Некоторые проблемы учреждения органами местного самоуправления печатных средств массовой информации

(Потапова С. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 5) («Правовые вопросы связи», 2006, N 1)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

С. В. ПОТАПОВА

Потапова С. В., консультант Управления по вопросам законодательства и правовой экспертизы Администрации Главы Республики Мордовия, доцент кафедры государственного и административного права Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат юридических наук.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <*> к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 25. Ст. 2484; N 33. Ст. 3368; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 9; ст. 12; ст. 17; ст. 25; N 17. Ст. 1480; N 27. Ст. 2708; N 30 (ч. 1). Ст. 3104; ст. 3108; N 42. Ст. 4216.

На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований поселенческого уровня печатные средства массовой информации не учреждены, несмотря на право органов местного самоуправления в соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <*>. Причем согласно ст. 12 Закона РФ «О средствах массовой информации» регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не требуется. ——————————— <*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 7. Ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 169; N 30. Ст. 2870; 1998. N 10. Ст. 1143; 2000. N 26. Ст. 2737; N 32. Ст. 3333; 2001. N 32. Ст. 3315; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2708; N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104.

Несомненно, данная норма существенно «облегчает» процесс учреждения средств массовой информации, создаваемых органами местного самоуправления, но в силу отсутствия необходимых материальных ресурсов и финансовых средств далеко не все органы местного самоуправления поселенческого уровня учреждают свои средства массовой информации. Отсутствие у органов местного самоуправления печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации порождает целый каскад проблем. Во-первых, не соблюдаются требования Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закрепляет именно опубликование определенной информации. Например, должны быть опубликованы условия конкурса на замещение должности главы местной администрации, сведения о дате, времени и месте его проведения, проект контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса (ч. 5 ст. 37). Во-вторых, невозможно будет соблюсти требования ст. 24, 28, 31, 32, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации <*>. В соответствии с данными статьями Кодекса обязательному опубликованию подлежат: проект генерального плана, заключение публичных слушаний по данному плану и генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом поселения; сообщение главы местной администрации поселения, городского округа о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки, заключение о результатах публичных слушаний по данному вопросу; документация по планировке территории поселения, решение о подготовке документации по планировке территории, принимаемое органом местного самоуправления поселения. Указанные документы подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16; N 30 (ч. II). Ст. 3128.

В-третьих, отсутствие в муниципальных образованиях печатных средств массовой информации сделает невозможным вступление в силу актов представительных органов местного самоуправления о введении местных налогов. Согласно же ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации <*> к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. В порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов в соответствии с гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации определяется порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824; 1999. N 28. Ст. 3487; 2000. N 2. Ст. 134; N 32. Ст. 3341; 2001. N 3 (ч. 1). Ст. 5016; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 23. Ст. 2174; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 28. Ст. 2873; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3231; N 45. Ст. 4377.

В соответствии с п. 1 ст. 5 указанного Кодекса акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вступившие в силу с 1 января 2006 г., должны были быть приняты и официально опубликованы до 1 декабря 2005 г. Думаем, что это требование федерального законодательства было выполнено не во всех муниципальных образованиях, образованных на территории Российской Федерации. В случае если на территориях муниципальных образований не были приняты и официально опубликованы нормативные правовые акты о местных налогах, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 декабря 2005 г., то на этих территориях в 2006 г. не будут взиматься соответствующие налоги. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит требования об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации. В случае если в муниципальном образовании не учреждено свое печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации, представляется возможным официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов о налогах в печатном средстве массовой информации, учрежденном в соответствующем субъекте Российской Федерации для официального опубликования правовых актов органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации (иной официальной информации). На указанное обстоятельство обращено внимание в письме Министерства финансов России от 3 августа 2005 г. N 03-06-02-02/57 <*>. ——————————— <*> Экономика и жизнь. 2005. N 36.

Вместе с тем полагаем, что опубликование нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в самих муниципальных образованиях, представляется предпочтительным не только с точки зрения практической целесообразности, но и с точки зрения соблюдения законности. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно ввиду того, что в отличие от Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы местного самоуправления учреждать свои печатные средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официально информации, что следует из буквального толкования его п. 7 ч. 1 ст. 17. Отсутствие в большинстве муниципальных образований, в первую очередь поселенческого уровня, печатных средств массовой информации связано не в последнюю очередь с причинами материального, финансового, организационного характера. Определенным решением этой проблемы может стать опыт Республики Мордовия, где в муниципальных образованиях поселенческого уровня печатные средства массовой информации учреждаются представительными органами муниципального образования — Советами депутатов. Ввиду понятных проблем финансового характера редакцией данных средств массовой информации выступает администрация соответствующего муниципального образования, а главным редактором — глава администрации муниципального образования, назначаемый по результатам конкурса по контракту. В муниципальных образованиях, имеющих статус сельского поселения, в которых уставом муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, редактором газеты является глава сельского поселения. В решениях Советов депутатов муниципальных образований указано, что печатное средство массовой информации учреждается для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, а выпуск газет осуществляется по мере необходимости. Распространение газеты осуществляется путем раздачи экземпляров жителям муниципального образования на основании письменных заявлений, поданных в администрацию. Предусмотрено также направление экземпляров газеты в библиотеку муниципального образования, прокуратуру соответствующего района и в ОАО «Гарант — Мордовия» (для помещения текстов муниципальных правовых актов в справочно-правовую систему). Решением Совета депутатов администрации муниципального образования поручено предусмотреть при формировании местного бюджета средства на издание печатного средства массовой информации. На основании ст. 20 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы взаимных прав и обязанностей учредителя, редакции, главного редактора, порядка назначения главного редактора, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации и другие, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Поэтому представительный орган муниципального образования, являющийся учредителем печатного средства массовой информации, должен заключить с администрацией муниципального образования, выступающей в качестве редакции данного средства массовой информации, договор, предметом которого является деятельность по изданию газеты. Полагаем, что учредитель может быть наделен правом приостановления или прекращения выпуска газеты в случае нарушения редакцией законодательства Российской Федерации и договора между учредителем и редакцией, правом обязать редакцию бесплатно и в согласованные сроки опубликовать в газете муниципальные правовые акты, официальные сообщения и материалы. Редакция имеет право самостоятельно получать информацию, самостоятельно распределять печатную площадь. Круг обязанностей учредителя (представительного органа муниципального образования) может быть определен следующим образом: — в пределах своей компетенции оказывать содействие редакции в обеспечении помещением и оргтехникой для издания газеты; — устанавливать предельные размеры ассигнований из районного бюджета для целей финансирования выпуска газеты; — определять сроки издания газеты; — предоставлять редакции необходимую информацию. Редакция (администрация муниципального образования) обязана: — обеспечивать своевременный (по требованию учредителя) выход газеты; — организовывать редакционно-издательскую деятельность; — распространять газету путем раздачи жителям муниципального образования на основании письменных заявлений, поданных в администрацию соответствующего муниципального образования; — направлять экземпляры газеты в библиотеку муниципального района (городского округа или поселения), прокуратуру соответствующего района, ОАО «Гарант — Мордовия»; — бесплатно и в согласованные сроки публиковать решения и иные муниципальные правовые акты, официальные сообщения и материалы, предоставленные учредителем или от его имени. Полагаем, что предложенный вариант решения проблемы, который нашел практическое воплощение в муниципальных образованиях поселенческого уровня в Республике Мордовия, может быть применен в других субъектах РФ с тем, чтобы норма Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящая к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, нашла реальное практическое воплощение. Важность разрешения обозначенной проблемы заключается также в соблюдении на муниципальном уровне ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации <*>, согласно которой нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, применяются в том случае, если они официально опубликованы для всеобщего сведения. ——————————— <*> Российская газета. 1993. 25 дек.

——————————————————————