Психолого-акмеологическая сущность экстремальных ситуаций в деятельности муниципальных служащих

(Казаков Ю. Н.)

(«Муниципальная служба: правовые вопросы», 2008, N 4)

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Ю. Н. КАЗАКОВ

Казаков Ю. Н., профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор медицинских наук.

Анализ психолого-акмеологической сущности экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности муниципальных служащих следует начать с определения данной категории. Экстремальные ситуации в управленческой деятельности с психологической точки зрения представляют собой совокупность обстоятельств, выступающих как актуальные проблемы, связанные с действием различных экстремальных факторов и требующих оперативного разрешения. Это те проблемные ситуации, которые требуют оперативного разрешения [1].

Важно отметить, что понятие «экстремальные ситуации» не следует отождествлять с особыми и экстремальными условиями деятельности, несмотря на то что между данными категориями существует определенное сходство. Прежде всего, на наш взгляд, следует рассмотреть понятие «условия». Условие — это те обстоятельства, от которых что-либо зависит, это обстановка, в которой что-либо происходит. В данном контексте условия, как правило, рассматриваются как объективные, не поддающиеся или поддающиеся с трудом внешним изменениям. Следовательно, условия осуществления деятельности — это те объективные обстоятельства, которые определяют характер, содержание и качество деятельности или существенно влияют на них в системе муниципальной службы.

Особые, экстремальные и сверхэкстремальные условия деятельности изучались только в контексте деятельности специалистов, связанной с опасностью и действием различных экстремальных факторов в ЧС. Однако не менее остро данная проблема проявляется и в деятельности муниципальных служащих. Сущностная характеристика экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности муниципальных служащих состоит в том, что их деятельность осуществляется в неблагоприятных в психологическом отношении условиях. Это проявляется прежде всего: в доминировании стрессовых состояний из-за нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, недостатков в организации труда и профессиональных взаимодействиях, частого возникновения труднопрогнозируемых экстремальных ситуаций и действия экстремальных управленческих факторов. Серьезное влияние на возникновение стрессовых состояний муниципальных служащих оказывают и отрицательные черты профессиональной ментальности, проявляющиеся в иерархических отношениях и взаимодействиях: автократизм, излишняя властность и высокомерие, подавление инициативы, комплекс угрожаемого авторитета, нетерпимость к критике. В то же время это сочетается со стремлением муниципальных служащих к независимости и самостоятельности, ориентированности главным образом на себя. Все это создает психологические противоречия, которые нередко приводят к внутриличностным и межличностным конфликтам (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин).

В. Г. Зазыкин предложил классификацию условий деятельности и выделил классы нормальных, особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности, которые, кроме нормальных, называются затрудненными. А. А. Деркач предложил общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности муниципальных служащих считать: наличие воздействующих факторов, выступающих как возмущения; возникновение негативных функциональных состояний типа динамического рассогласования; высокие нервно-психические и энергетические затраты; включение в деятельность резервных возможностей. Экстремальных факторов, формирующих условия деятельности как затрудненные, очень много, и они по своей природе отличаются значительным разнообразием. Из них часто встречаются следующие: физико-химические характеристики условий деятельности или среды обитания; механические воздействия типа вибраций, перегрузок и пр.; сильные акустические воздействия; опасность; частое возникновение непредвиденных, в том числе и аварийных, ситуаций; специфика деятельности — стресс, монотонность; высокая степень ответственности, боязнь ошибок, неудач; продолжительные эмоциональные конфликты разрушительного действия [2].

По характеру своего действия или влияния экстремальные факторы всегда являются возмущающими воздействиями, которые нарушают нормальное протекание какого-либо процесса или функционирования. По данным А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, П. А. Корчемного, И. В. Перминовой, В. Н. Селезнева, в результате действия экстремальных факторов как возмущений происходят существенные изменения в состоянии систем и их структуре, в том числе структуре управленческой или исполнительской деятельности, что, в свою очередь, влияет на уровень устойчивости психического здоровья личности муниципального служащего.

В целом экстремальные факторы как бы социализируются и влияют на образ жизни человека. Среди таких факторов можно отметить угрозу потерять работу, рост стоимости жизни, преступность, правовую и социальную незащищенность. Поэтому наши опросы свидетельствуют о том, что доминирующими настроениями являются тревога, ощущение угрозы, неуверенность в завтрашнем дне, стрессы, заниженная самооценка. Они совпадают с результатами других исследователей, описывающих наступление эмоциональных срывов, нетерпимость, агрессивность, стремление во что бы то ни стало изменить состояние сознания и снизить таким образом травмирующую силу напряженности. А это, в свою очередь, вызывает сильные социальные страхи. Они-то и выступают в качестве экстремальных факторов (В. Г. Зазыкин, О. А. Прилутская).

По мнению А. А. Деркача, акмеологические характеристики экстремальных факторов не поддаются описанию с позиций общего потому, что отсутствует единое основание, но особенное в них может быть выделено по следующим признакам: по месту приложения; по форме и виду; по интенсивности или регуляторности воздействия; по степени опасности; по характеристикам последствий.

Экстремальные факторы объективны, причем эта объективность обусловлена самой природой и не позволяет в большинстве случаев осуществлять по отношению к ним активное управление.

Действие экстремальных факторов приводит к возникновению у субъекта труда негативных состояний психического здоровья типа динамического рассогласования психических процессов, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность и надежность. При этом, как правило, муниципальный служащий не осознает, что изменяется регуляция деятельности и снижается ее эффективность и надежность. Негативные психические состояния воспринимаются как отрицательные эмоции и неприятные соматические ощущения (О. И. Жданов, Л. Б. Забелова, В. Г. Зазыкин, Ю. Н. Казаков, А. Б. Леонова, В. И. Медведев).

В большинстве случаев компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний осуществляется муниципальными служащими за счет волевых усилий с подключением резервных возможностей. Необходимо отметить специфику акмеологического подхода к понятию резервных возможностей. Этот подход отличен от других тем, что он не рассматривает резервные возможности только как резервы организма и регуляции. С точки зрения акмеологического подхода резервные возможности должны быть функциональными, иными словами, связанными с запасом умений, навыков, знаний, не опредмеченных в живом труде, но используемых в чрезвычайных ситуациях.

Все вышеизложенное характеризует то общее, что связывает особые, экстремальные и сверхэкстремальные условия деятельности. Но следует рассматривать и их существенные отличия, а главное отличие состоит не в виде экстремальных факторов, а в периодичности, частоте или длительности их воздействия, в количественных характеристиках их интенсивности. Это подтверждает содержательный анализ как реальных видов деятельности, так и возникающих у субъектов труда функциональных состояний, их вида, особенностей проявления, характера и вида используемых резервных возможностей. На этом основании А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин предложили следующий вариант классификации условий деятельности [2].

Особые условия — это такие условия, при которых деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их проявления, при этом экстремальные факторы не имеют большой мощности или интенсивности, негативные функциональные состояния выражены умеренно. В особых условиях деятельности мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы в данных условиях требуется отдых.

Экстремальные условия деятельности связаны с постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность. Негативные функциональные состояния выражены сильно, деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей. Работа в данных условиях требует восстановления.

Сверхэкстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности, в деятельность включаются аварийные резервные возможности, а после нее требуется обязательная реабилитация.

Отличием особых условий деятельности от экстремальных и сверхэкстремальных является: непостоянство действия экстремальных факторов или высокая осознаваемая вероятность их появления; меньшая, по сравнению с экстремальными и сверхэкстремальными условиями, их интенсивность или мощность; отсутствие опасности или реальной вероятности ее появления; включение в деятельность резервных возможностей компенсаторного типа.

Однако, как уже отмечалось выше, особые и экстремальные условия деятельности нельзя отождествлять с экстремальными ситуациями. А. А. Деркач экстремальные управленческие ситуации рассматривает как ситуации проблемные, требующие оперативного разрешения. В то же время автор указывает на то, что существует определенное сходство в деятельности в экстремальных ситуациях с деятельностью в особых и экстремальных условиях. В частности, экстремальные факторы могут оказывать прямое действие, быть направленными на объект и субъект управления (влияние на информационные процессы, элементы системы, психическую устойчивость, деструктуризация деятельности), систему их взаимодействия, прямые и обратные связи. Кроме того, они могут быть и непрямого действия, но проявляться в возникновении новых проблем, задач, которые требуют оперативного решения, иначе объект или система управления могут потерять свою устойчивость, а управление станет неэффективным. Данное двойное (прямое и непрямое) действие свидетельствует о существенном отличии управленческой деятельности в экстремальных ситуациях от управления в нормальных и вообще деятельности в затрудненных условиях.

Экстремальные ситуации могут возникать вследствие появления угрозы по отношению к организации, предприятию или персоналу. Причем угрозы рассматриваются как потенциально возможные или реальные действия, способные нанести моральный, материальный или физический ущерб (М. С. Алешников, Б. Н. Родионов, В. Б. Титов, В. И. Ярочкин). Угрозы могут быть направлены непосредственно на персонал (или руководство), материальные ресурсы предприятия, финансы и информацию; особую сложность представляют угрозы информационной безопасности системы, так как они не носят открытого характера и могут проявляться в утечке информации, ее перехвате, несанкционированном допуске к источникам конфиденциальной информации. В этом случае действующие угрозы могут рассматриваться как экстремальные факторы.

В некоторых исследованиях отмечалось, что в деятельности муниципальных служащих значительная часть их рабочего времени тратится на анализ и предотвращение различных экстремальных ситуаций, которые связаны с действиями экстремальных факторов. Эти факторы имеют различную природу, отличаются по форме проявления, продолжительности действия и возможным последствиям, но тем не менее они могут быть объединены в следующие группы по сходным признакам [2, 3, 4, 5, 6].

Первая группа имеет характер чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, эпидемии, локальные конфликты, сопровождающиеся насилием или боевыми действиями), но их появление может быть спрогнозировано, для их ликвидации создаются специальные службы и формируются резервы.

Вторая группа — это очаги социальной напряженности, стихийные формы протеста, имеющие тяжелые последствия в виде голодовок, несанкционированных митингов, неуправляемых шествий, этнических столкновений. Экстремальные ситуации, которые возникают вследствие воздействия данных факторов, также могут прогнозироваться, а следовательно, могут быть предусмотрены меры по их компенсации.

Третья группа факторов связана напрямую со спецификой деятельности муниципальных служащих. Их действие не явно, а иногда и скрытно. Среди таких факторов можно выделить информационные перегрузки, сверхнормативные нагрузки эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы личности. Большое влияние оказывают негативные функциональные состояния, которые проявляются в производственных стрессах, продолжительной напряженности, тревоге, боязни неудач, ощущении угрозы, сильной степени утомления из-за необходимости совмещения деятельности. Факторы данной группы рассматриваются как субъективные, хотя часто являются следствием объективных причин, которые не поддаются внешнему регулированию и изменению. Часто роль данных факторов недооценивается, что приводит к крупным ошибкам и промахам в работе. При воздействии данных факторов работа, как правило, требует подключения резервных возможностей и обязательного восстановления.

Как уже было отмечено, экстремальные ситуации, помимо изменения состояния объекта и появления в связи с этим новых проблем, вызывают у субъекта труда негативные функциональные состояния, которые влияют на регуляцию деятельности и снижают ее эффективность. Следовательно, в экстремальных ситуациях муниципальному служащему необходимо решить несколько типов задач: поддержание функционального состояния на требуемом уровне высокой работоспособности, осуществление управления по заданному алгоритму или программе, решение проблем оперативного характера, вызванных действием экстремальных факторов, внесение в деятельность необходимых корректив в зависимости от ситуации. В результате этого деятельность муниципального служащего в экстремальных ситуациях становится сложносовмещенной. Данная ситуация существенно затрудняет саму деятельность, повышает ее психофизиологическую цену.

Соотнесение характеристик профессиональной деятельности муниципального служащего в экстремальных ситуациях с деятельностью в затрудненных условиях показывает, что деятельность в экстремальной ситуации в психологическом отношении представляет собой временное нахождение в особых, экстремальных и сверхэкстремальных условиях. В результате такой деятельности, помимо решения основных профессиональных задач, осуществляется компенсация или ликвидация действующих экстремальных факторов, порождающих проблемы, требующие оперативного разрешения, а также деятельность, направленная на поддержание оптимального функционального состояния психического здоровья. По данным Л. П. Гримака, Л. Г. Дикой и В. В. Семикина, управление собственным состоянием или компенсация негативных функциональных состояний являются самостоятельной целенаправленной непредметной деятельностью.

Важной задачей психолого-акмеологического изучения повышения устойчивости психического здоровья муниципальных служащих к экстремальным ситуациям является описание видов экстремальных факторов, характера их действия, возможных последствий, т. е. описание проблемного поля.

По данным Н. Д. Заваловой, Г. Т. Береговой, Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломова, В. А. Пономаренко, экстремальные ситуации как управленческие проблемы могут быть следующих видов: конфликты различных уровней и содержания: дефицит информации об экстремальном факторе; дефицит времени для изменения ситуации; ситуации, сочетающие дефицит времени и информации; ситуации неопределенности; определенные ситуации, предъявляющие повышенные требования к субъектам деятельности, выходящие за границы их функциональных возможностей; опасность.

Проблемное поле экстремальных ситуаций во многом зависит и от профессиональной и региональной специфики, например работы в особых и экстремальных условиях. Но существуют и общие психологические характеристики экстремальных ситуаций [8]:

— неопределенность информации (в том числе и противоречивость); неопределенным может быть время появления значимого события и его качественные характеристики, что провоцирует возникновение высокой психической напряженности, настроения неуверенности, боязни совершить ошибку;

— неполная информация о возможно значимом событии; такая ситуация существенно затрудняет возможность прогнозирования, планирования и принятия решений, что также вызывает сильный стресс;

— поддержание готовности к экстренным действиям; экстремальная ситуация может возникнуть внезапно, но время ее наступления, характер предстоящей оперативной деятельности не определены, кроме того, поддержание постоянной высокой функциональной готовности требует от субъекта труда мобилизации внутренних резервов, что связано с высокими психоэнергетическими затратами;

— ситуация риска, где риск обусловливает высокую психофизиологическую цену принятия ответственного решения и сопряжен с боязнью совершить ошибку, что приводит к появлению сильных стрессов;

— ситуация со снижением или утратой социального статуса (характерна для субъектов управленческой деятельности); возникают сильные тревоги, эмоциональный дискомфорт, снижается самооценка, уверенность в себе, что приводит к сильным длящимся стрессам;

— ситуация конфликтов в профессиональной среде (конфликты имеют высокую психофизиологическую цену и сопровождаются сильными стрессами, часто конфликты имеют разрушительный характер);

— ситуация изменения менталитета в профессии; такие изменения возникают вследствие перемен в обществе, для многих сопровождаются серьезными внутренними кризисами, ощущением ненужности, разрушением целостного образа «я»;

— ситуации возможной потери работы.

Для конкретизации содержания проблемного поля экстремальной ситуации, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть проблемы, которые часто являются следствием экстремальных ситуаций: экономические, которые характеризуются общим спадом производства, сокращением рабочих мест, срывом договорных поставок, налоговым бременем, низким уровнем потребительского рынка, экономическим диктатом банков, монополий; экологические, включающие в себя опасность экологических катастроф локального характера из-за работы на изношенной или устаревшей технике; кадровые, которые заключаются в низком уровне профессионализма руководителей и исполнителей, низкой трудовой мотивации, слабой дисциплине, низком уровне заработной платы, текучести кадров, несоблюдении правил техники безопасности; социальные, характеризующиеся снижением уровня жизни, низкой социальной защищенностью, вынужденным уменьшением затрат на социальную сферу; организации труда — неэффективные вертикальные и горизонтальные связи руководителей подразделений, отсутствие ответственности в работе, недостатки в организации информационной основы деятельности, недостаточный контроль реализации решений, невозможность качественного планирования, частые конфликты; организации взаимодействий, заключающиеся в нарушениях договорных обязательств, нечестности партнеров, стремлении определенных кругов взять под свой контроль производство в ущерб работающим, низкой правовой культуре, несоблюдении законов; личностные, направленные на конкретную личность и включающие в себя недостаточный уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств, умений и знаний, неумение предвосхищать изменения в ситуации управления, низкую стрессоустойчивость, опасности и угрозы здоровью личности [12].

При этом личные проблемы представлены меньше всех, что свидетельствует о стремлении субъекта деятельности преуменьшить значимость субъективной причины ошибок и промахов.

Рассмотренные проблемы выступают как экстремальные факторы. Кроме того, видны системные связи и возникновение одной проблемы порождает появление других. Например, низкий уровень заработной платы снижает трудовую мотивацию, приводит к текучести, создает нестабильность на отдельных участках работы, снижает исполнительскую и трудовую дисциплину, нарушает отлаженные механизмы производственных взаимодействий [12].

К тому же действие разных факторов может дать кумулятивный эффект — превысив некий критический уровень, они могут начинать действовать вместе, резко увеличивая тем самым силу воздействия и затрудняя их решение.

В психолого-акмеологическом плане данное проблемное поле, возникающее вследствие действия экстремальных факторов, следует рассматривать сквозь призму требований к муниципальным служащим. Они прежде всего касаются их профессионализма, резервных возможностей, которые бы позволили повысить уровень устойчивости психического здоровья и эффективно работать в усложненных ситуациях. Это проецируется прежде всего в умении предвосхищать возникновение экстремальных ситуаций, знании их содержания, формировании своих резервных возможностей. Однако работа в таких условиях требует развития определенных личностно-деловых качеств муниципальных служащих, позволяющих успешно выполнять сложносовмещенную деятельность в экстремальных ситуациях.

Теоретический анализ причин, генезиса возникновения и определение сущностной характеристики экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности муниципальных служащих являются предпосылками обоснования акмеологических методов повышения устойчивости психического здоровья муниципальных служащих к экстремальным ситуациям.

Литература

1. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1 — 5. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999 — 2001.

2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 1998. 178 с.

3. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: Луч, 1993. 23 с.

4. Деркач А. А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. М.: Изд-во РАГС, 1999. 94 с.

5. Деркач А. А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. Монография. М.: МПА, 1998. 148 с.

6. Деркач А. А., Секач М. Ф., Михайлов Г. С. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости руководителя. Монография. М.: МПА, 1999. 366 с.

7. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. М.: Совершенство, 1998. 208 с.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 1996. 308 с.

9. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.

10. Секач М. Ф. Психическая устойчивость руководителя. М.: КВАНТ, 1997. 245 с.

11. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

12. Щербина А. В. Психологические характеристики экстремальных ситуаций в управленческой деятельности. М.: МААН, 1997. 184 с.

——————————————————————