К вопросу о субъектах инновационной деятельности в Российской Федерации

(Мошкова Д. М.) («Российская юстиция», 2013, N 4)

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. М. МОШКОВА

Мошкова Д. М., кандидат юридических наук.

В статье рассматривается вопрос, касающийся появления новых субъектов права, а именно субъектов инновационной деятельности. Автором даются определения, в том числе легальные, таких терминов, как «инновация», «инновационная деятельность», «субъект инновационной деятельности».

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, концепция, стратегия, субъект права, субъекты инновационной деятельности, инновационная организация, инновационная система, государственная поддержка.

The article considers the question concerning the appearance of new subjects of law, namely the entities of innovation activity. The author gives definitions, including legal, terms such as «innovation», «innovation», «the subject of innovation activity».

Термин «инновация» (англ. innovation — «новшество», «нововведение») означает изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности <1>. ——————————— <1> Впервые был введен в научный оборот австрийским экономистом Шумпетером // Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капиталов, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982.

В Российской Федерации термин «инновация» появился в начале 80-х гг. прошлого столетия. В Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 гг. <2> инновация (нововведение) — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. ——————————— <2> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.

Легальное понятие инновационной деятельности содержится в Концепции Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007 — 2012 годы» (далее — Концепция), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. N 977-р <3>. ——————————— <3> СЗ РФ. 2006. N 44. Ст. 4589.

Согласно Концепции понятие «инновационная деятельность» означает выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: — создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); — создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; — применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии. Приоритетным направлением преобразования современной российской экономики является придание ей инновационного качества, основным условием которого является вовлечение предприятий реального сектора в реализацию ключевых направлений инновационного развития. Роль государства заключается в достижении баланса между интересами бизнеса и общенациональными приоритетами, который невозможен без использования налоговых механизмов стимулирования и регулирования инновационной деятельности. Ускорение экономического роста в результате интенсификации инновационного процесса — основная задача руководства страны, и решение ее напрямую зависит от притока инвестиций в сферу производства. Уровень инновационного развития России по таким ключевым параметрам эффективности в области инноваций, как человеческий капитал, создание знаний и их применение, финансирование инноваций и рынок информационно-коммуникационных технологий, показывает, что основные резервы стимулирования инновационной деятельности в нашей стране сконцентрированы в кадровом потенциале, учитывая при этом, что доля России в мировом производстве наукоемкой продукции составляет всего 0,3%, а производительность труда в десять раз ниже, чем в развитых государствах <4>. В этой связи актуальное значение имеет исследование вопроса о субъектах инновационной деятельности и роли государства в данном виде деятельности. ——————————— <4> Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление. СПб., 2008. С. 14.

Субъект в юридическом смысле, по мнению Г. Еллинека, «не есть существо или субстанция, а данная извне, созданная волею правопорядка способность» <5>. ——————————— <5> Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 123.

Субъект права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником правоотношения, а субъект правоотношения — реальный участник данных правоотношений <6>. ——————————— <6> Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 278 — 279; Общая теория права: Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 345.

Субъекты финансового права — это носители прав и обязанностей в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств в ходе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований. При реализации своих прав и обязанностей они вступают в финансовые правоотношения в качестве участников (субъектов) правоотношений. Субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, в правоотношениях могут быть реализованы не все финансовые права и обязанности <7>. ——————————— <7> Химичева Н. И. Субъекты советского бюджетного права. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1979. С. 42.

Р. О. Халфина отмечает <8>, «что понятие «субъект права» охватывает как потенциальные возможности, так и их реализацию, подчеркивает целесообразность выделить более узкое понятие — «участник правоотношения». ——————————— <8> Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 115 — 116.

Л. Л. Бобкова высказывает мнение о том, что «участник финансового правоотношения — это лицо, которое не только участвует в конкретном правоотношении (т. е. является субъектом правоотношения), но и обладает финансовой правосубъектностью (т. е. является субъектом права)» <9>. ——————————— <9> Бобкова Л. Л. Государство как субъект бюджетного права. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2007. С. 8.

Однако перейдем к рассмотрению субъектов инновационной деятельности. К таковым можно отнести индивидуальных предпринимателей, занятых предпринимательской деятельностью в научно-технической сфере без образования юридического лица. Фактически это начальная форма предпринимательской деятельности. Она связана с созданием и использованием нововведений физическими лицами. Субъектами инновационной деятельности в данном случае могут быть изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создавшие инновационный продукт. В качестве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может выступать и лицензиат, т. е. физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности. Однако возможности индивидуального предпринимателя в создании и использовании инновационного продукта всегда ограничены <10>. Безусловно, субъектами инновационной деятельности являются юридические лица (научно-исследовательские и конструкторские бюро, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения). Организационно-правовыми формами инновационной деятельности являются хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, среди которых особо выделяются по предмету инновационной деятельности научные организации. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Российское предпринимательское право» (отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2011. —————————————————————— <10> Российское предпринимательское право / Под ред. И. В. Ершовой, Г. Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2010.

Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования, проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты, проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров, инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР <11>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Российское предпринимательское право» (отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2011. —————————————————————— <11> Там же.

Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности. Статья 3 Закона города Москвы от 06.06.2012 N 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» <12> содержит следующее определение субъекта инновационной деятельности: субъекты инновационной деятельности — физические и юридические лица (их объединения), в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность. А также п. 3 ст. 2 данного Закона поясняет, что к субъектам научно-технической и инновационной инфраструктуры относятся бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и управляющие организации технологических парков, индустриальных парков и технополисов, иные организации, способствующие реализации научно-технических и (или) инновационных проектов и оказывающие комплекс управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных, организационных и иных услуг. ——————————— <12> Вестник мэра и правительства Москвы. 2012. N 36.

Инновационная система представляет собой совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы. Совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции, составляет инфраструктуру инновационной системы. К инфраструктуре инновационной системы относятся: центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. Инновационная деятельность является одной из перспективных сфер экономики и видов предпринимательской деятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Вместе с тем инновационная деятельность — это один из самых рисковых видов предпринимательской деятельности, основывающийся на рисковых начинаниях. Этим обстоятельством и предопределяется роль государственного регулирования в данной сфере, главная цель которого должна состоять в том, чтобы заинтересовать субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении деятельности инновационной, а также по возможности снизить фактор рисков. Отсюда следует, что основными формами государственного регулирования инновационной деятельности должны быть экономические и правовые меры воздействия, а также государственная поддержка и защита субъектов такой деятельности <13>. ——————————— <13> Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 1 — 2.

Государство в лице компетентных органов осуществляет государственную поддержку инновационной деятельности в Российской Федерации, которая имеет следующие цели: — модернизации российской экономики; — обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках; — улучшения качества жизни населения <14>. ——————————— <14> Государственная поддержка инновационной деятельности — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. ФЗ от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. N 36. Ст. 3540.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих трех групп принципов: 1) долгосрочные социально-экономические: — программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки; — приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности; — опережающее развитие инновационной инфраструктуры; — обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; — целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности; 2) среднесрочные в сфере государственно-частного партнерства: — приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности; — доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства; — защита частных интересов и поощрение частной инициативы; 3) к третьей группе следует относить информационно-коммуникативные (обеспечительные) публичные функции, в частности публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основными формами государственной поддержки инновационной деятельности являются: — предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; — предоставление образовательных услуг; — предоставление информационной поддержки; — предоставление консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации; — формирование спроса на инновационную продукцию; — финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал); — реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации; — поддержка экспорта; — обеспечение инфраструктуры <15>. ——————————— <15> См.: Постановление Правительства РФ от 16.11.2012 N 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области поддержки инновационной деятельности» // СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6681.

В настоящее время разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <16>, исходя из ее принципов можно сделать вывод, что данная Концепция в развитие конституционных принципов направлена на социально-экономическое развитие страны, используя научные и научно-технические методы. Цель разработки Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 — 2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Системное решение поставленных задач данным документом состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. ——————————— <16> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

——————————————————————