Современное состояние сферы трудовых прав граждан
(Викторов И. С., Терентьева Е. В.) («Трудовое право», 2007, N 4)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
И. С. ВИКТОРОВ, Е. В. ТЕРЕНТЬЕВА
Викторов И. С., к. ю.н., заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.
Терентьева Е. В., к. ю.н., научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.
По мнению ведущих аналитиков, 2006 год стал годом социально ориентированной экономики. Это был год реализации заявленных Президентом страны национальных проектов, относящихся к жилищной сфере, здравоохранению, образованию и агропрому. Исходя из социальной значимости состояния законности, надзор за исполнением законодательства, направленного на реализацию национальных проектов, Генеральной прокуратурой определен в качестве одного из основных направлений прокурорской деятельности. Поэтому ключевым в деятельности прокуратуры оставался надзор за соблюдением прав граждан на оплату труда, на медицинскую помощь, жилищных и социальных прав. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. В последнем из них акцентировано внимание на том, что сегодня основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве. Президент подчеркнул, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества. Кроме того, отмечено, что во исполнение предложений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации 2005 г., уже приняты Законы, совершенствующие политическую систему, в частности, от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» <1>. ——————————— <1> Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая. N 97.
В период формирования российского общества проблемы прав человека приобретают особую значимость, поскольку они определяют сферу свободы личности, параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом; обеспечивают стабильность, устойчивое развитие общества, его нормативную деятельность. Особую роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства призвана выполнять российская прокуратура. Позитивные процессы в политической и социально-экономической жизни страны потребовали новых подходов к деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка. В 2006 г. органы прокуратуры осуществляли защиту прав и свобод человека и гражданина, а также решали задачи укрепления законности и правопорядка с учетом изменений и тенденций развития социальной, экономической и иных сфер. Анализ статистических данных свидетельствует, что сложившаяся ситуация в сфере трудовых прав граждан продолжает оставаться сложной. Изучение и анализ статистических данных Генеральной прокуратуры РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ, ознакомление с материалами прокурорского надзора, с годовыми отчетами Рострудинспекции и Роструда, научными публикациями и сообщениями в средствах массовой информации, проведенные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что в целом на территории России общее положение с соблюдением трудовых прав граждан продолжает оставаться неблагополучным, законодательство повсеместно нарушается, а общее количество выявляемых правонарушений в сфере труда ежегодно возрастает, чем причиняется огромный материальный ущерб и моральный урон значительной части работников. Так, согласно статистическим данным наибольшая часть правонарушений в социальной сфере приходится, как и прежде, на трудовые правоотношения, которые в 2006 г. составили более 63,7% общего числа правонарушений социального блока, выявленных прокурорами. В 2006 г. выявлено 769471 нарушение трудовых прав граждан, в том числе 59599 незаконных правовых актов (+ 11,8%), на которые принесено 58023 протеста (+ 11%), внесено 56616 представлений. К дисциплинарной ответственности привлечено 25817 человек, наказано в административном порядке 40794 человека, возбуждено 1068 уголовных дел, предостережено 20936 должностных лиц. В сфере трудовых правоотношений проблемная ситуация складывается в большей степени по вопросу оплаты труда, который составляет более чем 2/3 всех нарушенных трудовых прав граждан (в 2006 г. прокурорами выявлено 769471 такое нарушение, из них 551580 — по вопросу оплаты труда). Анализируя состояние законности в сфере оплаты труда, прокуроры субъектов Федерации своевременно организовывали и осуществляли надзорные мероприятия. В 2006 г. было выявлено 551580 нарушений законодательства об оплате труда, в том числе 15799 незаконных правовых актов. В целях их устранения внесено 32167 представлений, принесено 15505 протестов, направлено в суды 340550 исков в защиту нарушенных прав работников и возбуждено 661 уголовное дело. По инициативе прокуроров 9955 человек привлечено к дисциплинарной ответственности, 23670 виновных лиц наказаны в административном порядке, 14277 должностным лицам объявлены предостережения. Положительное влияние на ситуацию с выплатой вознаграждения за труд оказывает деятельность органов прокуратуры по применению дисквалификации руководителей, систематически нарушающих сроки выплаты заработной платы. Анализ практики применения дисквалификации свидетельствует об эффективности данного вида наказания. В целом по стране в 2006 г. по постановлениям прокуроров дисквалифицировано более тысячи руководителей. По требованиям прокуроров органами внутренних дел приняты необходимые меры по формированию реестра дисквалифицированных лиц и налажен учет лиц, подвергнутых административному наказанию в виде дисквалификации. Прокуроры уделяют особое внимание вопросам ликвидации задолженности по заработной плате в организациях, находящихся на различных стадиях банкротства, и принимают правовые меры ответственности к арбитражным и конкурсным управляющим, допускающим противоправные действия. Прокурорские проверки свидетельствуют, что Федеральная служба по труду и занятости и государственные инспекции труда в регионах не в полном объеме выполняют возложенные на них обязанности по защите прав граждан на своевременное и в полном объеме вознаграждение за труд, не используют предоставленные им законом полномочия по своевременному предупреждению и пресечению таких правонарушений, в том числе в этой важнейшей сфере. О серьезности нарушений свидетельствует представленное ниже представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Н. И. Савченко «Об устранении нарушений законодательства в деятельности органов Федеральной службы по труду и занятости в сфере оплаты труда», направленное в 2006 г. руководителю Федеральной службы по труду и занятости — Главному государственному инспектору труда Российской Федерации М. А. Топилину. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что в ряде регионов территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляются не на должном уровне, не в полном объеме обеспечивается защита конституционного права граждан на вознаграждение за труд. Несмотря на многочисленные нарушения законодательства в сфере оплаты труда, органы Государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации (далее — Инспекция) предоставленные им полномочия по их устранению и привлечению к ответственности виновных в этом работодателей и должностных лиц используют неэффективно, принимаемые инспекторами меры на этом направлении деятельности явно недостаточны и не адекватны сложившейся неблагополучной ситуации. По данным Федеральной службы государственной статистики, суммарная задолженность по заработной плате на 1 марта 2006 года составила 7591 млн. руб., увеличившись по сравнению с 1 февраля 2006 года на 405 млн. руб. (5,6%). Все еще не удается ликвидировать бюджетную задолженность. Недофинансирование из бюджетов всех уровней составляет 402 млн. руб. Из общего объема задолженности по заработной плате, образовавшейся из-за недофинансирования из федерального бюджета, 47 млн. руб., или 50%, приходилось на Москву, Мурманскую, Саратовскую области, главным образом на организации науки и обрабатывающие производства. В 40 субъектах Российской Федерации эта задолженность отсутствовала. По данным статистики, на 1 марта 2006 года просроченная задолженность из-за недофинансирования из местных бюджетов отсутствовала только в 26 субъектах Российской Федерации. Около половины задолженности, образовавшейся по этой причине, приходится на Читинскую область (40,6 млн. руб.), Хабаровский край (39,5 млн. руб.), Карачаево-Черкесскую Республику (20 млн. руб.). Согласно статистической отчетности 95% от общей суммы просроченной задолженности — задолженность по заработной плате, возникшая из-за отсутствия у организаций собственных средств (7189 млн. руб.), которая за указанный период увеличилась в 54 субъектах Российской Федерации. Пятая часть ее общего объема приходится на Алтайский, Хабаровский края, Камчатскую, Новосибирскую и Омскую области, в которых размер указанной задолженности составил от 217 млн. до 385 млн. руб. В целом по стране задолженность по заработной плате на рассматриваемый период имели 1,1 млн. человек (каждый 27-й работник), из них 36% — работники сельского хозяйства, 20% — занятые в строительстве, управлении недвижимым имуществом, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Материалы прокурорских проверок показывают, что руководители и должностные лица инспекций фактически самоустранились от исполнения возложенных на них трудовым законодательством полномочий по выявлению и пресечению нарушений закона, защите прав граждан на своевременное и в полном объеме вознаграждение за труд. Не отвечают предъявляемым требованиям осуществляемые инспекциями в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) проверки по выявлению и устранению нарушений законодательства об оплате труда. Зачастую они проводятся поверхностно, не в полном объеме, без учета и анализа состояния законности в данной сфере. Так, в ходе комплексных проверок предприятий и организаций Троицкого и Курьинского районов Алтайского края инспекторами были выявлены нарушения законодательства только на трех предприятиях. В то же время задолженность по заработной плате в этих районах имелась на 21 предприятии и в организации на сумму свыше 9 млн. руб. При наличии соответствующей информации о задолженности по заработной плате длительное время не планировались и не осуществлялись проверочные мероприятия более чем в 60 хозяйствующих субъектах Красноярского края. В Кировской области в 2006 году Инспекцией было охвачено проверками менее 20% предприятий-должников. При этом 106 проверок из 154 были проведены на предприятиях, не имеющих задолженности по заработной плате. Не были организованы проверки и не выяснены причины длительной невыплаты инспекцией труда в Брянской области по жалобам граждан А., Б., Г., Е. и Л. Подобного характера нарушения допущены при рассмотрении жалоб граждан инспекциями труда в Кировской, Рязанской, Тульской, Ульяновской областях, Красноярском, Хабаровском краях и др. Неудовлетворительно осуществляется деятельность инспекций по устранению выявленных нарушений трудового законодательства. Во всех без исключения субъектах Российской Федерации прокурорами вскрыты факты нарушения инспекциями порядка оформления и предъявления обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о труде. Во многих из них единый учет предъявленных работодателям предписаний ведется с нарушениями или не ведется вовсе. Зачастую они выдаются неуполномоченными лицами, не ставятся отметки об их вручении, не определяются сроки их исполнения. Отдельные предписания необоснованно и преждевременно снимаются с контроля, а исполнение некоторых вообще не контролируется. Не получены ответы на предписания Инспекции в Ульяновской области, выданные 17 марта 2005 года директору МУП «Тагайское ЖКХ» С., 4 апреля 2005 года — генеральному директору ОАО «Автодеталь-Сервис» К., 9 декабря 2005 года — индивидуальному предпринимателю Н. При этом указанные лица к ответственности за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), предусмотренный ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекались. С 2004 года не исполняются руководителями предприятий и организаций Целинного района Алтайского края предписания Инспекции по устранению нарушений законодательства об оплате труда. При этом к административной ответственности привлечено лишь одно должностное лицо. В Ненецком автономном округе исполняется только каждое второе предписание, и то не в полном объеме. Отсутствует контроль за их исполнением в инспекциях труда в Красноярском, Приморском краях, Брянской, Новосибирской, Саратовской, Читинской областях и др. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Вопреки данной норме Закона инспекторами труда при установлении фактов невыплаты заработной платы, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ, не всегда направляются в правоохранительные органы информация и соответствующие материалы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Так, в ходе проверки коллективных обращений работников МУП ЖКХ села А. инспекцией труда в Хабаровском крае были выявлены факты невыплаты заработной платы около 5 месяцев. Государственным инспектором труда в Приморском крае установлены случаи задержки выплаты заработной платы свыше трех месяцев на сумму 1353 тыс. руб. работникам филиала ГУП «ГОССМЭП МВД РФ». Однако материалы проверки и информация о наличии в действиях руководства предприятий и общества признаков уголовно наказуемого деяния в органы прокуратуры не направлялись. За последние три года в органы прокуратуры Башкортостана из Инспекции поступило всего два материала для принятия решения в порядке уголовно-процессуального законодательства. Ни одного материала для привлечения к уголовной ответственности работодателей за нарушения законодательства об оплате труда не было направлено в органы прокуратуры в 2005 году инспекциями в 27 субъектах Российской Федерации (республики: Адыгея, Ингушетия, Тыва, Кабардино-Балкарская, Удмурдская, Чеченская; области: Вологодская, Воронежская, Калининградская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тульская и др.). Вместе с тем органами прокуратуры по многочисленным фактам невыплаты заработной платы в этих регионах возбуждено 256 уголовных дел. Прокуратурой Свердловской области по результатам прокурорских проверок возбуждено 74 уголовных дела, органами прокуратуры Воронежской и Самарской областей — по 24, Смоленской области — 23, Тульской области — 18. В январе — феврале 2006 года не поступали такие материалы в правоохранительные органы более чем из 70 инспекций субъектов Российской Федерации. Не соответствуют сложившейся ситуации в сфере оплаты труда принимаемые инспекциями меры по привлечению к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения прав граждан в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетов различных уровней. В 2005 году по материалам проверок инспекций меры дисциплинарного воздействия применены лишь в отношении 180 лиц. Вместе с тем в этих организациях было выявлено около 3500 случаев незаконной задержки заработной платы работникам бюджетной сферы. Только в январе — феврале 2006 года вскрыто 1770 нарушений, привлечено 170 лиц. При наличии многочисленных фактов нарушения должностными лицами трудовых прав граждан не направлялись представления о принятии мер дисциплинарного характера в отношении виновных инспекторами труда в республиках Алтай, Бурятия, Ингушетия, Татарстан, Тыва, Удмурдской, Чувашской, Чеченской, Алтайском крае, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Московской, Нижегородской, Ростовской областях и др. Должностные лица инспекций в субъектах Российской Федерации редко обращаются в суды в интересах граждан с исками о взыскании с работодателей задолженности по заработной плате в порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ. В январе — феврале 2006 года в суды было направлено всего 64 таких заявления (Чувашская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Омская и Новосибирская области). Из них удовлетворено 22 иска. Инспекции труда в 83 субъектах Российской Федерации исковые заявления в защиту прав граждан на оплату труда в 2006 году в суды не направляли. С 2004 года в суды не направлено ни одного иска в защиту прав граждан инспекцией труда в Республике Башкортостан. При этом судами в 2006 году удовлетворено свыше 3500 исковых заявлений на сумму более 20 млн. руб., направленных прокурорами в интересах работников. В крайне запущенном состоянии находится контроль за соблюдением законодательства об оплате труда в инспекции труда в Чеченской Республике. При наличии в республике задолженности по заработной плате свыше 1 млрд. руб. адекватные меры по ее погашению инспекцией не принимаются, материалы в правоохранительные органы не передаются, представления о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности не направляются, с исками в интересах граждан в суды она не обращается. Более того, руководство инспекции само допускает нарушения законодательства в сфере оплаты труда. Вопреки ст. 136 ТК РФ заработная плата инспекторам труда выплачивается один раз в месяц или в два месяца. Серьезные нарекания вызывает практика возбуждения административных производств и привлечения виновных к административной ответственности. В инспекциях труда в Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Архангельской, Кировской, Саратовской, Сахалинской, Ульяновской областях и других регионах допускались многочисленные нарушения при оформлении материалов и протоколов о нарушениях законодательства, не соблюдались сроки возбуждения и рассмотрения административных дел. Вопреки ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколах об административном правонарушении от 23 июня 2005 года в отношении заместителя директора НИИ «Мотор» Д. и главы администрации Кошкинского района Самарской области С., от 25 июля и 14 декабря 2005 года в отношении генеральных директоров ЗАО «Инвестиционная компания «Газинвест» С. и ЗАО «АИР» К. соответственно, составленных в инспекции труда в Самарской области, отсутствовали объяснения лиц, в отношении которых возбуждено дело, отметки о получении их копий. Вопреки ч. 1 ст. 28.5 этого же Кодекса в инспекции труда в Читинской области протокол об административном правонарушении директора ООО «Харагунский ДОК» был составлен по истечении 8 месяцев со дня совершения административного правонарушения. Имели место случаи необоснованного привлечения инспекторами труда работодателей и должностных лиц к административной ответственности. Так, в нарушение ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях инспекцией труда в Ульяновской области вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса директору ООО П. по истечении срока давности привлечения последнего к ответственности. Подобные нарушения были допущены инспекцией труда в Приморском крае при привлечении к административной ответственности директора МУП. По протестам прокуроров решения инспекторов отменены. Не всегда инспекторами труда соблюдаются требования ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о внесении в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению. В частности, по рассмотренным в 2005 году 494 административным делам инспекцией труда в Республике Башкортостан было внесено 13 таких представлений. В некоторых случаях допускалось необоснованное освобождение виновных должностных лиц от ответственности, неправомерное прекращение дел за малозначительностью или в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Так, постановлением инспекции труда в Архангельской области от 27 декабря 2005 года за малозначительностью прекращено производство по делу, возбужденное прокурором г. Северодвинска в отношении директора МУП «СМУ-7» А. за невыплату заработной платы 88 работникам на сумму 282 тыс. руб. Постановлением инспекции в Приморском крае неправомерно было прекращено дело об административном правонарушении в отношении директора МУП г. Владивостока Б. за отсутствием в действиях последнего состава правонарушения. В инспекции труда в Кировской области выявлены факты неправомерного освобождения от ответственности руководителей ФГУП «Чистые пруды», МП ЖКХ г. Мураши, ОАО «Кировское авиапредприятие». По протестам прокуроров незаконные постановления отменены и дела направлены на новое рассмотрение. Не во всех инспекциях налажен контроль за исполнением постановлений о наложении административных взысканий. Не всегда взыскиваются административные штрафы. Так, в инспекции труда в Ульяновской области отсутствовали документы об уплате штрафа директором ООО «Магазин «Стентор» Г. — 1500 руб., ООО «Мечта» П. — 1500 руб., ОАО «Ульяновский трест N 4» С. — 2000 руб. В 218 случаях несвоевременно были уплачены административные штрафы руководителями и должностными лицами хозяйствующих субъектов инспекторов труда в Самарской области, по 67 делам отсутствовали данные об их уплате. При этом меры по привлечению виновных лиц к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не применялись. В работе инспекций допускаются многочисленные нарушения порядка рассмотрения обращений и жалоб. Зачастую не соблюдаются сроки рассмотрения обращений и не во всех случаях даются ответы заявителям. Не направлялись ответы инспекцией труда в Ненецком автономном округе на обращения граждан В., К. от 9 сентября 2005 года и др. Более 5 месяцев находилось на рассмотрении инспекции труда в Ульяновской области обращение Ю. о нарушении трудовых прав. В итоге заявительнице был дан ответ разъяснительного характера. По существу, обращение не рассматривалось. Указанные нарушения имели место в инспекциях труда в Архангельской, Брянской, Сахалинской, Саратовской, Самарской областях, Приморском и Хабаровском краях и др. Прокурорами выявлены серьезные нарушения в деятельности инспекций в части соблюдения порядка ведения отчетности о проделанной работе. В целях создания видимости надлежащей организации работы некоторые инспекции необоснованно приводят в годовых статистических отчетах завышенные показатели количества проведенных проверок и принятых мер реагирования. Так, в статистическом отчете за 2005 год инспекции труда в Республике Мордовия отражено, что по протоколам инспекторов труда по ч. 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судами дисквалифицировано 9 должностных лиц. Вместе с тем дела об административном правонарушении по этой норме инспекцией труда в суды не направлялись. Кроме этого, в статистических данных Федеральной службы по труду и занятости за 2005 год, представленных в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, указано, что инспекцией труда в Алтайском крае направлено в органы прокуратуры для возбуждения уголовных дел 5 материалов, по которым возбуждено 1 уголовное дело. В действительности такие материалы в органы прокуратуры края не поступали. На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», заместитель Генерального прокурора потребовал: 1) рассмотреть представление и принять меры, обеспечивающие неукоснительное исполнение законодательства государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации; 2) решить вопрос об ответственности руководителей и других должностных лиц государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за ненадлежащее выполнение возложенных на них служебных обязанностей и за допущенные нарушения действующего законодательства; 3) о результатах рассмотрения представления и принятых мерах уведомить Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленный Законом срок. В результате мер, принятых органами прокуратуры и другими государственными органами за последние три года, продолжается снижение общей суммы задолженности по заработной плате. По данным Роструда, общая сумма задолженности по заработной плате в 2006 г. снизилась на 25% и на 1 января 2007 г. составила 4,2 млрд. руб. Однако, несмотря на наметившуюся позитивную динамику, в целом положение с соблюдением прав граждан на оплату труда в ряде регионов, и особенно в агропромышленном комплексе, продолжает оставаться сложным и требует как усиления прокурорского надзора, так и повышения действенности всех органов государственной власти и местного самоуправления. В 2006 г. органами Федеральной инспекции труда проведено 255 тыс. различных проверок, в результате которых было выявлено и устранено 2,1 млн. нарушений трудовых прав граждан. Установлено, что в сфере оплаты труда положение остается неудовлетворительным. При снижающемся размере задолженности по заработной плате несоблюдение сроков ее выплаты носит распространенный характер. На 1 января 2007 г., по сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 4159 млн. руб. и снизилась по сравнению с 1 января 2006 г. на 1597 млн. руб. (на 27,7%). Изучение статистических данных, результатов прокурорских проверок свидетельствует, что при снижающемся размере задолженности по заработной плате несоблюдение сроков выплаты заработной платы носит распространенный характер, имеют место и другие нарушения законодательства, связанные с оплатой труда. Сам факт существующей задолженности по оплате труда требует системности надзора и адекватного реагирования органов прокуратуры. Следует отметить, что предпринятые органами прокуратуры меры организационного характера, направленные на активизацию и результативность надзора на данном направлении, дают положительные результаты. Однако ситуация в целом по стране продолжает оставаться напряженной и требовать внимания прокуроров, поиска новых форм и методов воздействия на нарушителей закона и совершенствования способов укрепления законности в сфере оплаты труда. Из общего объема увеличившейся задолженности федерального бюджета 21 млн. руб., или 61%, приходится на Санкт-Петербург, Приморский край, Ростовскую, Свердловскую, Новосибирскую области, главным образом на организации науки и обрабатывающие производства. Ситуация по финансированию из бюджетов субъектов Российской Федерации характеризуется также увеличением размера задолженности на 47,8%, приходящейся на 25 регионов. Согласно данным статистической отчетности на 1 января 2007 г. 94% общей суммы просроченной задолженности составляет задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств (3911 млн. руб.). По сравнению с 1 декабря 2006 г. она снизилась на 1377 млн. руб. (26%). Задолженность из-за недофинансирования всех бюджетов всех уровней составила 248 млн. руб. и снизилась по сравнению с 1 декабря 2006 г. на 97 млн. руб. (28,1%), в том числе из федерального бюджета составила 48 млн. руб. (снижение на 22 млн. руб., или на 31,8%), бюджетов субъектов Российской Федерации — 43 млн. руб. (снижение на 32 млн. руб., или на 42,9%), местных бюджетов — 157 млн. руб. (снижение на 43 млн. руб., или на 21,3%). Наглядно просроченная задолженность на 1 января 2007 г. представлена в нижеследующей таблице.
Просроченная задолженность по заработной плате (млн. руб.)
в том числе
Всего Задолженность Задолженность Задолженность Задолжен — из-за из-за из-за ность из-за отсутствия недофинансирова — недофинансирова — недофинанси — собственных ния из ния из бюджетов рования средств федерального субъектов местных бюджета Российской бюджетов Федерации
4159 3911 48 43 157
В строительстве, на транспорте, в рыболовстве и рыбоводстве, в научных организациях и распределении электроэнергии, газа и воды, обрабатывающих, добывающих производствах, сельском хозяйстве 87 — 100% просроченной задолженности по заработной плате образовано из-за нехватки у организаций собственных средств; в коммунальных услугах по удалению сточных вод, отходов и аналогичной деятельности, в управлении недвижимым имуществом — 82 — 86% общего объема задолженности связано с отсутствием собственных средств организаций и 14 — 18% — с долгами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 26% приходится на обрабатывающие производства и 27% — на сельское хозяйство. Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 января 2007 г. составлял менее 2% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры — 0,1%. В сельском хозяйстве объем просроченной задолженности составил десятую часть месячного фонда заработной платы в целом по организациям данного вида экономической деятельности. Задолженность по заработной плате на 1 января 2007 г. имели 0,4 млн. человек (1,4% работников по обследуемым видам экономической деятельности), из них 41% — работники сельского хозяйства; 20% — обрабатывающих производств; 20% — работники, занятые в строительстве, управлении недвижимым имуществом, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; на долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг, приходилось 7%. За период с 1 декабря 2006 г. по 1 января 2007 г. задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций увеличилась в трех субъектах Российской Федерации (Чеченская Республика, Республика Хакасия, Курганская область). Наибольший размер задолженности из-за отсутствия собственных средств организаций приходится на Чеченскую Республику (810 млн. руб., или 20,7%) и Камчатскую область (250 млн. руб., или 6,4%). Задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из федерального бюджета на 1 января 2007 г. отсутствовала в 76 субъектах Российской Федерации. Из общего объема задолженности из-за недофинансирования из федерального бюджета 9 млн. руб., или 18,8%, приходится на Санкт-Петербург, Приморский край, Тульскую, Магаданскую области, главным образом на организации науки и обрабатывающие производства; 37,1 млн. руб., или 77,5%, приходится на Чеченскую Республику, из которых 2/3 составляет задолженность работникам организаций строительства. Задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 января 2007 г. отсутствовала в 80 субъектах. Из общей суммы указанной задолженности 82,3% приходится на Чеченскую Республику, 7,2% — на Республику Северная Осетия — Алания. Задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из местных бюджетов отсутствовала в 59 субъектах. Почти 72% задолженности из-за недофинансирования из местных бюджетов приходится на Чеченскую Республику (74,8 млн. руб.), Хабаровский край (14,7 млн. руб.), Республику Северная Осетия — Алания (13,4 млн. руб.), Астраханскую область (10,1 млн. руб.). В целом по стране задолженность по заработной плате в рассматриваемый период имели 0,7 млн. человек (каждый 40-й работник), из них 47% — работники сельского хозяйства. Например, в Ставропольском крае 55,4% работников сельскохозяйственных предприятий имеют задолженность по заработной плате. В Липецкой области 87,3% общей суммы просроченной задолженности по заработной плате приходится на предприятия сельскохозяйственного назначения; в Ненецком автономном округе — 84%; в Орловской области — 73%; в Кировской области — 48%; в Новосибирской области — 46,7%. Анализируя состояние законности в сфере оплаты труда, прокуроры субъектов Федерации своевременно организовывали и осуществляли надзорные мероприятия. В 2006 г. было выявлено 551580 нарушений законодательства об оплате труда, в том числе 15799 незаконных правовых актов. В целях их устранения внесено 32167 представлений, принесено 15505 протестов, направлено в суды 340550 исков в защиту нарушенных прав работников и возбуждено 661 уголовное дело. По инициативе прокуроров 9955 человек привлечено к дисциплинарной ответственности, 23670 виновных лиц наказаны в административном порядке, 14277 должностным лицам объявлены предостережения. В сфере трудовых правоотношений проблемная ситуация сохраняется и в области охраны труда. Материалы прокурорских проверок соблюдения конституционного права граждан на свободный труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, свидетельствуют о том, что проблемы обеспечения в организациях Российской Федерации здоровых и безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственной заболеваемости и связанных с этим экономических потерь остаются актуальными, в том числе соблюдение трудовых прав женщин, труд которых используется на вредных и тяжелых производствах. Органы прокуратуры уделяют постоянное внимание вопросам соблюдения законодательства об охране труда и производственном травматизме. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что не всегда работодателями осуществляются мероприятия по предотвращению и сокращению несчастных случаев на производстве, выполняются требования трудового законодательства о создании безопасных условий труда на рабочих местах. Особенно распространенными на предприятиях и в организациях являются следующие нарушения закона: в коллективные договоры не включаются обязательства работодателей по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и несовершеннолетних; не проводится ознакомление работников с требованиями охраны труда; недостаточно финансируются мероприятия по улучшению условий и охраны труда; не всегда обеспечиваются соответствующие требованиям закона условия труда на каждом рабочем месте; во многих организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 50 работников отсутствует служба охраны труда или не введена должность специалиста по охране труда. Около половины несчастных случаев связано с организацией труда. Кроме того, недостаточна превентивная работа надзорных и контролирующих органов. По всем выявленным нарушениям прокуратурой города приняты соответствующие меры. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что руководители предприятий, учреждений и организаций, а также государственные контролирующие органы (инспекции, службы по охране труда) не в полной мере выполняют возложенные на них обязанности по предотвращению и сокращению случаев производственного травматизма. В частности, государственные инспекторы труда не всегда используют полномочия по привлечению лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к административной ответственности; ими слабо реализуется право на предъявление исков в судебные органы, нередко отсутствует надлежащий контроль с их стороны за исполнением предписаний. По результатам прокурорских проверок, в 2006 г. прокурорами на поднадзорных объектах выявлено 87425 нарушений законов об охране труда и производственном травматизме, возбуждено 331 уголовное дело. В целях устранения нарушений закона прокурорами внесено 11576 представлений, предостережено о недопустимости нарушения закона 2711 должностных лиц. По инициативе органов прокуратуры виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности, так, в 2006 г. наказаны в административном порядке 11080 человек. По протестам прокуроров отменено 5260 незаконных правовых актов, принятых хозяйствующими субъектами и органами государственного контроля, которыми нарушались права граждан. В целях защиты трудовых прав граждан направлено в суд 946 исков. Состояние законности в сфере охраны труда обязывает все органы надзора и контроля уделять больше внимания не фиксации совершенных нарушений законов об охране труда и правил техники безопасности, а их пресечению и предупреждению, используя в полной мере свои полномочия. Контролирующим органам необходимо активизировать свою деятельность. Из-за бесконтрольности в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются факты тяжких несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, сокрытия их от учета. Это наглядно подтверждается нижеследующей таблицей.
N Год Число Количество Выявлено В том числе п/п тяжких пострадавших со госинспекто — со смертель — несчастных смертельным рами труда ным исходом случаев исходом сокрытых от учета несчастных случаев
1 2003 17631 5185, из них 390 3686 322 женщин и 19 несо — вершеннолетних
2 2004 18080 4924, из них 426 3734 317 женщин и 28 несо — вершеннолетних
3 2005 12200 4604, из них 359 2861 268 женщин и 8 несо — вершеннолетних
4 Предвари — Сведения 4301, из них 362 Сведения Сведения тельные уточняются женщины и 14 несо — уточняются уточняются данные за вершеннолетних 2006 г.
Согласно результатам контрольной деятельности за соблюдением требований законодательства об охране труда проблема обеспечения в организациях здоровых и безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственно обусловленной заболеваемости и связанных с этим экономических потерь остается достаточно острой. Данные, полученные в результате статистического наблюдения в организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, строительных организациях, транспорта и связи, об условиях труда в период с 2002 по 2005 гг. свидетельствуют о том, что произошло увеличение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Если в 2002 г. в указанных отраслях экономики трудился каждый шестой работник, то в 2006 г. в таких условиях трудился уже каждый пятый работник, а в таких отраслях, как угледобывающая, металлургическая, горнорудная и некоторых других, количество работающих при неудовлетворительных условиях труда составляет более 40 — 50%. Проведенный Федеральной службой по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации анализ структуры занятости работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, свидетельствует, что наибольшая часть вынуждена трудиться в условиях повышенных уровней шума, ультразвука и инфразвука, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны <2>. ——————————— <2> Доклад Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения Российской Федерации «О результатах работы в 2005 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». М., 2006. С. 43.
Из года в год продолжает расти численность работников, занятых тяжелым физическим трудом. Так, по сравнению с 2002 г. она увеличилась на 35%. Неудовлетворительные условия труда зачастую являются основной причиной высокого уровня производственного травматизма. Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами по надзору и контролю в трудовой сфере в соответствии с полномочиями, установленными ч. 10 ст. 356 Трудового кодекса РФ и п. 5.5.6 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, осуществляются формирование сведений о несчастных случаях на производстве и проведение укрупненного анализа состояния и причин производственного травматизма. В порядке реализации указанных полномочий госинспекциями труда в установленном порядке формируются и обобщаются сведения о происходящих в организациях субъектов Российской Федерации несчастных случаях на производстве. По данным Ростата, в последние годы отмечается снижение почти в два раза общего количества пострадавших от несчастных случаев на производстве, в том числе женщин и работников в возрасте до 18 лет. Так, в 2001 г. от несчастных случаев на производстве пострадало 144,7 тыс. человек, в 2005 г. — 77,7 тыс. <3>. ——————————— <3> Там же. С. 64 — 65.
В 2006 г. сохранилась позитивная тенденция снижения количества погибших на производстве. По предварительным данным Роструда, в 2006 г. погиб 4301 человек (в 2005 г. — 4604), в том числе 362 женщины и 14 несовершеннолетних. В результате бесконтрольности в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются факты сокрытия несчастных случаев от учета. Поэтому Рострудом и другими заинтересованными службами разрабатываются меры по улучшению порядка учета несчастных случаев на производстве. Несмотря на наметившиеся в последние годы позитивные тенденции в сфере охраны труда, включая устойчивую динамику снижения производственного травматизма, условия и охрана труда во многих организациях Российской Федерации неудовлетворительны. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации значение относительного показателя существенно превысило среднее значение по Российской Федерации. Так, в Кировской области численность пострадавших на 1000 работающих в 2,5 раза превысила среднее значение по Российской Федерации, в Республике Карелия, Архангельской и Вологодской областях — в 2,1 раза, в Ненецком автономном округе — в 2 раза, в Республике Коми и Кемеровской области — в 1,9 раза. Относительное количество пострадавших на производстве на 1000 работающих существенно превышает среднее значение по Российской Федерации в организациях, осуществляющих деятельность по добыче угля подземным способом (в 6,7 раза), по обработке древесины (в 2,9 раза), в строительстве (в 1,4 раза) и др. Здоровье работников и охрана их труда зависят прежде всего от условий, созданных работодателем. Изменения, внесенные в Трудовой кодекс, решили не все проблемы, связанные с охраной труда. Так, например, в нарушение требований ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст. 212 Трудового кодекса РФ работодателями и сейчас не всегда обеспечиваются безопасные условия работы. На наш взгляд, для улучшения ситуации следует внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации. Анализ уголовного законодательства за последнее десятилетие позволяет сделать вывод, что уровень его применения, касающийся ответственности за нарушения правил охраны труда, последовательно законодателем сокращался. Если Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. предусматривал уголовную ответственность за нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия (ст. 140 в ред. от 18 июля 1995 г.), то теперь, в редакции ст. 143 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность может наступить только в случае причинения постоянному или временному работнику по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти. В этой ситуации предлагаем в ст. 143 УК РФ усилить наказание, увеличив в несколько раз размер штрафа, а также срок исправительных работ и лишения свободы. Кроме того, на наш взгляд, слова старой редакции Уголовного кодекса следует воспроизвести в действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, что будет способствовать созданию на предприятиях (в организациях) безопасных условий труда. Статья 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в ч. 1 предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. На наш взгляд, такой размер штрафа крайне мал. В соответствии со ст. 5 действующего Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) размер оплаты труда для оплаты штрафа равен 100 руб. Таким образом, получается, что наибольший штраф будет составлять всего 5000 руб. Из сказанного видно, что работодателям выгоднее заплатить штраф, нежели обеспечивать безопасные условия труда, на реализацию которых они потратят гораздо большие суммы. Часть 2 ст. 5.27 Кодекса влечет дисквалификацию лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, на срок от одного года до трех лет. К сожалению, в рассматриваемой статье законодатель не уточняет, кто именно является должностным лицом. В соответствии с ч. 3 ст. 3.11 Кодекса дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Получается, что именно они и являются должностными лицами, т. е. субъектами правонарушений, предусмотренными как ч. 1, так и ч. 2 ст. 5.27 Кодекса. По мнению же авторов комментария Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под редакцией Ю. М. Козлова, в ч. 1 ст. 5.27 должностным лицом является работодатель или представитель работодателя, на которого возложены обязанности по обеспечению условий и охраны труда; субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27, является такое должностное лицо, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное преступление <4>. ——————————— <4> Комментарий в Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002. С. 227.
Можно предположить, что последнее толкование ч. 2 указанной статьи было бы выгодно нечестным работодателям, которые могут периодически менять должностное лицо, на которого возложены обязанности по обеспечению условий и охраны труда. Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (ч. 1). Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов (ч. 3). Таким образом, видно, что руководитель предприятия (организации) должен быть осведомлен о финансировании своего юридического лица по улучшению условий и охраны труда. Согласно же рассматриваемой статье штраф взыскивается с должностного лица. Поэтому должностным лицом должен быть все-таки работодатель, а не его представитель, на которого возложены обязанности по обеспечению условий и охраны труда. Кроме того, ч. 2 ст. 5.27 Кодекса размер штрафа вообще не предусмотрен. Было бы правильным и в этой части наряду с дисквалификацией предусмотреть штраф. Это позволит при перемене должностного лица — руководителя избежать уклонения от наказания. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в ст. 5.27 «Нарушения законодательства о труде и об охране труда» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо внести следующие изменения: во-первых, требуется значительно увеличить размер штрафа по ч. 1; во-вторых, дополнить ч. 1 словами: «…если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия»; в-третьих, указать, что ответственность по этой статье несет должностное лицо — работодатель; в-четвертых, дополнить санкцию ч. 2 наказанием в виде штрафа. В правоприменительной деятельности в нарушение ст. 226 Трудового кодекса и ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» имеет место недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Размер денежных средств, направляемых на финансирование самими предприятиями (организациями), зачастую недостаточен. Органы местного самоуправления в ряде субъектов Федерации вообще не производят выделение денежных средств на целевые программы, направленные на улучшение условий и охраны труда. Разработанные программы по предупреждению производственного травматизма не реализуются. На отдельных предприятиях, особенно с малой численностью работающих, средства на указанные цели вообще не выделяются. В такой ситуации было бы целесообразным установить административную ответственность за неперечисление денежных средств, выделенных на целевые программы, улучшающие условия и охрану труда. Нельзя не сказать и о том, что Рострудом и его территориальными органами по государственному надзору и контролю в трудовой сфере предполагается реализовать ряд мер по повышению эффективности исполнения возложенных полномочий по отдельным направлениям надзорно-контрольной деятельности. С этой целью Рострудом, в частности, планируется осуществить конкретные организационные мероприятия по привлечению всех имеющихся надзорно-контрольных ресурсов и максимальному использованию предоставленных полномочий на решение наиболее актуальных в настоящее время проблем в трудовой сфере, включая: — обеспечение легализации трудовых отношений между работодателями и наемными работниками, включая граждан из ближнего зарубежья, в целях полной реализации их трудовых прав, в том числе на своевременную и в полном объеме оплату труда; — усиление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и обеспечение надлежащего оформления каждого случая повреждения здоровья работников в связи с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей. Кроме того, в целях успешной реализации новых положений Трудового кодекса Российской Федерации Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами по надзору и контролю в трудовой сфере планируется проведение во всех субъектах Российской Федерации комплекса практических мер по расширению информирования, консультирования и оказания правовой помощи работодателям и работникам по актуальным вопросам трудового законодательства с использованием средств массовой информации и широким применением современных информационных технологий. В этих целях предлагается, в частности, продолжить реализацию ряда традиционных, имеющих положительный эффект мероприятий, основными из которых будут продолжать являться: — проведение по результатам инспекционных проверок совещаний с руководителями и специалистами организаций с привлечением широкого круга должностных лиц надзорно-контрольных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и представителей общественных организаций; — организация и проведение госинспекциями труда лекций, бесед, семинаров, консультаций по вопросам применения трудового законодательства; — выступление руководителей и иных должностных лиц госинспекций труда в средствах массовой информации по актуальным вопросам трудового законодательства; — оказание правовой помощи гражданам при подготовке и рассмотрении судебных исков по трудовым делам; — осуществление консультационного приема граждан. Вместе с тем дальнейшее повышение эффективности решаемых Рострудом и его территориальными органами задач, связанных с обеспечением надлежащего уровня правовых знаний граждан в трудовой сфере, объективно требует привлечения дополнительных средств, включая финансовые, технические и информационные ресурсы, необходимые для: — организации на территории всех субъектов Российской Федерации сети консультационных пунктов государственных инспекций труда; — расширения номенклатуры и количества технических средств, находящихся в распоряжении государственных инспекций труда, включая оснащение госинспекторов труда мобильными автоматизированными средствами; — разработки и повсеместного внедрения в практическую деятельность территориальных органов Роструда автоматизированных информационных систем обеспечения надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, информирования, консультирования и оказания правовой помощи работникам и работодателям по вопросам трудового права. Комиссией по труду и социальной политике Государственной Думы Российской Федерации с участием представителей всех заинтересованных организаций 5 октября 2006 г. был проведен круглый стол на тему «Правоприменительная практика в сфере охраны труда и страхования профессиональных рисков: состояние, проблемы и пути их решения». В материалах круглого стола отмечается, что ежегодно получают травмы около 200 тыс. человек, регистрируется более 10 тыс. случаев профессиональных заболеваний, досрочно выходят на пенсию в связи с особыми условиями труда около 280 тыс. человек. Из общего количества инвалидов признано таковыми в 2005 г. 1,8 млн. человек (из них 1 млн. женщин); 0,57 млн. составляют лица трудоспособного возраста (рост по сравнению с 2004 г. — 32%). Более 20% среди всех впервые признанных инвалидами утратили трудоспособность в возрасте 45 — 50 лет. По данным Федерального государственного учреждения «ВНИИ охраны и экономики труда» Росздрава, ежегодные экономические потери в связи со смертностью, травматизмом и профессиональной заболеваемостью, работой во вредных и (или) опасных условиях труда составляют около 407,8 млрд. руб. (1,9% от ВВП за 2005 г.). В значительной мере это обусловливается недостаточностью контроля и надзора за исполнением законодательства об охране труда. Недостаточно осуществляется надзор за исполнением законодательства об охране труда со стороны государственных инспекций, снижены возможности общественной инспекции труда профсоюзов. Официальная государственная статистическая отчетность не в полной мере отвечает современным экономическим условиям. Участники круглого стола высказали рекомендации следующего характера: 1) Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: рассматривать в приоритетном порядке законопроекты, направленные на совершенствование системы охраны труда, страхования профессиональных рисков; 2) Правительству Российской Федерации: а) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, направленные на совершенствование правового обеспечения охраны труда и страхования профессиональных рисков, в том числе в части: — совершенствования правового механизма экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда работников; — повышения эффективности подготовки работодателей и работников по вопросам охраны труда; — повышения ответственности за нарушение трудового законодательства, сокрытие несчастных случаев на производстве и по пути на работу и с работы; б) принять меры: — по совершенствованию учета, отчетности и статистического мониторинга несчастных случаев на производстве, по пути на работу и с работы, профессиональных заболеваний; — по созданию системы единого государственного учета рабочих мест, работ, профессий работников, обеспечивающих их классификацию, учет и мониторинг с учетом зарубежного опыта и рекомендаций МОТ; 3) Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации: — активизировать работу по приведению нормативных правовых актов по охране труда в соответствие с изменениями Трудового кодекса Российской Федерации, вступившими в силу в действие с 6 октября 2006 г.; — разработать рекомендации по составлению трудовых договоров с учетом специфики видов экономической деятельности и территориальной специфики, а также утвердить типовую форму трудового договора; — с учетом зарубежного опыта (Канада, США и другие страны) обеспечения охраны труда в организациях рассмотреть вопрос о разработке типовой формы «Охранной грамоты работника», предусматривающей обязанности и ответственность работника за соблюдение предписанных законами и положениями норм и правил охраны труда (обучение, своевременность медицинских осмотров, инструктажи по охране труда, фиксация микротравм и нарушений правил и норм охраны труда на рабочем месте, своевременность получения и замены специальной одежды и иных средств индивидуальной защиты, соответствие микроклимата в рабочей зоне и др.), а также моральном и материальном стимулировании за работу без травм и нарушений норм и правил охраны труда и предупреждение несчастных случаев с коллегами по работе. Учитывая результаты анализа надзорно-контрольной деятельности по соблюдению трудового законодательства в организациях Российской Федерации, а также зависимость эффективности надзорно-контрольной деятельности и достижения целей Федеральной службы по труду и занятости от состояния нормативно-правовой базы в сфере трудового права, планируется осуществление ряда мероприятий по нормативному обеспечению в области трудовых отношений, включая подготовку предложений по: — реализации новых положений Трудового кодекса Российской Федерации в части разработки необходимых правовых актов и внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также активное участие в их разработке; — внесению изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др. в части усиления мер ответственности работодателей за нарушение требований трудового законодательства, в том числе несвоевременную выплату заработной платы; — внесению изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части порядка исчисления ежемесячных страховых выплат, расчета скидок и надбавок к страховым тарифам в зависимости от реального состояния условий и охраны труда в организациях. Практическая реализация указанных выше предложений и рекомендаций, по нашему мнению, будет способствовать укреплению законности в сфере трудовых отношений в Российской Федерации.
——————————————————————