Международно-правовые модели региональной экономической интеграции (Европейский Союз, МЕРКОСУР, ЕврАзЭс
(Рыжов В. Б.) («Международное публичное и частное право», 2006, N 4)
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, МЕРКОСУР, ЕВРАЗЭС)
В. Б. РЫЖОВ
Рыжов В. Б., юрисконсульт ООО «Дельта-Сочи», стажер Института государства и права РАН, член Российской ассоциации международного права, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ.
Региональная интеграция является частью мирового процесса глобализации экономики. Однако в отличие от процесса глобализации интеграция — всегда целенаправленный процесс, намеренно организуемый государствами-участниками. Региональная интеграция имеет целью двоякий результат: — создается определенное пространство, в пределах которого действуют единые правовые нормы, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц в отношениях между собой и с иностранными гражданами и юридическими лицами; — создается определенная институциональная система, приспособленная для управления процессом интеграции в данном регионе. Между государствами-участниками создается особая система отношений, которая отличает региональное интеграционное объединение от других типов международных организаций. Наиболее глубокие изменения происходят в региональных интеграционных объединениях, в которых государства-члены с самого начала берут на себя, с одной стороны, широкие, а с другой — довольно неопределенные общие обязательства вносить такие изменения в свои правовые системы, которые будут признаны необходимыми в последующих соглашениях государств-членов либо в решениях органов объединения. Обособление права и правопорядка регионального интеграционного объединения происходит постепенно, по мере развития нормативной базы в отношениях между его членами. Понятие коммунитарного права, или права регионального интеграционного объединения, возникло в ходе развития европейской интеграции. Постепенно в праве Европейских сообществ накапливались особенности, все более отдалявшие его от общего международного права, и в научной среде распространялась идея совершенно особенного права, которое стали называть коммунитарным правом, от английского «community», что значит «сообщество». С развитием региональной экономической интеграции в различных районах мира система права, характерная для Европейских сообществ, утратила свою уникальность. В каждом случае система обладает собственными особенностями, которые будут продемонстрированы в дальнейшем. Но между ними есть одна общая черта — это система права, действующая в пределах той группы государств, которые входят в данное региональное объединение. Выделение регионального международного права не противоречит современному международному праву. Практика региональных интеграционных объединений показывает большое внимание, уделяемое государствами-членами формированию организационной структуры. Как элемент управляющего механизма орган международной организации вообще и орган регионального интеграционного объединения в особенности по своим родовым свойствам имеет нечто общее с органами государства. Как и орган государства, орган международной организации — это звено, элемент механизма международной организации, обладающий в то же время определенной самостоятельностью. Каждый из органов международной организации занимает в ее механизме свое место и прочно связан с другими ее элементами. В региональном интеграционном объединении устройство управляющего механизма приобретает особое значение. Здесь необходимы особая четкость и твердость в определении организационной структуры. Целостность регионального интеграционного объединения многих ученых наводит на мысль о конституционности этой организации. Подобные идеи относительно Организации Объединенных Наций высказывались с самого момента ее создания, а ныне распространились весьма широко. Появление идеи конституционности говорит о правовой определенности объединения, о четком разграничении компетенций и функций органов. Разграничение функций органов международных организаций с самого начала осуществлялось по тем же направлениям, что и между органами государств: одни органы рассматривают общие вопросы и принимают решения перспективного характера, другие органы занимаются исполнением принятых решений. Это наводит на мысль о таком разделении властей, как в государственном праве: на представительную, исполнительную и судебную. Сравнивая организационную структуру региональных интеграционных объединений с другими международными организациями, видим, что представительные и исполнительные органы у них имеют много общего. Как и в «классических» международных организациях, во всех моделях региональных интеграционных объединений учет интересов государств-членов в том, что касается организационной структуры, осуществляется через формирование состава органов, а также в порядке принятия решений этими органами. Среди разных моделей интеграционных объединений мы также не находим много различий. Отмечаются различия в разделении функций: чем более зрелым является региональное интеграционное объединение, тем более четким разделением полномочий оно отличается. В Европейском Союзе определение полномочий органов — весьма детальное и четкое. В ЕврАзЭС практически все органы являются политическими, и юридическая сторона их деятельности почти не проявляется. В МЕРКОСУР можно проследить отделение осуществления политических полномочий от юридических в одних и тех же органах, но еще отмечается смешение полномочий. Особенности отдельных моделей особенно проявляются в тех органах, которых нет совсем или они не характерны для «классических» международных организаций — в межпарламентских органах и в судах. Особенно значительны различия в «парламентах». В наиболее чистом виде межпарламентское сотрудничество проявляется в МЕРКОСУР, где межпарламентский орган исполняет консультативную роль, но в регулировании его деятельности заметны положения, направленные на соблюдение равных прав государств-членов; в Европейском Союзе Европарламент постепенно становится органом воздействия общества на развитие объединения; в ЕврАзЭС Межпарламентская Ассамблея является межгосударственным органом, но имеет возможность играть значительную роль в правовом развитии национальных систем. Что касается судов, то это наиболее характерный орган регионального интеграционного объединения. Системы, создаваемые первоначально как органы разрешения споров, постепенно становятся судебными системами, обеспечивающими исполнение права объединения, поскольку само интеграционное объединение творит собственный правопорядок <*>. Для обеспечения эффективности системы в целом появляется необходимость в контроле, во-первых, за законностью актов самого объединения, а также за соблюдением его права как государствами-членами, так и иными обязанными субъектами. Контрольные механизмы, присущие «классическим» международным организациям, такие, как комиссии, рассматривающие петиции, либо механизмы, когда в рамках организации вырабатывается только согласованный текст соглашения, а не окончательное решение, оказываются неудовлетворительными ни с точки зрения оперативности рассмотрения конфликта, ни с точки зрения эффективности контроля. Неудивительно, что наиболее адекватной для осуществления такого контроля в организационном механизме интеграционного объединения была признана судебная процедура. ——————————— <*> См.: решение Суда ЕС от 15 июля 1964 г. Дело 6/64. (Costa v. ENEL). Affaire 6/64. Recueil de jurisprudence edition fransaise 1964. P. 01194.
Компетенция интеграционных судов имеет некоторые сходные черты: ориентированность на применение вырабатываемого в рамках интеграционного объединения комплекса правовых норм и на его реализацию во внутренней правовой системе соответствующих государств-членов. При этом одним из характерных способов является преюдициальная компетенция, обеспечивающая непосредственную связь интеграционного суда с национальными судебными системами. Опыт латиноамериканской интеграции показывает, что высокая степень контроля государств и построение институтов на строго межправительственной основе эффективны на начальной стадии, когда взаимная зависимость государств не очень высока, а вовлеченность самих государств в принятие решений, напротив, значительна. Межгосударственный подход на начальной стадии интеграции оказывается более гибким и менее затратным. Однако по мере развития интеграции и диверсификации экономических связей, особенно в случае экономических неурядиц и кризисов, правящие элиты зачастую оказываются перед необходимостью принимать односторонние меры для энергичной защиты своих рынков, и тогда становится очевидной неспособность интеграционного объединения препятствовать неправомерным протекционистским мерам. Вслед за этим приходит осознание потребности в правовых методах защиты. В региональных интеграционных объединениях в последнее время отмечается еще одна особенность. Кроме норм общего международного права, зафиксированных в Уставе и других документах ООН, документы региональных интеграционных объединений ссылаются на «правила ВТО». Так, эти правила составляют одну из основ «Южного общего рынка» (МЕРКОСУР), созданного странами Латинской Америки; Ассоциации свободной торговли стран Юго-Восточной Азии (АФТА) и др. Программы снижения тарифов, сотрудничества в промышленном развитии стран, входящих в различные региональные интеграционные объединения, прямо следуют положениям ст. XXIV ГАТТ, а также документа под названием «Взаимопонимание об имплементации статьи XXIV ГАТТ». Учитывая успешность развития интеграции в Европейских сообществах, региональные интеграционные объединения нередко заимствуют их опыт. Некоторые положения документов об интеграции латиноамериканских стран прямо повторяют те, которые содержатся в договорах о Европейских сообществах. Влияние их опыта заметно и на органах Евразийского экономического сообщества.
——————————————————————