Место и роль программно-целевого планирования в системе общего и специального предупреждения преступности
(Бабенко А. В.) («Российский следователь», 2005, N 5)
МЕСТО И РОЛЬ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
А. В. БАБЕНКО
Бабенко А. В., соискатель ВНИИ МВД России.
Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений <*>. ——————————— <*> Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М., 1998. С. 218.
Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам России и лицам, находящимся на ее территории и не являющимся ее гражданами, обеспечение безопасности и нормальных условий проживания. Поэтому неотъемлемой частью каждодневной работы правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел, должна быть работа по предупреждению преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных частей криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней <*>. ——————————— <*> Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М., 1995. С. 30.
Криминологи выделяют три составляющие системы предупреждения преступности: а) общее предупреждение (общесоциальный уровень); б) специальное предупреждение (специальный уровень); в) индивидуальную профилактику (индивидуальный уровень) <*>. ——————————— <*> Портнов И. П. Состояние городской преступности и вопросы ее предупреждения // Криминологические проблемы борьбы с преступностью в сверхкрупном городе. М., 1994. С. 18.
На уровне общего предупреждения преступности определяются основные задачи этой деятельности и пути их решения в целом. На этом этапе должны предлагаться решения общесоциальных задач, признаваться приоритетная роль социальных детерминант в причинном комплексе преступности. Поскольку преступность — явление социальное и вызывается к жизни целым комплексом причин, прежде всего хозяйственно-экономического и социального характера, то ее преодоление должно базироваться на решении глобальных хозяйственно-экономических проблем <*>. ——————————— <*> Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1966. С. 10.
Предупреждение преступности принято рассматривать в двух аспектах: в широком и узком смысле или как общие и специальные меры предупреждения преступлений. В криминологической литературе отмечается, что общесоциальные меры противодействуют общим причинам преступности, создают благоприятную обстановку для предупреждения преступлений на специально-криминологическом уровне <*>. ——————————— <*> Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 34 — 35.
В широком смысле под общесоциальным предупреждением понимается комплекс социально-политических, экономических, правовых, идеологических, организационных мероприятий, направленных на развитие народного хозяйства, повышение материального уровня жизни населения, культуры, сознательности граждан <*>. ——————————— <*> Герцензон А. А. Введение в советскую криминологию. М., 1965; Криминология. М., 1976. С. 201.
Хотя данные мероприятия специально не направлены на предупреждение преступлений, тем не менее они позитивно сказываются в деле борьбы с преступностью и устранении ее причин. Специально-криминологические меры предупреждения преступности могут быть общими и конкретными. Они хотя и затрагивают, допустим, сферу управления, однако являются такими, которые не требуют изменения каких-то частей, например изменения учета и отчетности денежных средств либо материалов в какой-либо отрасли производства или управления, что снимет (на определенный период времени) опасность хищений или иных злоупотреблений <*>. ——————————— <*> Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Указ. соч. С. 32.
Специальная профилактика осуществляется государственными органами и общественными организациями, которые наряду с другими функциями специально предназначены для профилактики преступлений и иных связанных с ними правонарушений. Под специальными органами в данном случае понимают органы внутренних дел, прокуратуры, юстиции и суды и такие общественные организации (формирования), как добровольные народные дружины и т. п. Профилактика на специальном уровне охватывает мероприятия, непосредственно направленные на то, чтобы не допустить преступление. Можно сказать, что специальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных мер профилактики <*>. ——————————— <*> Криминология и профилактика преступлений: Учебник / Под ред. А. И. Алексеева. М., 1989. С. 228.
Деление преступности на уровни определяет особенности индивидуальной профилактики, ибо отдельные преступления совершаются людьми, каждый из которых неповторим, и воспитательная работа с ним требует индивидуального подхода <*>. ——————————— <*> Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Указ. соч. С. 33.
Важным средством организации профилактики преступлений является ее планирование. Оно состоит в определении на основе достижений науки и практики криминологической обстановки и ее прогноза имеющихся сил, средств и достигнутых результатов, конкретных задач и основных направлений целенаправленной деятельности на определенный период, а также комплекса мероприятий, выполнение которых должно обеспечить решение поставленных задач <*>. ——————————— <*> Герасимов С. И. Организация криминологической профилактики в городе Москве. М., 2000. С. 72.
Проектирование и создание комплексов (комплексных программ, планов) предполагают: — четкое определение цели и задач; — определение возможных альтернатив; — создание механизма функционирования и управления комплексом (финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное, информационно-аналитическое обеспечение, этапы деятельности, контроль, промежуточные и конечные результаты, их оценка, корригирующие решения) <*>. ——————————— <*> Стефанов Н., Симеокова К., Костов К., Кагаунов С. Программно-целевой подход в управлении. М., 1980. С. 40.
Значение планирования предупреждения преступности определяется тем, что это сердцевина, стержень научного управления. Оно выступает и как элемент, и как принцип, и как функция, и как метод управления <*>. ——————————— <*> Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 480.
Планирование упорядочивает профилактическую деятельность, делает ее целенаправленной, обеспечивает комплексный подход к решению задачи выявления и устранения (блокирования, нейтрализации, уменьшения силы действия) причин и условий преступности. Планирование позволяет учитывать в работе не только нынешнее состояние системы, но и ее тенденции, оно тесным образом связано с криминологическим прогнозированием <*>. ——————————— <*> Герасимов С. И. Указ. соч. С. 73.
В 1982 г. планирование предупреждения преступлений на основе программно-целевого подхода стало предметом самостоятельного диссертационного исследования О. М. Олейник во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Генеральной прокуратуре СССР. Автор отмечает, что программно-целевой подход представляет собой метод планирования, который состоит в выделении четко охарактеризованной цели, определения путей ее достижения, обеспечении необходимыми ресурсами и выражается в составлении целевых программ или иных программирующих управленческих решений. Предпосылки, определяющие собой необходимость и возможность применения программно-целевого подхода в планировании предупреждения преступлений, выявляются при изучении системы субъектов профилактики, методов профилактической деятельности, характера объектов воздействия. Подчеркивается, что по характеру деятельности программно-целевой подход представляет собой систему методик и приемов определения целей профилактики на основе анализа потребностей в ней, перевода их в строго определенную форму, подбора перечня необходимых работ, обеспечения их необходимыми материальными, финансовыми, информационными и кадровыми ресурсами, составления программирующих решений. Отмечается, что место программно-целевого подхода в профилактическом планировании определяется следующими обстоятельствами: он имеет общие черты со всеми остальными методами планирования и вместе с тем обладает специфическими признаками; применяется там, где остальные методы планирования не дают должного эффекта; организационно связывается с планированием профилактики в целом; результаты выполнения и программ, и планов в конечном счете сливаются воедино <*>. ——————————— <*> Олейник О. М. Планирование предупреждения преступлений (программно-целевой подход): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1982. С. 11 — 14.
В диссертации рассматриваются следующие элементы механизма действия программирования: стимулы к программированию; каналы воздействия на исполнителей; действие результатов исполнения на правопорядок и обратная связь <*>. ——————————— <*> Там же. С. 15.
Указанная работа явилась определенным шагом в развитии научных основ планирования предупреждения преступности на основе программно-целевого подхода, определила организационно-правовые основы профилактического программирования того периода времени, его методику (о чем мы будем говорить дальше). Однако и здесь не было дано четких критериев разграничения планов и программ, кроме общего указания на то, что программно-целевой подход — это один из многих (каких?) других методов планирования, а не самостоятельный вид криминологического планирования. В самом общем виде освещалась методология и методика криминологического планирования на основе программно-целевого подхода. Так или иначе, все исследователи единодушны в утверждении того, что планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам и т. д. Планирование — это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами. Вместе с тем и до недавнего времени среди ученых и практиков не было четкого представления о том, что такое план и что такое программа. Как отмечает Ю. В. Солопанов, план — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая их определенные порядок, последовательность и сроки выполнения, ответственных исполнителей. Поскольку успешная борьба с преступностью требует целенаправленного воздействия не только на саму преступность, но и на причины, ее порождающие, условия, способствующие ее проявлениям, следовательно, предполагает широкий фронт участников этой борьбы, планирование предупредительных мер осуществляется на разных уровнях, по различным направлениям. Широкое распространение в последние годы получили комплексные планы профилактики преступности и иных правонарушений в отдельных трудовых коллективах, отраслях и целых регионах. Они содержат мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий антиобщественного поведения, и тесно связаны с планами экономического и социального развития. Комплексные планы профилактики преступности и иных правонарушений выступают в них в качестве своеобразной подсистемы, иногда даже включаемой в соответствующие более обширные по значению документы <*>. ——————————— <*> Криминология и профилактика преступлений: Учебник / Под ред. А. И. Алексеева. М., 1989. С. 213.
Как видим, здесь еще идет речь только о планах, в том числе комплексных, и ничего не говорится о программах. По мнению В. К. Звирбуля, план — это программа, состоящая из заданий, реализация которых призвана обеспечить разрешение конкретных задач. Планом предусматриваются исполнители и сроки выполнения заданий. В нем также содержатся указания о средствах и путях его выполнения. От других документов, направляющих борьбу с преступностью, план тем и отличается, что в нем не только ставятся задачи, но и содержится конкретная программа их решения. Одним из видов планирования являются комплексные планы, заключающие в себе решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, трудовые коллективы, органы внутренних дел, прокуратуры, суда и юстиции и общественные организации <*>. ——————————— <*> Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М., 1995. С. 120.
В данном утверждении просматривается мысль о том, что программа — это разновидность плана, содержащего конкретные пути решения намеченных задач, хотя в целом эти два понятия практически отождествляются. Аналогичный подход отмечается и в других исследованиях, посвященных как общим вопросам профилактики правонарушений, так и собственно планированию мер их предупреждения <*>. ——————————— <*> Аванесов Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1975; Пискарев В. А., Белоус А. Н., Чергинец Н. И. Профилактика правонарушений. Минск, 1978; Методика подготовки плана профилактики правонарушений как составной части комплексного плана экономического и социального развития. М., 1981; Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., 1996.
Вместе с тем в ряде работ 90-х гг. наряду с понятием планирования уже употребляется термин «программа». Б. И. Сазонов и Л. К. Шпак, раскрывая понятие криминологического прогнозирования, отмечают, что связь прогноза с настоящим осуществляется через систему планирования и разработки программ. Программы предусматривают цели деятельности, которые, в свою очередь, разделяются на задачи, поставленные перед конкретными системами государственного управления, очередность (приоритетность) их решения, ресурсное обеспечение деятельности по реализации программы, связи с другими целями социального управления. По их мнению, планирование и его итог — планы — являются видами организационно-технической деятельности, в ходе которой происходит детализация задач с учетом направлений деятельности подразделений государственного аппарата, их функций, устанавливаются сроки осуществления мероприятий, определяются конкретные исполнители, их ответственность. В результате складывается сложная система программ и планов, каждый элемент которой связан с прогнозом как с видом предплановой деятельности. Содержание прогноза учитывается в программе и в дальнейшем реализуется через план <*>. ——————————— <*> Сазонов Б. И., Шпак Л. К. Криминология. Часть общая: Курс лекций. М., 1998. С. 164 — 165.
Как видим, и здесь мы не находим четкого разграничения этих двух видов планирования. С одной стороны, авторы их ставят в один ряд, а с другой — план представляется как конкретизированная часть более широкой (?) формы планирования — программы. В конце 90-х гг. делаются попытки дать определение программы борьбы с преступностью с точки зрения технологии ее разработки. Авторы одного из учебных пособий по криминологии так определяют суть программы борьбы с преступностью — это «документ, определяющий систему мер борьбы с преступностью посредством указания задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер системы, а также показатели ожидаемых результатов». Здесь же раскрывается структура программы борьбы с преступностью, называются их виды <*>. ——————————— <*> Криминология: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Эминова. М., 1997. С. 29 — 30.
Вместе с тем в этом определении не прослеживается связь программ и в целом процесса программирования с их родовым понятием криминологического планирования. Единственное, что позволяло как-то разграничить эти два понятия, — это указание практически большинства исследователей на комплексный характер планирования мер борьбы с преступностью, являющийся непременным требованием при разработке планов, а в дальнейшем — программ предупреждения преступности. Что же подразумевается под комплексностью планирования? Г. А. Аванесов под комплексным планированием понимает систему взаимосвязанных и взаимообусловленных организованных профилактических мер (а не перечень разрозненных мероприятий), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных комплексных целей, единство собственно профилактической и организаторской деятельности <*>. ——————————— <*> Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 483.
В. Ф. Зудин под комплексным, системным подходом к проблеме социальной профилактики антиобщественных явлений подразумевает такой, который позволяет выявить ее существенные признаки, разнообразные связи и структурные характеристики. Необходимым качеством всей системы в целом является ее интегративное свойство, обладающее единством теории и практической деятельности <*>. ——————————— <*> Зудин В. Ф. Социальная профилактика преступлений (криминологические и криминалистические проблемы). Саратов, 1983. С. 35.
Наиболее полное и всестороннее понимание принципа комплексности в планировании, на наш взгляд, дается авторами «Курса советской криминологии». Они определяют его как важнейшее условие скоординированности действий широкого круга субъектов профилактики при решении проблем борьбы с преступностью, которое обеспечивает: — всестороннее воздействие на криминогенные факторы, обусловливающие в целом преступность, отдельные виды преступлений и фоновые явления; — вовлечение всей системы субъектов профилактики и средств, направленных на нейтрализацию негативных явлений, влияющих на преступность; — взаимодействие системы субъектов профилактики и активизацию государственных и общественных органов в деле предупреждения преступности; — пропорциональность воздействия ресурсов профилактики на явления и процессы, отрицательно влияющие на преступность; — непрерывность профилактического воздействия форм и методов предупреждения преступности, выработанных наукой и практикой. При этом подчеркивается, что в предупреждении преступности комплексное планирование дает реальные результаты в том случае, если этот принцип будет пронизывать все этапы: предплановый анализ преступности, выработку мероприятий и реализацию плановых заданий <*>. ——————————— <*> Курс советской криминологии. Предупреждение преступности. М., 1986. С. 113.
Как справедливо отмечают авторы коллективной монографии, именно потребность в комплексном подходе к организации профилактики преступлений выявила необходимость перехода от ведомственных, в определенной степени одномерных, планов к долгосрочным комплексным целевым программам организации профилактической деятельности, а именно — совокупности (системы) экономических, идеологических, психологических, правовых и иных мероприятий, направленных на достижение целей предупреждения преступности <*>. ——————————— <*> Гладких В. И., Борбат А. В., Шабанов Г. Х. Преступность в Московском регионе. Состояние. Особенности. Тенденции. М., 1998. С. 198.
По мнению С. И. Герасимова, в отличие от планов работы, главным содержанием которых является перечень мероприятий, выполняемых определенными субъектами, программы позволяют участникам их реализации более четко представлять свою роль и взаимодействие с другими исполнителями мероприятий для достижения поставленных целей <*>. ——————————— <*> Герасимов С. И. Организация криминологической профилактики в городе Москве (опыт и перспективы). М., 2000. С. 74.
Думается, что только отсутствие такого подхода к организации борьбы с преступностью на всех уровнях не приносило желаемых и ожидаемых результатов, сводило на нет все попытки добиться сколь бы то ни было реального сокращения правонарушений в регионах в узких ведомственных рамках правоохранительных органов. На наш взгляд, помимо комплексности республиканские, краевые, областные, городские, районные программы все больше ориентируются на решение узловых и долгосрочных задач по предупреждению преступности, на решение вопросов, являющихся актуальными в складывающейся ситуации с преступностью в регионе. Такой подход основан на сравнительных региональных методах изучения преступности, которые позволяют фиксировать не только общие закономерности, но и специфику «движения причин и условий данного явления, особенность его местного проявления» <*>, а также на понимании территориально-пространственной целостности преступности. ——————————— <*> Аванесов Г. А. Указ. соч. С. 484.
В территориальном плане основными звеньями борьбы с преступностью являются относительно целостные административно-территориальные единицы, способные существовать самостоятельно. Это, по мнению Э. Раски, прежде всего многофункциональные территориально-пространственные формирования уровня района, города, экономического района, а в некотором случае и республики, то есть формирования, отличающиеся качественной целостностью их социального организма, а также территориальной локализацией (географией) преступности <*>. ——————————— <*> Раска Э. Э. Борьба с преступностью и социальное управление (теоретические и методические аспекты). Таллин, 1985. С. 118.
Аналогичные взгляды на роль комплексного планирования мер борьбы с преступностью высказывают и ведущие ученые Республики Казахстан. Как отмечает Р. М. Джумагалиев, говоря об организации системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан, все ее подсистемы могут успешно функционировать только в том случае, если они будут иметь надлежащее правовое, научно-техническое и методическое обеспечение. Это значит, что в стране должны активно проводиться фундаментальные и прикладные исследования в достаточно широком спектре, прежде всего по праву, социологии и т. п. Полученные результаты исследования должны реализовываться в законах, подзаконных и ведомственных нормативных актах, республиканских и региональных программах предупреждения правонарушений <*>. ——————————— <*> Джумагалиев Р. М. Система профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан // Предупреждение преступности — важнейшая составная часть государственной политики: проблемы, решения, перспективы. Алматы, 2004. С. 143.
В самом общем виде криминологическое планирование можно разделить на отраслевое (межотраслевое) и региональное (административно-территориальное). На практике широкое распространение получили комплексные планы (программы), разрабатываемые для конкретных регионов и определенных объектов. Теория и практика борьбы с преступностью выработала следующие виды программ борьбы с преступностью. По масштабу применения: — объектовые; — локальные; — региональные; — федеральные. По сроку действия: — оперативные — до 1 мес.; — краткосрочные — до 1 года; — среднесрочные — до 5 лет; — долгосрочные — до 15 лет; — дальнесрочные — свыше 15 лет. По степени жесткости программируемых мер: — планы борьбы с преступностью (очень жесткие); — программы по усилению борьбы с преступностью (полужесткие); — программы-декларации (заявления о намерениях) <*>. ——————————— <*> Криминология: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Эминова. М., 1997. С. 30.
Как видим, в этой классификации появился еще один критерий отличия планов от программ — степень жесткости запланированных мер. Можно встретить и несколько иную классификацию видов планирования: — по масштабу: региональное, местное, на отдельном объекте; — по составу участников и их роли: комплексное территориальное (государственное, региональное, местное), межведомственное, ведомственное; — по направленности: территориальное, отраслевое; — по предмету: охватывающее борьбу с преступностью в целом и по видам либо только борьбу с отдельными видами преступности; — по срокам: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное <*>. ——————————— <*> Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., 1996. С. 66.
Как уже отмечалось, наиболее показательный опыт программно-целевого планирования сложился в Москве. В столице планирование работы правоохранительных органов осуществляется по срокам в текущем и перспективном режиме. Примером перспективного планирования работы может служить План мероприятий по усилению борьбы с умышленными убийствами и их предупреждению на 1997 — 1998 годы, утвержденный на совместной коллегии прокуратуры и ГУВД Москвы. По видам планы, программы профилактики преступлений делятся на общие и специальные. Среди последних выделяются типовые и разовые. Практика планирования предупреждения преступности охватывается специальными мероприятиями как на федеральном, так и региональном уровне, входящими составной частью в программы борьбы с преступностью и относящимися к общему плану. Эти программы позволяют охватить основные проблемы борьбы с преступностью, ее предупреждения. В Москве с 1994 г. принимаются Программы борьбы с преступностью, ежегодно утверждаемые распоряжением мэра города. Они формируются правительством Москвы. В их подготовке самое активное участие принимают правоохранительные органы, в том числе прокуратура города и органы внутренних дел. В основу, например, Программы борьбы с преступностью в Москве на 2004 год, как сказано в преамбуле, положены требования Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью на 2004 — 2005 годы, а также ряд постановлений правительства г. Москвы по укреплению правопорядка в столице. Анализ запланированных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что главная направленность всей программы — профилактика, выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений. Так, из 116 содержащихся в ней мероприятий 90, или 75%, имеют выраженное профилактическое содержание. О ее комплексности свидетельствует широкий круг субъектов — около 50, указанных в качестве соисполнителей, которые участвуют в реализации 74, или 60% всех запланированных мероприятий. Как показало изучение программ, характерными для многих регионов являются профилактические меры, касающиеся предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, посягательств на жизнь и здоровье граждан. В рассматриваемой Программе отражена специфика профилактических мероприятий для Москвы с ее особыми демографическими, миграционными и другими региональными особенностями, в частности предупреждение преступности приезжих, противодействие политическому экстремизму и терроризму и т. п. Наряду с комплексными программами борьбы с преступностью в Москве регулярно разрабатываются и принимаются целевые программы, связанные с предупреждением отдельных видов преступлений, например наркомании, безопасности дорожного движения, а также преступлений и правонарушений, совершаемых отдельными категориями лиц, в частности несовершеннолетних <*>. ——————————— <*> Герасимов С. И. Указ. соч.
В Республике Казахстан в 90-х гг. XX — начале XXI в. аналогичные программы разрабатывались в Актюбинской, Алмаатинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и других областях. Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы. 1. Всеми исследователями форм и методов криминологической профилактики отмечается особое место в этой деятельности криминологического планирования как составной части экономического и социального развития регионов. 2. Практически все криминологи единодушны во мнении о том, что криминологическое планирование имеет наибольшую эффективность в том случае, если в его основу положен метод программно-целевого подхода к планированию мер предупреждения преступности, как на общесоциальном, так и специально-криминологическом уровне. 3. До сих пор в теории криминологии и практике борьбы с преступностью не выработан единообразный взгляд на криминологическое планирование в целом и программно-целевое планирование как его разновидность, обладающее своими специфическими содержательными признаками и методологическими особенностями разработки, реализации и контроля. 4. По мнению автора, программно-целевое планирование мер борьбы с преступностью в отличие от планов, содержащих по большей части перечень не согласованных и не объединенных внутренней логикой мероприятий (как правило, внутриведомственных или в лучшем случае — трех-четырех ведомств), — особый, самостоятельный метод планирования, характеризующийся комплексностью как подлежащих обязательному выполнению научно обоснованных мероприятий, так и широким охватом всех субъектов профилактики, согласованностью их действий, сосредоточением внимания на приоритетных направлениях борьбы с преступностью, финансовой, ресурсной и кадровой обеспеченностью, законодательной определенностью, наличием системы контроля за его реализацией. 5. Опыт выработки наиболее оптимальных форм и методов разработки комплексных и целевых программ как в России, так и Республике Казахстан формировался по большей части эмпирическим путем, на основе разработки конкретных программ борьбы с преступностью в целом, ее отдельных видов (групп), а также лиц, их совершающих. Вместе с тем к настоящему времени накопился достаточно большой организационно-правовой и методический опыт разработки и практической реализации программ борьбы с преступностью, позволяющий выработать общие подходы и конкретные рекомендации по их составлению и внедрению в правоохранительную деятельность.
——————————————————————