Понятие правосознания
(Чуйков Д.) («История государства и права», 2007, N 21)
ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Д. ЧУЙКОВ
Чуйков Д., аспирант Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ).
Субъектом правопонимания всегда выступает конкретная личность, человек конкретной исторической эпохи с определенным образованием, кругозором и уровнем правовой культуры. Понимание права преломляется через призму личных качеств и взглядов индивида, иными словами, через сознание, проблемы которого уже не одно тысячелетие занимают умы ученых и мыслителей. Сознание является формой психического отражения действительности, в том числе и права. Высшей ступенью в развитии отражательных способностей материи является социальное отражение, которое присуще обществу на любой стадии его развития <1>. В. А. Чефранов определяет его как идеальное воспроизведение социальной или природной действительности в процессе воздействия на нее и преобразования ее человеком <2>. ——————————— <1> Чефранов В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Изд. «Вища школа», 1976. С. 9 — 10. <2> Там же. С. 10.
Социальное отражение обладает специфическими чертами, которые качественно отличают его от других видов отражения. Во-первых, оно осуществляется человеком целенаправленно <3>, так как люди, обладая сознанием, ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению посредством различной деятельности. Во-вторых, социальному отражению присущ упорядоченно-системный характер <4>. Это обусловлено способностью отражающихся в сознании объектов в виде идеальных образов формироваться в определенном порядке, образуя тем самым системы, с целью решения поставленных перед обществом задач. ——————————— <3> Там же. С. 10. <4> Там же. С. 10.
Таким образом, основой работы сознания является его уникальная способность отражать те или иные явления действительности. Очевидно, что право, будучи объективно сложившейся в обществе совокупностью принципов, норм и правил поведения, взаимодействует с сознанием индивида посредством его отражения. В результате этого формируется особая форма общественного сознания, именуемая в юридической науке правосознанием. В настоящем исследовании данное положение автор принимает за отправной пункт. Правовое сознание объективно, поскольку отражает реальный мир, существующий независимо от сознания. Вместе с тем это исключительно субъективное явление, так как отражение — это творческий акт, который так или иначе несет на себе отпечаток индивидуальности и неповторимости носителя правового сознания — уникального и единственного в своем роде индивида. Наличие объективного и субъективного позволяет нам утверждать, что между миром и его отражением не существует отношения тождества, но существует диалектическая связь, на основе которой происходит их развитие. Ввиду того, что не представляется возможным точно указать предмет правосознания, в качестве критерия одного его недостаточно для выделения правосознания как особой формы общественного сознания. Поэтому следующим таким критерием служит форма закрепления правосознанием полученных знаний. Они находят свое выражение в свойственных только правосознанию понятиях и категориях <5>. Трудно не согласиться с Н. Я. Соколовым, утверждающим, что «преломление потребностей общественного развития в категориях прав и обязанностей, соотнесенных с действующей системой права, и является способом отражения профессионально-юридического сознания, качественно отличным от способов отражения других форм общественного сознания» <6>. ——————————— <5> Щегорцов В. А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. С. 33. <6> Соколов Н. Я. Профессиональное правосознание юристов. М.: Наука, 1988. С. 19.
Основными среди них можно назвать следующие категории: право и обязанность, юридическая ответственность, правоотношение, законность и т. д. Только посредством юридических категорий правосознание может выразить отношение к какому-либо правовому явлению, будь то норма права или юридически значимое действие. На основе этих категорий правосознание оценивает поведение субъектов права как правомерное и неправомерное, осознает интересы и цели индивидов. Важно иметь в виду, что в зависимости от содержания категорий, которое постоянно изменяется в связи с развитием общества, меняется и оценка, которая в них выражается. Цель правосознания «состоит в том, чтобы определенной системе политической организации общества соответствовал определенный порядок общественных отношений» <7>. Конкретизируя данное положение, Н. Я. Соколов считает, что основной целью правосознания является обеспечение правопорядка и законности <8>. ——————————— <7> Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 89 — 90. <8> Соколов Н. Я. Профессиональное правосознание юристов. М.: Наука, 1988. С. 18.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что цель правосознания заключается в конечном счете в достижении определенного идеала в регулировании отношений между субъектами права, путем систематизации имеющихся и выработке новых правовых знаний и оценок. В юридической науке нет единого определения правосознания. И. Е. Фарбер определил правосознание как «совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знания правовых явлений, так и оценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития» <9>. По мнению Е. А. Лукашевой, «правосознание — это взгляды, представления, мысли, чувства, настроения, выражающие понимание необходимости установления и функционирования определенного правового порядка в обществе» <10>. К. Т. Бельский пишет, что «это категория исторического материализма для обозначения той формы общественного сознания, которая отражает через призму классовых интересов противоречия общественного бытия, связанные с неравенством, и выражающаяся в системе правовых идей, теорий, взглядов и психологических форм, проявляющихся в общеобязательных правовых нормах, в групповом, индивидуальном и общественном правосознании» <11>. В. А. Щегорцов указывает, что «правосознание — это взгляды, идеи, мысли, представления, убеждения, ценностные ориентации людей, которые выражают знание, понимание и классовое осознание необходимости установления и функционирования определенного правопорядка в обществе, действующего права, отношение к его требованиям, проявляющееся в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования» <12>. Для Г. С. Остроумова правосознание — это «представления, понятия, идеи, выражающие потребности в опосредовании поведения людей государственно-правовой волей». А. К. Уледов под правосознанием понимает «совокупность взглядов, в которых выражается отношение людей о своих правах и обязанностях, о правомерности или неправомерности того или иного поведения» <13>. В. А. Чефранов пишет, что правосознание представляет собой «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правового сознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах» <14>. ——————————— <9> Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: Юрид. лит., 1963. С. 204 — 205. <10> Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит. С. 17. <11> Бельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания: Монография. М.: Высш. школа, 1982. С. 19. <12> Щегорцов В. А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. С. 34. <13> Уледов А. К. Структура общественного сознания (теоретико-социологическое исследование). М.: Мысль, 1968. С. 99. <14> Чефранов В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Изд. «Вища школа», 1976. С. 13.
Это далеко еще не полный перечень определений, однако этого достаточно, чтобы можно было выделить несколько основных характеристик правосознания. Во-первых, правосознание — это форма общественного сознания, а значит, продукт сознательной и целенаправленной деятельности человека. Во-вторых, это совокупность взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т. д., то есть всего того, что содержит субъективное отношение человека. В-третьих, предметом правосознания являются право и правовые явления, то есть правовая реальность в ее целостности и противоречивости. В-четвертых, правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования. Таким образом, можно заключить, что правосознание — это форма общественного сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека.
——————————————————————