Административно-правовое регулирование внедрения научной продукции в практику деятельности органов внутренних дел: проблемы и пути их решения
(Мацкевич Р. С.) («Административное право и процесс», 2011, N 12)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ПРАКТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ <*>
Р. С. МАЦКЕВИЧ
——————————— <*> Настоящая работа подготовлена с использованием СПС «КонсультантПлюс».
Мацкевич Ростислав Сергеевич, начальник центра организационного обеспечения научно-исследовательских работ ВНИИ МВД России, полковник полиции, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации.
Рассматриваются наиболее значимые вопросы организации научно-методического обеспечения системы МВД России, роль и место науки в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, основные этапы и методы внедрения научной продукции в практику работы подразделений МВД России.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, внедрение, эффективность, научная продукция, заказчик.
Administrative-law regulation of introduction of scientific production into the practice of activity of agencies of internal affairs: problems and ways of solution thereof R. S. Matskevich
The author considers the most important issues of organization of scientific-methods provision of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, role and place of science in improvement of efficiency of operative-service activity of agencies of internal affairs, basic stages and methods of introduction of scientific production into the practice of work of sub-departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words: scientific-methods provision, introduction, efficiency, scientific production, customer.
На протяжении полутора десятков лет в МВД России неоднократно рассматривался вопрос об активизации внедрения результатов научных исследований в практическую деятельность органов внутренних дел. И это не случайно. Реалии сегодняшнего дня таковы, что возможности и ресурсы для экстенсивного развития системы МВД России исчерпаны. Дальнейшее количественное наращивание сил и средств борьбы с преступностью невозможно. Не зря в ходе проходящего в настоящее время реформирования численность Министерства внутренних дел Российской Федерации сокращается на 22%. Закономерно возникает вопрос: чем же ответить на угрозы и вызовы преступности? По мнению автора, прежде всего существенным повышением качества и эффективности работы органов внутренних дел <1>. При этом одним из важнейших условий повышения качества и эффективности оперативно-служебной деятельности ОВД является внедрение в их работу передовых научных разработок и методик. ——————————— <1> Далее — ОВД.
Что же мы имеем сегодня? К сожалению, до настоящего времени не удалось преодолеть существующий разрыв между результатами научно-исследовательской деятельности и потребностью в них практических органов, часть из которых по-прежнему не использует в своей работе современные инновационные технологии и методики борьбы с преступностью. Система внедрения научной продукции практически не работает, так как не имеет четкого механизма и сроков реализации соответствующих этапов, не определяет ответственности руководителей органов внутренних дел всех уровней за его результаты, сводит весь процесс внедрения в лучшем случае к простому доведению научных разработок до практических работников <2>. ——————————— <2> Мацкевич Р. С. // Юридический мир. 2009. N 8. С. 14 — 18.
В подтверждение сказанного приведем данные, полученные в ходе изучения состояния и эффективности научного обеспечения деятельности ОВД, проведенного сотрудниками ВНИИ МВД России в июле — октябре 2008 г. и марте — июне 2010 г. В ходе мониторинга был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 379 руководящих сотрудников органов внутренних дел девяти регионов Российской Федерации (МВД по Чеченской Республике и Республике Татарстан, ГУВД по г. Москве, ГУВД по Иркутской, Ростовской и Московской областям, УВД по Хабаровскому и Приморскому краям, УВД по Омской области). В группу экспертов вошли преимущественно работники штабных подразделений органов внутренних дел, не имеющие опыта научной деятельности, с высшим юридическим образованием, общий стаж работы которых в органах внутренних дел составлял свыше 5 лет. Около 30% опрошенных сотрудников отметили, что количество поступающей в органы внутренних дел научной продукции института явно недостаточно. Особенно это касается материалов прогнозного характера (43%), аналитических (38%) и справочно-информационных материалов (36%). Более половины считают основной причиной сложившейся ситуации то, что далеко не все научные разработки доходят до практических работников, зачастую «оседают» в кабинетах начальников. Значительная часть респондентов считают причиной недостатков в научно-методическом обеспечении деятельности ОВД несовершенство организационно-штатного построения подразделений. Нередко за рассматриваемым участком работы закреплено по одному сотруднику в аппаратах управления, что, на взгляд автора, явно недостаточно. Анализ должностных инструкций сотрудников, на которых возложены обязанности по внедрению научных разработок и передового опыта, показывает, что при идеальном варианте они могут уделить этому направлению в среднем лишь 16% служебного времени. Все остальное время они выполняют другие обязанности. Возникает естественный вопрос: существует ли какая-либо административно-правовая регламентация данного процесса? Да, существует. Но она, по мнению автора, далеко не совершенна. В соответствии с п. 65 Положения об организации научной и научно-технической деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <3> и п. 6 Инструкции о порядке внедрения научной продукции в деятельность органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России <4>, утвержденных Приказом МВД России от 28 декабря 2005 г. N 1055 «Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России», ответственными за внедрение результатов НИОКР являются подразделения МВД России, заказавшие их проведение. ——————————— <3> Далее — Положение. <4> Далее — Инструкция.
Согласно п. 68 Положения организационное обеспечение внедрения научной продукции осуществляют Секции Совета МВД России по науке и передовому опыту <5>, координацию и контроль организации деятельности которых ранее осуществлял ОАД МВД России, а в настоящее время ДГСК МВД России. ——————————— <5> Далее — Секции.
Кроме того, в соответствии с п. 12.3 Инструкции формы авторского сопровождения внедрения научной продукции, которое п. 15 этой же Инструкции поручено исполнителям НИР, также определяют Секции, т. е. опять же заказчик. Таким образом, можно обоснованно констатировать, что существующий нормативный правовой акт Министерства фактически устраняет производителя научной продукции (ниу и вузы) от участия во внедрении результатов своей же деятельности и не дает возможности получать от заказчиков объективную информацию о ходе внедрения. В качестве наглядного примера можно привести следующие данные. Пунктом 70 Положения заказчику предписано в 30-дневный срок после внедрения научной продукции оформить акт внедрения, копию которого направить разработчику ННТП <6>. На самом деле этого не происходит. ——————————— <6> ННТП — научная и научно-техническая продукция.
Так, ВНИИ МВД России в 2009 г. по заявкам ОВД подготовил 209 научных разработок. Все они приняты заказчиками с положительными оценками. По состоянию на 1 мая 2011 г. акты внедрения научной продукции поступили на 69 разработок, что составляет всего 33% от числа принятых. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2010 г. Обязать заказчиков внедрять научную продукцию и своевременно сообщать об этом разработчики ННТП не имеют права. Коллегия МВД России <7> от 28 апреля 2009 г. N 2км/1 «О состоянии научного обеспечения деятельности системы МВД России и задачах на период 2009 — 2011 годов» проанализировала состояние дел и признала недостаточным уровень научного обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД и ВВ МВД России и в качестве приоритетной определила задачу создания эффективной системы научного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. ——————————— <7> Далее — Коллегия.
Во исполнение п. 8 решения Коллегии рабочая группа ВНИИ МВД России, в деятельности которой автор принимал самое непосредственное участие, в 2009 — 2010 гг. подготовила проект комплексного нормативного правового акта <8>, направленного на совершенствование существующего порядка организации научного и научно-технического обеспечения МВД России. ——————————— <8> Далее — проект приказа.
Одной из важнейших новаций указанного документа явилась разработка принципиально иного механизма внедрения научной продукции в практику деятельности органов внутренних дел, который определяет не только этапы и формы этой работы, но и жесткие сроки ее проведения, а также ответственность заказчиков научной продукции и права разработчиков НИР. Авторами проекта приказа более четко дано определение категории «внедрение». По нашему мнению, внедрение научной продукции <9> в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел и служебно-боевую деятельность внутренних войск МВД России — это процесс ее доведения до конечного потребителя, сотрудника и военнослужащего МВД России и апробация к практическому использованию с целью получения положительного результата. ——————————— <9> Далее — НП.
В проекте приказа наиболее полно, с учетом современных технологий, прописаны способы доведения научной продукции до сотрудников ОВД, определены методы ее внедрения заказчиком и формы авторского сопровождения. В частности, предложено внедрение НП осуществлять поэтапно. На первом (подготовительном) этапе внедрения результаты научно-исследовательских работ <10> доводятся до сведения потребителей НП. ——————————— <10> Далее — НИР.
Основные методы внедрения на данном этапе: а) публикация результатов НИР в виде отдельных изданий (монографий, пособий, методических рекомендаций и др.), статей в ведомственных СМИ и сборниках научных трудов, иной печатной продукции; б) распространение результатов НИР в электронном виде на электронных носителях, на сайтах подразделений МВД России, с помощью ведомственных информационных сетей и иных возможностей ЕИТКС, с помощью информационной сети Интернет и иных информационных сетей, с соблюдением требований режима секретности; в) обсуждение результатов НИР на научно-представительских мероприятиях: конференциях, семинарах, круглых столах и др.; г) изучение результатов НИР в системе служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск; д) использование результатов НИР в учебном процессе ведомственных образовательных учреждений. На втором (основном) этапе внедрения НП осуществляется ее апробация непосредственно в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России. Основным методом внедрения на данном этапе является использование результатов НИР: а) при оценке, анализе и прогнозе оперативной обстановки; б) при планировании и выработке управленческих решений; в) в ведомственном и ином нормотворчестве; г) при выполнении функций, возложенных на подразделения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. На третьем (заключительном) этапе внедрения подводятся итоги, обобщаются и анализируются результаты использования НП в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, вырабатываются предложения о целесообразности заказа дополнительных НИР, планируются мероприятия по дальнейшему распространению НП и опыта ее использования. Ответственными за внедрение НП определены подразделения МВД России, заказавшие проведение НИР. К новациям проекта приказа относится и определение конкретного срока внедрения. Заказчик будет обязан в течение одного года с момента подписания акта приемки НП осуществить ее внедрение и направить акт внедрения разработчику ННТП. Кроме того, не реже одного раза в полугодие заказчик должен информировать исполнителя НИР о ходе и результатах внедрения заказанной НП. Учитывая проблемы и недостатки в организации и осуществлении научно-методического обеспечения деятельности ОВД, выявленные сотрудниками ВНИИ МВД России в ходе ранее состоявшихся служебных командировок, особое внимание в проекте приказа было уделено созданию и функционированию научно-методических подразделений (отделов, отделений, групп) департаментов, главных управлений, управлений МВД России, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России по федеральным округам. К введению таких подразделений, по мнению авторов проекта приказа, следует отнести: организацию и непосредственное проведение апробации и внедрения НП в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел и служебно-боевую деятельность внутренних войск МВД России; организацию обучения личного состава в системе профессиональной и служебной подготовки научно разработанным приемам и методам работы; обеспечение распространения передового опыта использования НП в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России; осуществление контроля за состоянием информационных фондов и принятие меры по их эффективному использованию; информирование руководства в установленном порядке о результатах внедрения НП и эффективности ее влияния на решение оперативно-служебных и служебно-боевых задач, принятие непосредственного участия в подготовке планово-отчетной документации по внедрению НП. В проекте приказа немало других новаций, к примеру, регламентированы вопросы материального стимулирования труда ученых, совершенствования планирования научной деятельности и многое другое. По решению руководства Министерства вышеуказанный проект нормативного правового акта, кстати, согласованный с целым рядом подразделений центрального аппарата, был направлен в рабочую группу по реформированию МВД России. Учитывая, что в современных условиях эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел зависит не только от их профессиональных и личных качеств, но и во многом определяется ее научно-методическим обеспечением, автору статьи (как и многим сотрудникам ОВД) остается только надеяться, что проект данного нормативного правового акта МВД России не останется «под сукном», а после реформирования Министерства будет успешно реализован в деятельности полиции.
——————————————————————