Некоторые аспекты разработки проектов норм нагрузки судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции

(Органов Ю. М., Слюсарь Н. Б.)

(«Администратор суда», 2006, N 2)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ НОРМ НАГРУЗКИ

СУДЕЙ И РАБОТНИКОВ АППАРАТОВ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Ю. М. ОРГАНОВ, Н. Б. СЛЮСАРЬ

Органов Ю. М., начальник УГС Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Слюсарь Н. Б., заместитель начальника УГС, к. ю.н.

Во исполнение Постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 февраля 2005 г. N 72 «О Концепции федерального закона «О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппарата судов и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации» Судебным департаментом совместно с ФГУП НИИ труда Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (далее — НИИ труда) были подготовлены проекты норм нагрузки судей и нормативы численности работников аппаратов верховных, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, окружных (флотских) судов, а также аналогичный проект норм нагрузки судей районного звена.

Работа по подготовке проектов норм нагрузки велась в несколько этапов. Так, в начале 2005 г. были подготовлены нормы времени и методические рекомендации расчета норм нагрузки и направлены в суды и управления (органов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. В результате настоящие нормы нагрузки были рассчитаны по материалам более чем 280 районных (городских) и гарнизонных военных судов, и 68 верховных судов республик и приравненных к ним судов.

В ходе данного согласования Судебным департаментом получено значительное количество замечаний и предложений, в том числе в марте т. г. от членов Президиума Совета судей.

Большинство предложений и замечаний учтены. Однако некоторые замечания носили, на взгляд разработчика (НИИ труда), спорный характер и требовали дополнительного коллегиального рассмотрения.

В этой связи в апреле 2006 г. проекты норм нагрузки были вынесены на рассмотрение членов Комиссии по вопросам организационно-кадровой работы Совета судей Российской Федерации. На основе предложения данной Комиссии Совет судей Российской Федерации в своем Постановлении от 27 апреля 2006 г. N 157 «О реализации VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. в части разработки научно обоснованных норм нагрузки судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции» рекомендовал Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации организовать проведение апробации подготовленных проектов норм нагрузки судей и нормативов численности работников, итоги которой обсудит на очередном заседании Совета судей в ноябре-декабре т. г.

Во исполнение указанного Постановления Совета судей Российской Федерации Судебным департаментом была создана межведомственная рабочая группа с участием представителей НИИ труда и 23 мая 2006 г. принят соответствующий План мероприятий по доработке проектов норм нагрузки судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции. В данном Плане Судебным департаментом были предусмотрены такие мероприятия, как:

доработка норм нагрузки судей с учетом полученных в предыдущий период работы замечаний и предложений судейского сообщества и органов Судебного департамента;

проведение их апробации в более чем 20 судах по семи федеральным округам, обобщение и анализ результатов апробации, проведение с целью выработки единых подходов по доработке проектов норм нагрузки «круглого стола» (последняя декада октября т. г.);

проведение рабочего совещания с представителями Минздрава России и Научно-экспертного совета Судебного департамента (вторая декада ноября 2006 г.);

подготовка нормативного правового акта, регламентирующего утверждение указанных норм нагрузки и вынесение проектов на рассмотрение очередного заседания Совета судей Российской Федерации в ноябре т. г.

На основании данного Плана проведена подготовка новой редакции указанных проектов норм нагрузки, в ходе которой членами рабочей группы учтены основные замечания, поступившие в Судебный департамент из судов и от членов Совета судей Российской Федерации. Кроме этого, доработаны общие положения в целях приведения к единому изложению употребляемых по тексту терминов, изменены для идентичности структуры проектов норм нагрузки для областных, краевых и районных судов и др.

В августе т. г. проведена апробация указанных проектов в более чем 20 судах общей юрисдикции и органах судебного департамента по семи федеральным округам. Кроме этого, в Архангельском, Алтайском, Красноярском краевых судах, Московском районном суде Нижнего Новгорода и в Управлении Судебного департамента по г. Санкт-Петербургу прошли рабочие совещания с участием представителя рабочей группы, судей и работников аппаратов судов, участвующих в апробации.

Апробация и рабочие совещания проводились в судах, проявивших по итогам прошлых запросов наибольшую заинтересованность в их доработке.

По итогам апробации выявлены значительные расхождения во временных затратах на проведение процессуальных действий, а также получен ряд замечаний и дополнений по включению в таблицы иных наименований действий, осуществляемых судьями — связанных как с осуществлением правосудия, так и с выполнением требований законодательства о судебной системе Российской Федерации. Высказаны также предложения о введении дополнительных коэффициентов сложности для судей Крайнего Севера и с учетом особенности инфраструктуры труднодоступных районов.

Проведен глубокий анализ полученных предложений. Высказан ряд предложений об увеличении по некоторым позициям штатной численности аппаратов судов. Это связано с необходимостью организационного обеспечения осуществления правосудия, введением в судебной системе общей юрисдикции ГАС «Правосудие» и решением ряда иных проблем, связанных с реализацией положений новой Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы» на 2007 — 2011 гг. Согласование ряда полученных предложений и замечаний прошло 7 — 8 ноября т. г. в Москве в рамках обсуждения за круглым столом, посвященном разработке указанных проектов.

Предоставленные замечания судейским сообществом помогли специалистам Судебного департамента скорректировать ряд позиций положений проектов норм нагрузки судей, более точно определить время — затраты на проведение тех или иных действий судей, связанных с осуществлением как правосудия, так и иных действий, вытекающих из требований законодательства о судебной системе Российской Федерации. Итоги проведенной работы рассмотрены на оперативном совещании руководителей подразделений Судебного департамента 27.11.2006.

Руководство Судебного департамента в настоящее время констатирует, что закончен первый этап работы над проектами норм нагрузки судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции. В результате проведенных совместных мероприятий с представителями судейского сообщества и НИИ труда положения проектов норм нагрузки приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации. Таким образом, выполнена основная задача, установленная Концепцией разработки данных проектов норм нагрузки. Вместе с тем Судебный департамент полагает необходимым разработать концепцию следующего этапа работы разработки норм нагрузки судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции. В ходе следующего этапа этой работы представляется необходимым дополнить положения проектов норм нагрузки с учетом намеченных Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы позиций по совершенствованию организационного обеспечения судов, увеличения численности аппаратов судов. Кроме этого, полагаем целесообразным перед принятием норм нагрузки провести экспериментальный расчет численности судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе во вновь образованных субъектах Российской Федерации.

Проводится также работа по подготовке проекта нормативного правового акта по утверждению указанных норм нагрузки. Предполагается, что указанная работа с учетом прохождения согласования проектов норм нагрузки в установленном порядке в Минздравсоцразвития, Минфине, Минэкономразвития и Минюсте России будет проведена в течение 2007 г.

——————————————————————