наукой, но и существенно расширит межотраслевые связи в области научного обеспечения деятельности ОВД, создаст предпосылки для привлечения и подготовки научных кадров и в конечном итоге положительно скажется на эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

——————————————————————