Влияние особенностей личности командира на способность принятия управленческих решений в экстремальных условиях
(Смирнов В. Н.) («Административное право и процесс», 2007, N 3)
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КОМАНДИРА НА СПОСОБНОСТЬ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
В. Н. СМИРНОВ
Смирнов В. Н., доцент, заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, доктор психологических наук.
В условиях складывающейся в настоящее время системы общественных отношений при принятии управленческих решений важное значение имеют, по нашему мнению, отдельные особенности личности руководителя. Нет сомнений, что обозначенная тема находится на стыке наук административного права и психологии. В предлагаемом материале представляется необходимым рассмотреть отдельные аспекты заявленной в названии темы. В советский период большинство психологов, изучающих проблемы психологии личности, работали над образом «человека формируемого» (например, через формирование отношений, через ведущую деятельность и др.) <1>. В настоящее время особое внимание обращается на изучение феномена «надситуативной личностной активности» <2> и «субъектной активности» <3>. В связи с этим активно обсуждаются вопросы психологической устойчивости личности <4> и поведения руководителей на уровне осознанных личностных поступков <5>. Такая динамика в постановке и изучении проблем закономерна. Она связана с изучением психологии личности в ее целостности <6>. ——————————— <1> См.: Котова И. Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону, 1994. <2> Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. М., 1996. <3> Брушлинский А. В. Психология субъекта. М., 2003; Секун В. И. Психология активности. Мн., 1996. <4> См.: Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб., 2004. <5> См.: Моргунов Е. Б. Личность и организация. М., 1996. С. 44 — 49. <6> См.: Богданович Н. В. Смысловое поле категории «личность» // Личность и проблемы развития. М., 2003. С. 5 — 9.
Проблема развития личности является одной из центральных проблем современного человечества. Она определяется осознанием человеком своих возможностей, проявляемых в конкретных условиях, в том числе и экстремальных, принятием ответственности за развитие самого себя, ближайшего окружения, общества. Значимость проблемы увеличивается качественно, если мы рассматриваем не абстрактного человека, а специалиста, командира (руководителя), ответственного как за себя и окружающих, так и за решение проблемы, возложенной на него государством, обществом. Следует отметить, что термин «руководитель» для экстремальных условий не совсем подходит. На наш взгляд, более приемлемым является термин «командир», который более емко отражает специфику управленческой деятельности в экстремальных условиях, и тем более если речь идет о спецподразделении. Не просто развитый и подготовленный, а нацеленный на дальнейшее духовное, социальное развитие и совершенствование в профессиональной сфере командир может рассчитывать на адаптивную, сравнительно безопасную, относительно комфортную и эффективную деятельность в экстремальных условиях. В этой связи требования к командирам органов внутренних дел обычно раскрывают в разрабатываемых психограммах через конкретные профессионально значимые качества личности, которые условно объединяются в ряд блоков: мотивационно-нравственные (личностно значимые ценности, мотивы, гражданственность, честность, порядочность и пр.), профессионально-деловые (профкомпетентность, бдительность, мобилизованность, интеллект, креативность, работоспособность и др.) и организаторские (напористость, деловитость, энергичность и др.) <7>. Кроме того, требуется учитывать компенсаторные возможности командиров. ——————————— <7> См.: Методы диагностики и развития психологического потенциала руководителей ОВД / Под общ. ред. Н. В. Андреева. М., 1996; Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами ОВД: Методические материалы. М., 2003. С. 4 — 30.
Профессором Академии управления МВД России А. М. Столяренко <8> в структуре личности выделены три важнейшие составляющие: сфера направленности, операциональная и модуляционная сферы. ——————————— <8> См.: Столяренко А. М. Личностный подход в юридической психологии // Энциклопедия юридической психологии. М., 2003. С. 19 — 20.
Сфера направленности (или иначе ее еще называют ценностно-мотивационной) в силу своей системообразующей роли в личности определяет избирательность ее активности и отношений, отвечая за то, к чему стремится личность и в какой мере вовлекает свойства других подструктур для успешной реализации психической деятельности. Она включает в себя все побудительные силы личности — ее идеалы, убеждения, жизненные планы, потребности, мотивы, цели, интересы, склонности, установки. Развитость и сбалансированность по указанным составляющим сферы направленности у командира следует рассматривать как мотивационно-смысловую составляющую потенциала его личности. Среди образований данной подструктуры особую роль для успеха в управленческой деятельности играет развитость такой интегральной личностной характеристики, как индивидуальная управленческая концепция. Операциональная сфера включает элементы, представляющие собой способы и опыт, которыми обладает личность и которые используются ею для достижений жизненных и иных целей. В качестве основных компонентов данной подструктуры личности следует рассматривать одновременно ее образовательный и квалификационно-профессиональный опыт (знания, навыки, умения и привычки), интеллектуальные и креативные, эмоционально-волевые, коммуникативные и организаторские способности, а их развитость, взаимосвязь и сбалансированное проявление оценить как составляющую потенциала профкомпетентности личности командира. Модуляционная сфера отражает наличие у человека специфических свойств нервной системы и психофизических функций, которые оказывают динамическое, но не содержательное влияние на психические процессы, состояния и свойства личности. В связи с тем что компоненты данной подструктуры предопределяют психофизиологические ресурсы, проявляясь, в частности, в ее работоспособности (выносливости), то их следует рассматривать в качестве психодинамической составляющей потенциала личности командира. Все указанные сферы оказываются исключительно важными для жизнедеятельности командира в экстремальных условиях. Нами были изучено содержание представлений командиров спецподразделений органов внутренних дел России о качествах личности успешного командира в экстремальных условиях. Их результаты представлены в нижеприведенной таблице (см. табл. 1). Эти результаты были сравнены с результатами опроса руководителей гражданских учреждений по их представлениям об успешном руководителе в обычных условиях <9>. ——————————— <9> Могут возникнуть сомнения в корректности сравнения суждений руководителей с диаметрально противоположными функциями. Но, на наш взгляд, благодаря такому сравнению наиболее рельефно просматривается разница в приоритетах руководителей, во многом определяемых условиями их деятельности и характером выполняемых задач.
Таблица 1
Сравнительная таблица представлений об успешном командире (руководителе) в экстремальных и обычных условиях
N Характеристика успешного командира (руководителя) п/п Командиры спецподразделений ОВД Руководители в экстремальных условиях в обычных условиях
ОМОН ОМСН
1 Лидерство Лидерство Личные достижения
2 Профессиональная Эффективность Личные связи компетентность
3 Эффективность Владение обстановкой Лояльность
4 Видение перспективы Надситуативная Предприимчивость активность
5 Смекалка Видение перспективы Лидерство
6 Удачливость Владение интуицией Склонность к анализу
7 Знание особенностей Профессиональная Решение проблем подчиненных компетентность
8 Коммуникабельность Разумная Эффективность инициативность
9 Разумность Гибкий стиль Перспективность руководства
10 Восприимчивость Порядочность Восприимчивость
Из таблицы видно, что в экстремальных условиях востребованы совершенно иные качества командиров, чем в обычных условиях. Командиры спецподразделений органов внутренних дел предпочтение в экстремальных условиях отдают таким личностным качествам, как лидерство, эффективность, профессиональная компетентность, владение обстановкой. Руководители гражданских учреждений в обычных условиях ориентированы на иные приоритеты: личные достижения, связи, лояльность, предприимчивость. Как видно, в экстремальных условиях более значимы для командира не личные достижения, успехи, а лидерские качества. Причем лидерство было выделено в качестве приоритета большинством опрошенных командиров спецподразделений как ОМСН, так и ОМОН. Это не случайно. Реализация командиром лидерских качеств способствует идентификации подчиненных не только с общей целью подразделения, но и с самим подразделением. Благодаря неординарным личностным качествам и профессионализму командира у сотрудников спецподразделений повышается уровень доверия к нему, возникает стремление следовать за ним, снижается конфликтность, растет совместимость и улучшается психологический климат в подразделении. Поэтому на должности командиров в экстремальных условиях должны назначаться сотрудники с ярко выраженными лидерскими характеристиками, которые способны придать новый позитивный импульс взаимоотношениям с подчиненными. Назначение на командирские должности сотрудников, у которых существуют недостаточно развитые лидерские качества, с перспективой, что они могут быть развиты или психологически компенсированы в процессе профессиональной экстремально-психологической подготовки и профессиональной деятельности, следует рассматривать как нежелательное исключение. В этом случае процесс подготовки не только командира, но и всего подразделения значительно увеличивается. Личность командира в экстремальных условиях определяется ее способностью гармонично соединить в себе систему формальных и неформальных отношений с сотрудниками подразделения и вышестоящим руководством (ответственность, требовательность, взыскательность, межличностные и межгрупповые симпатии, антипатии). В этом случае анализ положения командира в группе ведется через такие понятия, как «социальный статус», «социальная роль», «социальные ожидания», «престиж», «социально-психологическая авторитетность», «реализация лидерства». Для изучения общих психологических особенностей командира в экстремальных условиях используются различные тесты, опросники, анкеты и т. п. На наш взгляд, наиболее удачными являются: Калифорнийский психологический опросник (тест CPI), с помощью которого изучается самопринятие, интерперсональное функционирование командиров (руководителей), проявление социальной включенности, независимости, лидерства; тест NEOPI-R (позволяет диагностировать такие группы качеств, как нейротизм, экстраверсию, добронравие, сознательность) или сокращенный русскоязычный вариант теста, известный как NEO-FFI (разработан С. Д. Бирюковым), удобен для экспресс-оценки психологического потенциала сотрудников. Изучение мотивационно-ценностных особенностей возможно осуществлять по тесту Рокича, благодаря которому изучаются ориентации по терминальным (содержательным) и инструментальным (обеспечивающим) ценностям. Жизненные планы и смысловые приоритеты выявляются по тесту «Смысложизненные ориентации», разработанному Д. А. Леонтьевым. По показателям тестирования профмотивации могут выявляться командиры, для которых характерна мотивация стремления к успеху или мотивация избегания неудач. Конечно, в экстремальных условиях более успешными являются командиры с мотивацией первого типа. У сотрудников спецподразделений имеются своя система личностно значимых психологических ценностей и специфический набор мотивационных предпочтений в экстремальных условиях. Поэтому для их выявления нами были разработаны специальные анкеты изучения значимых психологических ценностей, мотивации к подготовке, деятельности в экстремальных условиях и удовлетворенности деятельностью. Для осознания и коррекции выявленных ценностей и мотивов в соответствии с реалиями экстремальных условий были использованы упражнения по коррекции психологических ценностей, «я — командир», «лидер — подчиненный» (см. приложения). Важным для оценки мотивационно-смыслового потенциала командира является изучение не только его ценностных ориентаций, но и индивидуальной управленческой концепции, используемой в экстремальных условиях. Она отличается от управленческих индивидуальных концепций руководителя в обычных условиях (В. И. Белозеров, Е. П. Клубов, А. В. Урываев) как своими элементами, так и содержанием. В качестве элементов индивидуальной управленческой концепции командира в экстремальных условиях следует выделить: — смыслообразующую и целеполагающую мыслительную деятельность; — замыслы по решению вытекающих и поставленных задач; — предвидение и прогноз в решении предполагаемых проблем; — активизацию управленческих средств и функциональных единиц, реализующих эти средства; — владение оперативной информацией о состоянии подразделения, каждого сотрудника, деятельности, обстановки и их изменениях. Тщательный отбор сотрудников спецподразделений и выдвижение на командные (руководящие) должности не только наиболее компетентных, но и успешных в экстремальных условиях, авторитетных сотрудников являются одной из гарантий их состоятельности, скорейшего раскрытия и дальнейшего карьерного роста в новом статусе. Другой гарантией является их профессиональная экстремально-психологическая подготовленность. В экстремальных условиях для сотрудников спецподразделений и тем более командиров нереализованность личных притязаний и любой тип компенсации, направленный на замещение этой нереализованности, становится очевидным для всего окружения и вызывает отторжение этого командира со стороны функциональной группы или к нему применяются меры психологического давления (моббинг). На первый взгляд применяемые сотрудниками спецподразделений меры могут казаться излишне суровыми и даже неадекватными. В связи с чем психологами предлагается целая система мер профилактики этого психологического явления. Однако зачастую указанные меры являются в экстремальных условиях средством сохранения целостности и боеспособности всего подразделения. По отношению же к субъекту воздействия, несмотря на безусловную репрессивность отмеченных мер и их психотравмирующий характер, они позволяют сохранить ему жизнь. Этот факт, при умелом использовании его психологом, может быть основой для реабилитации и повышения подготовленности выжившего. Для изучения особенностей познавательной сферы и для оценки уровня интеллекта может применяться достаточно разноплановый инструментарий (краткий отборочный тест, прогрессивные матрицы Равена, тест Амтхауэра, тесты оценки уровня креативности личности Э. Торренса, Э. де Боне, А. Мельника). Для изучения эмоционально-волевых особенностей могут использоваться 16-факторный тест Кеттела, тест оценки уровня субъективного контроля (УСК), тест межличностных отношений Лири, тест цветовых выборов Люшера и др. Изучение психодинамической сферы личности можно проводить по методу рефлексометрии, тесту РДО и др. Для формирования операциональной и психодинамической сферы к работе в экстремальных условиях можно использовать специализированные психотренинги: — интеллектуальные (на развитие мышления, памяти, рефлексии в напряженных, критических, экстремальных ситуациях); — креативности (воображения, интуиции, образного восприятия и переработки информации в нестандартных условиях); — коммуникативные (уровня доверия себе, товарищам по группе, обществу, коммуникативному и интерактивному мастерству, конфликтной и переговорной компетентности в экстремальных условиях); — эмоционально-волевой регуляции (уверенного или профессионального поведения в экстремальной ситуации, оптимальной работоспособности, психологической регуляции, трансрегуляции, медитации, дыхательных психотехнологий, воздействия на биологически активные точки).
——————————————————————