Концептуальные основы самоорганизации внутренней позиции муниципального служащего в сохранении профессионального здоровья

(Казаков Ю. Н.)

(«Муниципальная служба: правовые вопросы», 2009, N 2)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ

ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

В СОХРАНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Ю. Н. КАЗАКОВ

Казаков Ю. Н., профессор РАГС, доктор медицинских наук.

Задачи и функции социальной самоорганизации внутренней позиции служащего, интеграции субъективных факторов сохранения профессионального здоровья относятся к регулированию и управлению трудовым процессом в структурах муниципалитета [1, 2, 3]. Концепция ее формирования строится на специфике психологических качеств, проявляемых в этом процессе на основе двух понятий — «личность» и «ценности», в определенных психических составляющих. Экстраверсии — теплом отношении к окружающим, коммуникабельности, уверенности в себе, активности. Эмпатии и уважительном отношении к окружающим людям. Сознательности — компетентности, аккуратности, ответственности, самодисциплине. Эмоциональной устойчивости — уверенности в себе и окружающих. Интеллектуальной открытости — любознательности, исследовательском подходе к трудностям, развитию воображения. Служащий должен знать себя, рационально использовать свои ресурсы здоровья и выполнять свои обязательства [5, 10, 11, 12].

Цель концепции — формирование внутренней позиции в работоспособности и профздоровье, на основе социальной самоорганизации и ориентации на повседневную социальную стабильность, формируемую в муниципальной инфраструктуре производственной безопасности в напряженных ситуациях и при действии профрисков в профессиональной ориентации муниципальных служащих. При этом ведущее место в социальной самоорганизации занимает интегративная субъективность (личностная) факторов, формирующих образное мышление «Я», чувство самоуважения, восприятие целей и ценностей смысла жизни и работы, отношений с людьми [6, 14]. В свою очередь, субъективные факторы в разделении труда позволяют служащему занять иерархию ведущего или ведомого в выполнении работы [8, 9]. Ведущему эти факторы помогают объединять людей и направлять их к достижению социальных целей [12]. Однако взаимодействие ведущих и ведомых касается их морально-психологических связей на официальном уровне и в неофициальных отношениях [13, 15]. У ведущих в профессиональной адаптации в муниципалитете проявляются личностные качества, превосходящие физические или психологические характеристики других. Они могут быть приобретенные (интеллект, воля, уверенность в себе) и врожденно-конституциональные (физиолого-морфологические). Далее на этапе профессионализма внимание от черт личности переключается к формированию паттернов поведения с учетом умений выхода из ситуации и управления многообразием ее факторов, формирующих определенные типы общения с людьми. В зависимости от требований трудовой ситуации ведущим становится тот, субъективные черты которого окажутся в данный момент общемотивированными. Кроме того, профессионализм служащего ориентирует его на ожидание и потребности в управлении и у него вырабатывается механизм воздействия: служащий — ситуация — ведомые. При этом каждый в процессе испытывает взаимодействие. В этом варианте субъективной чертой муниципального служащего является гибкость в ситуации улавливать состояние групповой психики (психологического климата), обусловленное особенностями сплоченности — общности эмоционального, интеллектуального и психического (установок, отношений, настроений, чувств, мнений и осознанности момента). Служащий в воздействии выявляет основной элемент сплоченности — субъективную интериоризацию (личностную) ведомого в отличие от его общего отражения климата (условий объективной жизнедеятельности группы, в которых она протекает). Эти процессы взаимосвязаны и учитываются муниципальным служащим, особенно в трудовом процессе макросреды и микросреды решаемых проблем.

Успешность деятельности муниципального служащего заключается в определении направления в оказании помощи людям при движении к цели на основе функций выполняемой работы: определение задач и контроль правильности исполнения решения; поддержание психологического климата отношений с людьми. Однако личностные качества и ценности, которыми обладает муниципальный служащий, лежат в основе его сущности как представителя власти и предопределяют его эффективность в роли социального лидера в решении проблем населения. Кроме того, муниципальные служащие применяют различные стили в своем поведении. Чаще всего это стиль влияния — манера, используя которую они общаются с людьми с целью направить их усилия на решение проблемы. Этот стиль в процессе трудового процесса может трансформироваться, поскольку служащие совершенствуют свои личностные качества. Трансформация качеств складывается из харизмы — способности видения, уважения и доверия, вдохновения, умения устанавливать контакты с людьми. Совершенствуется и индивидуальное внимание к людям, обеспечивающее обратную связь в решении проблем.

Необходимо отметить, что и мотивы социальной самоорганизации внутренней позиции муниципального служащего помогают ему формировать определенные качества на основе потенциала здоровья, способствующие эффекту трудового процесса. Видение помогает определять стратегические роли деятельности на основе доверия и открытости ошибок. Сотрудничество — содействие другим по поводу волнующих их вопросов. Обратная связь и признание заслуг других. Ответственность за порученное дело. Общение и поощрение правдивой информации. Ценность безопасности своего профессионального здоровья и ориентации на действие — в преодолении проблем, связанных с вопросами своего психического здоровья. Последнее связано с психическим напряжением в работе, и здесь важны субъективные тенденции и их проявления в трудовом процессе — формы напряженности: явной и скрытой. Значима в сохранении психического здоровья скрытая социальная напряженность, относящаяся к установкам, намерениям и эмоциональному состоянию служащих (политическому, экономическому и психологическому). Однако психологическая напряженность создает внутренние предпосылки проявления способностей и потребностей служащего, выступающих причиной роста или нейтрализации напряженности в трудовом процессе.

Концепция выявляет структуры скрытой социальной напряженности — риска психического и профессионального здоровья муниципального служащего. Она может быть в форме эмоциональной напряженности, связанной с акцентами негативных переживаний на работе и в повседневной жизни. Социальной, проявляющейся ростом внутреннего диссонанса, особенно на микросоциальном уровне, в непосредственном окружении муниципального служащего на работе, в семье, в кругу близких. Поведенческой — в формах отклоняющегося поведения или готовности к деструктивным действиям, срывам в работе с людьми. Ментальной — изменяющей ориентации, ценностные и смысложизненные установки, которые происходят у служащего под влиянием неблагоприятных экономических, социальных и политических факторов.

Важной составляющей концепции являются алгоритмы нейтрализации напряженности в трудовом процессе муниципалитета, формирующие осознанную готовность служащих к борьбе за сохранение повседневной стабильности поведения. Во внешнем социальном окружении (формально-политическом, статусном) или социально-политической среде, в которой осуществляется профессиональная деятельность муниципального служащего. В социальном его окружении (родственно-соседском, неформальном), благоприятность которого жизненно необходима для стабильности его поведения. В свою очередь, выявляющая значимость для служащего непосредственной среды и ее зависимость от социально-политических условий приводит к тому, что вынужденность и готовность в поведении направлены на сохранение профессионального здоровья и предполагают трансформацию или разрушение энергетики роста психической напряженности. Энергетика напряженности чаще является экономической и социальной, но в ситуации скрытой напряженности может переходить в явную форму проявления личностных интересов и начинает рассматриваться как основная цель приложения сил. На основе этих отношений служащих складывается отношение к власти, являясь важным условием развития общей напряженности. С учетом изложенного концепция ориентирует эффективность муниципальной работы напрямую на эффективность действий в глазах людей, с прочностью их общественного благополучия, социальных позиций, с их социальной и физической защищенностью, основанных на чувстве доверия муниципальным службам. Поэтому оценка эффективности их работы — это оценка уровня удовлетворенности условиями реализации социальных ожиданий людей. Она же характеризует отношение к власти, которое становится условием редукции социальной напряженности самих людей. Повышает идеологические и мировоззренческие установки в рабочем процессе муниципалитета, позволяет сформировать форматы активностей личности служащего. Упреждает биполярность социально-экономических и психологических установок, снимая действие факторов социальной напряженности на территории.

В концепции делается акцент на эффективности работы муниципального служащего, основанной на формировании субъективности внутренней позиции к своей работе на основе сохранения своего здоровья. Поэтому выбор стиля работы на его уровне стал особенно актуальным в выборе стилей управления в условиях гражданского общества. Выбор стиля поведения и методов управления определяет совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия на людей. Стиль руководства является принадлежностью аппарата муниципалитета. Различают субъективный (индивидуальный) и общий стиль руководства. Первый — форма сочетания производственной функции руководителя с функцией регулирования взаимоотношений между сотрудниками муниципалитета. К субъективным факторам, определяющим стиль в трудовом процессе служащего, можно отнести: принципы и установки, обусловливающие умение пользоваться властью; психические качества (темперамент, характер); выбор методов воздействия на людей; индивидуальные особенности исполнения социальных ролей (уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий паттерны здорового поведения). Кроме того, субъективные слагаемые стиля характеризуются: спецификой структуры муниципалитета; функциональным назначением сферы конкретной деятельности; характером производственной среды (технологический уровень делопроизводства, формы организации труда на уровне муниципалитета, обеспеченность ресурсами); особенностью психологического климата (структура, уровень подготовки кадров, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей); уровень опыта работы в муниципалитете, способы и приемы управления.

К механизмам взаимодействия стилем работы на уровне муниципалитета можно отнести способы воздействия руководителя и подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций в вариабельности решаемых задач. Управленческие функции классифицируются по признакам задач и требуют специалистов в их решении с высокими профессиональными качествами, поведенческим и ситуационным подходом. Муниципальный служащий должен соответствовать и определенным для каждого конкретного случая требованиям (квалификационным, профессиональным, личностным), и требованиям соответствия персонального опыта установленным в муниципалитете принципам его оценки. Методика установления требований и определения соответствия конкретного человека должности является предметом концепции в части управленческой дисциплины в муниципальной службе.

В целом наша концепция преследует цель построения четкой и эффективной организации работы муниципального служащего на основе сохранения его психического и профессионального здоровья. Когда полномочия должны предоставляться служащему только в объеме, не больше и не меньше которого они необходимы для ведения деятельности и выполнения им его функций и достижений, установленных в формате всей иерархии муниципальной службы. В концепции мы учитываем, что сущность работы муниципального служащего состоит в его успешности. Чем бы он ни занимался, нужно правильное выполнение задач, выполнение качественное, а значит, эффективное, с учетом профессионального долга работы с людьми и сохранения своего здоровья в трудовом процессе.

Эффективность деятельности муниципального служащего во многом зависит от его внутренней позиции к работе и от его способностей сохранять здоровье. Эффективность управления, с одной стороны, соотношение результатов деятельности муниципалитета и микроклимата управления, с другой — соотношение общих результатов деятельности и условий выполнения задач служащими (состояние их психического и профессионального здоровья). Поэтому руководством к формированию концепции социальной самоорганизации сохранения профессионального здоровья муниципальных служащих можно отнести социально-психологические признаки гражданского общества: наличие новых социальных отношений; определенную стратификацию, предполагающую существование среднего класса; общественные институты, движения, фонды, общины; социальное самоуправление; ментальность, систему ценностей и смысл культуры; наличие самосознания, идентичности, образа «мы»; возможности самоактуализации «я»; сформированность системы профессиональной безопасности здоровья — залога системы устойчивого развития муниципального уровня управления. В таких условиях к субъективным факторам безопасности профессионального здоровья муниципальных служащих можно отнести: социальную защиту от профессиональных деформаций; нарушение процесса профессиональной идентичности; особенности менталитета служащего в социальных ценностях; инфраструктуру информационной безопасности.

Сущность концепции касается защиты жизненного пространства и духовной среды муниципального служащего. Концепция формируется с учетом и на основе взаимозависимости и взаимообусловленности социально-экономических, военно-политических, экологических, технологических, информационных, культурных, нравственных, бытовых и других факторов и соответствующих видов безопасности на уровне муниципалитета. Должна включать индивидуальную, общественную и государственную безопасность профессионального здоровья, взаимосвязанных целевой ориентацией, общностью взаимных интересов и решаемых задач его сохранения — присущими ему методами, силами и средствами. Цель системы превентивной безопасности профессионального здоровья — защита и реализация прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов служащего в структурах муниципальной службы, формируемых на его внутренней позиции самоорганизации сохранения здоровья.

Системообразующей в концепции является акмеологическая схема превентивной безопасности профессионального здоровья — безопасность здоровья на муниципальной службе. Она формирует типологию направлений превентивной безопасности профессионального здоровья муниципального служащего, включая: уровни и формы организации инфраструктурных систем физиологической безопасности; личностной, межличностной (коллективной, этнической, религиозной) — социально-профессиональной безопасности; психологической, культурологической, мировоззренческой — информационно-психологической безопасности. Эти направления схемы в первую очередь зависят и от эффективности социальной организации работы, и от внутренней позиции служащего в самоорганизации стрессоустойчивости на муниципальном уровне. На этой основе концепция ориентирует на удовлетворение потребности муниципального служащего в личной безопасности профессионального здоровья от внутренних и внешних воздействий, включая социально-функциональные связи профилактики здоровья. Поэтому социальная самоорганизация безопасности профессионального здоровья в концепции рассматривается нами как муниципальная политика безопасности в различных видах организации работы муниципалитета, с учетом социально-функциональных связей сохранения психического и профессионального здоровья. Опирается на акмеологическое понимание методов упреждения профессиональных и социальных рисков здоровья служащего и анализа организации работы муниципалитета: в выявлении направлений безопасности; разработке тактики здоровьесбережения; разработке и внедрении систем безопасности. Направления безопасности касаются муниципального уровня в объективном отсутствии рисков, угроз жизненным ценностям. На субъективном уровне затрагивает индивидуальную готовность упреждения служащим негативного воздействия, болезни, профессионального ущерба жизненным ценностям и здоровью. Такая концепция и постановка вопроса безопасности профессионального здоровья удовлетворяет интересы и муниципалитета, и служащего, и граждан.

В акмеологической основе разработки концепции нами заложен ситуационный анализ. В нем ситуация рассматривается как единица формата безопасности профессионального здоровья, совокупность обстоятельств, факторов обстановки и психической напряженности в определенное время процесса или явления. Отличия сущности ситуации связаны с осознанием объективности и субъективности компонентов в структуре безопасности профессионального здоровья служащего и уровней их профессиональной или социальной взаимосвязи, взаимодействия и упреждения рисков здоровью.

В концептуальную основу акмеологической схемы положена открытость человека в социальной ситуации взаимодействия с трудностями жизни (Б. Г. Ананьев) и теория поведенческих актов — не изолированных воздействий в ситуации — систем воздействий, событий или ситуаций (Б. Ф. Ломов). Причинами таких актов выступают не отдельные события, а система событий или ситуация. Однако и ситуацию нужно рассматривать как объективный фактор установки (Д. Н. Узнадзе), зависящей от потребности, удовлетворяемой организмом, и от объективной ситуации (возможностей) удовлетворения этой потребности в социуме и в работе. Кроме того, в характеристике проблемной ситуации можно определять тип взаимодействия субъекта и объекта (А. А. Матюшкин), включающий эти характеристики, с учетом профессиональных рисков здоровья. Кроме того, производственная и социальная ситуация как единица анализа осуществляется нами как акмеологическое измерение единства структуры, функции и гносеологии деятельности в превентивной безопасности профессионального здоровья в повседневных ситуациях, а также структурные элементы безопасности деятельности, выделяемые в акмеологии (мотивы, действия, операции, цели, результаты), интегрирующиеся относительно конкретного субъекта деятельности (служащего) в процессе выполнения конкретной работы или разрешения ситуации, в конкретных объективных условиях. Таким образом, ситуация в акмеологической схеме выступает системно организованной основой деятельности, в которой мы выявляем все ее основные элементы безопасности профессионального здоровья муниципального служащего.

К акмеологическим признакам степени профессиональной напряженности психических и физиологических возможностей здоровья субъекта муниципальной службы можно отнести трудные, рисковые и нестандартные ситуации (по А. Я. Анцупову и А. А. Деркачу). Это является основанием выделения типа напряженных ситуаций — состояния психической напряженности с понижением устойчивости психических и двигательных функций или трансформации состояния здоровья служащего. Последнее зависит от совокупности факторов и особенностей самоорганизации внутренней позиции самой личности. Устойчивость профессионального здоровья может быть нарушена группами факторов, имеющих экстремальный характер (по Е. М. Таболовой): объективных (политических, экономических и социальных); объективно-субъективных (негативных отношений, сложного морально-психологического климата); субъективных (заниженной мотивации к работе, низкого профессионализма, недостатков в самореализации). В деятельности муниципальных служащих часть рабочего времени используется на анализ и предотвращение негативных ситуаций. По вышеизложенной их типологии мы выделяем по следующим группам факторов. Факторы очагов социальной напряженности, стихийных форм социального протеста, имеющие тяжелые субъективные последствия (голодовки, митинги, шествия, акции гражданского неповиновения, этнические столкновения, стихийные формы политического противоборства). Факторы, связанные непосредственно со спецификой деятельности госслужащих: информационные перегрузки на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности (выше ППД); негативные функциональные состояния (производственные стрессы и напряженность, тревога, фобии, ощущение угрозы, усталость и утомление из-за сублимации объектов деятельности). На готовность к нейтрализации действий этих факторов и направлена акмеологическая схема включения резервных ресурсовосстанавливаемых возможностей сохранения здоровья.

Отдельную группу составляют угрожающие психическому здоровью факторы — это потенциальные воздействия на работника, способные нанести моральный, материальный, физический и психический ущерб. Среди них особую угрозу составляет информационная безопасность, имеет открытый характер и может состоять в утечке, перехвате, несанкционированном допуске. В связи с этим предметно-деятельностная активность служащего становится усложненной и повышает психологическую напряженность. Поэтому психолого-акмеологическое изучение деятельности служащего в напряженных ситуациях муниципальной службы — это описание видов напрягающих (негативных) факторов, сущности их действия и последствий.

Можно выделить группы напрягающих факторов (по В. А. Пономаренко и Н. Д. Заваловой): конфликты различных уровней и содержания; дефицит информации об экстремальном факторе; дефицит времени для изменения ситуации; ситуации, сочетающие дефицит времени и информации; ситуации неопределенности; определенные ситуации, предъявляющие повышенные требования к субъектам деятельности, выходящие за границы их функциональных возможностей; опасность.

К психологическим характеристикам напряженных ситуаций, можно отнести следующие факторы (по А. К. Марковой): неопределенность (информации, распоряжений, невозможность прогноза); усложнение (неопределенность решения дополнительных управленческих задач) алгоритмов решения дополнительных задач; напрягающая готовность и ожидание возникновения непредвиденных ситуаций; риск. В концепции учитывается и то, что повседневность социальных ситуаций муниципальных служащих связана с межличностным и межгрупповым характером, направленным против человека в случае: снижения или утраты гражданами социального статуса; смены или потери ими работы; трансформации их профессиональной деятельности; снижения активности работы в условиях инновационных преобразований на предприятиях и т. п. Кроме этого, кризисные условия в производственной и социальной среде в концепции учитываются как предпосылки особенностей жизнедеятельности служащих и как приемы, средства социальной их безопасности, связанные с работой психолога и акмеолога в формировании индивидуальной психической защиты и служащих, и руководителей муниципалитетов. Основной угрозой муниципалитету является психологический климат, требующий и анализа, и управления им в целях формирования интегративной субъективности служащих в самоорганизации сохранения профессионального здоровья.

Основные элементы концепции акмеологической безопасности профессионального здоровья муниципальных служащих — это: интересы, угрозы и другие факторы воздействия на интересы — система обеспечения безопасности здоровья. Личные интересы понятны по удовлетворению потребности в сохранении здоровья. Производственные интересы требуют уточнения. Они не являются суммой интересов отдельных работников, а выражают социальные задачи, направленные на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильной жизнедеятельности, профессионального роста и стабильного развития. Эти условия должны иметь постоянный и устойчивый статус профессионального здоровья в формируемом гражданском обществе, независимый от стиля управления руководителя, и должны оставаться стержневыми в работе муниципалитета, что может обнадежить в стабильности развития, сформировать уверенность служащих в успешности руководства муниципальной службой.

В целом концепция формирования внутренней позиции самоорганизации в безопасности профессионального здоровья на основе акмеологических механизмов позволит стабилизировать управление муниципальной службой в части стабилизации кадровой политики в условиях становления гражданского общества.

Литература

1. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. N 1.

2. Арсеньев Ю. Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т. Ю. Управление персоналом. Технологии. М., 2005.

3. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: В 2 томах // Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999, 2000.

4. Голиков Ю. Я., Дикая Л. Г., Костин А. Н. Проблемы исследования психической регуляции в триаде «деятельность — личность — состояние» // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999.

5. Грачев В. В., Секач М. Ф., Шевченко В. Г., Перелыгина Е. Б. Психология безопасности: оптимизация психической устойчивости кадров военного управления: Монография. М., 2004.

6. Гримак Л. П., Скрышников А. П. Психическая саморегуляция деятельности человека-оператора // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1983.

7. Иванников В. А. Психологические механизмы исследования волевой регуляции. М., 1991.

8. Канопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

9. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 2004.

10. Конечный Р., Боухал Н. Психология в медицине. М., 1983.

11. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. М., 2002.

12. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.

13. Управление персоналом на производстве / Под ред. проф. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. М., 2003.

14. Файзулаев А. А. Мотивационная саморегуляция. Ташкент, 1987.

15. Краузе Томас Р. Мотивация лидерства в области безопасности на всех уровнях организации: три важных аспекта // URL: http://www. trainings. m/articles/542print.

——————————————————————