Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества
(Горбатова М. К., Домнина А. В.) («Российская юстиция», 2010, N 5)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
М. К. ГОРБАТОВА, А. В. ДОМНИНА
Горбатова М. К., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Домнина А. В., аспирант ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
В статье рассматриваются место и роль профессионального правосознания в правовой культуре общества, анализируется взаимосвязь профессионального правосознания с высшим юридическим образованием.
Ключевые слова: правовая культура, профессиональное правосознание юристов, высшее юридическое образование.
The article discusses the role and place of professional legal awareness in the legal culture of society, professional examines the relationship of justice with a law degree.
Современная Россия выбрала путь прогрессивного развития общества, всех сфер его жизнедеятельности, в том числе правовой. Осуществление процессов демократической трансформации общества, эффективная реализация закрепленных в Конституции целей развития России, становление новой политико-правовой системы, гражданского общества и правового государства предполагают значительную работу по повышению уровня профессионального правосознания и правовой культуры населения нашей страны. В развитии и функционировании правовой системы любой страны особую роль играет страта профессиональных юристов, состояние и возможности их профессионального правосознания. Юрист-профессионал — ключевая фигура любой правовой деятельности и создаваемых в результате ее правовых институтов. В научной и общественной политической литературе активно обсуждаются проблемы развития российского общества на современном этапе, его правовой системы, присущие ей противоречия и недостатки. Решение данных проблем исследователи видят в совершенствовании действующего законодательства и организационных структур, осуществляющих правоприменительную деятельность. Однако многие исследователи игнорируют личностный фактор и забывают о том, что эффективность функционирования любой сферы общественной жизни напрямую зависит от конкретных людей, которые ее профессионально осуществляют. Применительно к сфере юридической деятельности это означает: каковы юристы-профессионалы, такова и правовая система общества. Если в целом это люди с низким уровнем правовой культуры, то здесь не помогут и лучшее законодательство, и заимствования из самой продвинутой страны. Отсюда понятно, что деятельность по формированию страты юристов, подготовке профессионалов для работы в специфической правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для всей правовой системы общества. Поэтому Президентом РФ одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего образования была выбрана именно необходимость развития и совершенствования юридического образования. 26 мая 2009 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Его целью является прекращение выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, повышение правовой культуры всего населения в стране, противодействие коррупции. Одна из наиболее важных и необходимых мер в ходе реорганизации системы юридического образования — это формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону. Проблема формирования юриста-профессионала, его правосознания, которое осуществляется в процессе юридического образования и затем в ходе профессиональной юридической деятельности, не может рассматриваться как объект исследования сугубо отраслевых или специальных, юридических наук. Это общетеоретическая правовая проблема, которая выступает как объект науки теории государства и права. На общетеоретическом уровне, как правило, вообще отсутствует как таковое понятие профессионального юридического образования. Понятие профессионального юридического образования должно быть выделено в качестве самостоятельного в системе понятий науки общей теории права и должно войти в понятийный ряд таких категорий, как правовая культура общества, правовое сознание, профессиональное правовое сознание <1>. ——————————— <1> Петров А. В., Горбатова М. К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. С. 5 — 6.
В данной статье мы предполагаем рассмотреть место и роль профессионального правосознания в правовой культуре общества, проанализировать взаимосвязь профессионального правосознания с высшим юридическим образованием. Начнем с анализа определения культуры вообще и правовой культуры в частности. В философской литературе понятие культуры рассматривалось с разных позиций. Так, в начале XX века российский мыслитель Николай Трубецкой, рассматривая культуру в контексте развития человеческой цивилизации, отмечал, что «культура в каждый данный момент представляет из себя сумму получивших признание открытий современного и предшествующих поколений данного народа» <2>. В советский период уже с марксистских материалистических позиций определялось, что «культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе его общественно-исторической практики» <3>. В качестве необходимого компонента содержания культуры включался и образовательный уровень народа. ——————————— <2> Трубецкой Н. Европа и человечество. М., 2007. С. 120. <3> Чесноков И. Д. Исторический материализм. М., 1965. С. 389.
В современной философской литературе под культурой обычно понимают «исторически определенный уровень развития общества и творческих способностей человека, проявляющийся в различных способах и формах жизнедеятельности людей и создаваемых ими материальных и духовных ценностях» <4>. ——————————— <4> Бушуев А. М. Философия. М., 2005. С. 417.
Разнообразие подходов к определению понятия культуры в философии свидетельствует о его неоднозначности. Если выделить в этих положениях наиболее общее и существенное, то окажется, что культура является процессом и результатом человеческой деятельности; имеет предметную форму бытия в виде материальных и духовных ценностей; обладает личностной формой существования, где человек производит свой мир и самого себя, являясь субъектом, объектом и результатом своей деятельности. Можно поэтому предложить следующее обобщенное определение культуры. Культура — это материальный и духовный мир человеческой цивилизации, создаваемый в процессе многообразной деятельности людей, передаваемый из поколений в поколения, формирующий и развивающий самого человека как личность <5>. ——————————— <5> Петров А. В., Горбатова М. К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. С. 8.
Содержательно культура в философской литературе обычно подразделяется на материальную и духовную. «Материальная культура относится к сфере материального производства и быта, где созданные ценности имеют преимущественно вещественный характер. Область духовной культуры образует созидание общественного и индивидуального сознания. С точки зрения формы существования к этой культуре относятся: учения, теории, произведения искусства, моральные и правовые нормы и т. п.» <6>. В фундаментальной работе российских философов, посвященной формам общественного сознания, выделенными оказываются политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религия, наука, философия <7>. ——————————— <6> Бушуев А. М. Указ. соч. С. 422. <7> Общественное сознание и его формы. М., 1986.
К областям культуры, формируемым в процессе прогрессивного развития человечества в отдельных сферах общественной жизни, относится и правовая культура общества. Понятие «правовая культура» относительно недавно появилось в категориальном аппарате российской теории права. Как самостоятельная эта категория отсутствует в ряде современных системных изложений общей теории права <8>. ——————————— <8> Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М., 2005; Оксамытный В. В. Теория государства и права. М., 2004.
Многообразные определения правовой культуры содержатся в юридической литературе. На сегодняшний день в силу отсутствия единого подхода к трактовке самой категории «правовая культура» насчитывается более 250 ее определений <9>. ——————————— <9> Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 362.
«Правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. По существу, это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. Ее элементами выступают составляющие позитивную правовую реальность обстоятельства. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей» <10>. ——————————— <10> Сальников В. П. Правовая культура: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юрист, 1997. С. 575.
«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» <11>. ——————————— <11> Русинов Р. К., Семитко А. П. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 331.
Правовая культура общества означает качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права <12>. ——————————— <12> Петров А. В. Теория государства и права: Тезисы лекций. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. С. 87.
С точки зрения места в правовой культуре профессионального правосознания, для нас важно не только общее понимание правовой культуры как особого качественного состояния правовой системы общества, но и ее внутренняя структура, взаимосвязанный состав входящих в нее элементов. Так, В. А. Медведев полагает, что в структуру правовой культуры входят: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правовая психология, правовая активность, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, уровень развития всей системы юридических актов <13>. ——————————— <13> Медведев В. А. Правовая культура российского общества: Особенности и тенденции развития: Дис. … канд. юрид. наук. Чебоксары, 2004. 213 с.
В. П. Сальников считает, что «структурными компонентами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов» <14>. ——————————— <14> Сальников В. П. Правовая культура // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 577.
Р. К. Русинов и А. П. Семитко в качестве ключевых компонентов правовой культуры выделяют уровень развития правового сознания населения, уровень развития правовой деятельности и уровень развития всей системы юридических актов <15>. ——————————— <15> Русинов Р. К., Семитко А. П. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Превалова. М., 1997. С. 331 — 333.
Если рассматривать правовую сферу общественной жизни, можно увидеть, что в правовой действительности четко выделяются элементы материальной правовой культуры (действующее право и правовые учреждения) и элементы духовной правовой культуры (правовые ценности и идеи, существовавшие в различных формах правосознания). Материальные элементы правовой культуры создаются в результате сознательной целенаправленной деятельности людей. Однако необходимо признать первичность именно духовной правовой культуры. Актуализируется вопрос о том, через какие компоненты правовой культуры обеспечивается ее продуктивный рост и достижение необходимого уровня на данном этапе развития российского общества. Если ставится задача достижения российской правовой культурой ступени, сопоставимой с наиболее продвинутыми в этом отношении цивилизованными странами, то основной упор должен быть сделан на развитие духовной правовой культуры, на повышение уровня правосознания. В духовной составляющей не все компоненты будут играть одинаковую роль. В целом правовая культура общества всегда будет зависеть от уровня правосознания всего населения страны. Однако в правовой сфере общественной жизни определяющим компонентом духовной культуры является профессиональное сознание юристов. Именно от его уровня зависит качество практической правовой деятельности — как правотворческой, так и правоприменительной. Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди отражают окружающий мир. Это — нравственное, религиозное, эстетическое, политическое. Особое — интегральное место среди них занимает правосознание. Для современной отечественной науки характерно понимание правосознания как совокупности идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а также полученные на их основе правовые предписания, реализуемые в правовом поведении, правоприменительной и правотворческой деятельности <16>. ——————————— <16> Корнев Г. П. Общая теория права: Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. С. 158.
Профессиональное сознание юриста — это научно обоснованная стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание — это представления о праве, формирующееся у юристов профессионалов, специалистов-правоведов на основе мировоззренческой правовой идеологии и специальных юридических знаний. Первичным источником формирования профессионального правосознания является юридическое образование, в процессе которого человек приобретает системную совокупность знаний о правовой действительности и навыков для осуществления практической юридической деятельности. В дальнейшем полученные знания развиваются и углубляются в результате профессиональной деятельности и приобретения практического опыта. Базисная составляющая процесса формирования профессионального правового сознания — высшее профессиональное юридическое образование, поскольку именно его наличие дает возможность осуществлять практическую юридическую деятельность высшей квалификации. Высшее юридическое образование — часть правовой культуры российского общества, состоящая в образовательной деятельности, осуществляемой высшими учебными заведениями, и имеющая целью формирование у обучающихся системы знаний и навыков, соответствующих государственным образовательным стандартам и необходимых для осуществления профессиональных функций юриста в интересах российского общества и государства <17>. ——————————— <17> Петров А. В., Горбатова М. К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. С. 17.
Являясь главным, базовым источником профессионального правосознания в современном цивилизованном обществе, высшее юридическое образование (как неотъемлемая часть правовой культуры общества) выполняет в ней и другие особые функции. 1) высшее юридическое образование является мостиком, связующим звеном между научным правосознанием и профессиональным правосознанием; 2) профессиональное юридическое образование аккумулирует в себе достижения правовой культуры общества и передает их от одного поколения профессиональных юристов к другому; 3) высшее юридическое образование выступает как часть образовательной культуры общества и подчиняется закономерностям функционирования и развития системы образования. Формирование высокого уровня профессионального правосознания юристов должно стать центральной идеей всего юридического образования, поскольку от качественного решения данной задачи напрямую зависит профессиональный уровень выпускника: его компетентность, практическая готовность к будущей профессии, устойчивость к профессиональной деформации и многое другое. Юрист, обладая развитым профессиональным правосознанием, способен стать активным носителем правовой культуры, идей демократии и справедливости и, следовательно, успешно участвовать в решении проблем укрепления законности, повышения правовой культуры и правосознания населения.
——————————————————————