Меры по поддержанию трудовой занятости в условиях финансово-экономического кризиса (организационно-правовые вопросы)

(Непочатая И. В.) («Российский юридический журнал», 2010, N 5)

МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ) <*>

И. В. НЕПОЧАТАЯ

——————————— <*> Nepochataya I. V. (Yekaterinburg) The system of measures to maintain labour employment during the period of financial crisis (law-organizational aspects).

Непочатая Ирина Викторовна — преподаватель кафедры социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Статья посвящена ситуации на рынке труда в период финансово-экономического кризиса. Автор рассматривает систему организационно-правовых мер, предпринятых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации для снижения напряженности на рынке труда.

Ключевые слова: трудовая занятость, безработица, поддержание занятости, государственная политика в области занятости, рынок труда.

The article is devoted to the labour market situation during the period of world financial crisis. The author considers the system of law-organizational measures undertaken by federal public authorities, authorities of the subjects of the Russian Federation to decrease intensity on a labour market.

Key words: labour employment, unemployment, employment maintenance, state policy in employment sphere, labour market.

2008 и 2009 гг. стали одними из самых тяжелых в экономической истории России. Негативные последствия финансово-экономического кризиса, который задел практически все сферы жизни общества, предстоит преодолевать не один год: рост цен, спад производства, снижение доходов населения, увеличение безработицы. Наибольшее влияние финансовый кризис оказал на реальный сектор экономики. Проблемы в экономике неизбежно привели к серьезным проблемам на рынке труда. Рынок труда потрясла не только волна массовых сокращений. Практиковалась невыплата заработной платы. Многие работники были отправлены в неоплачиваемый отпуск по инициативе работодателя, что является нарушением трудового законодательства, либо переведены на неполный рабочий день. Безусловно, такая ситуация требовала эффективных и незамедлительных действий государства. Нам бы хотелось рассмотреть комплекс организационных, правовых, финансовых мероприятий, осуществляемых различными участниками правоотношений по занятости населения в условиях напряженности на рынке труда и направленных преимущественно на поддержание трудовой занятости. Прежде всего, возникла необходимость изменения законодательства о занятости населения для адаптации, приближения его к сложившейся социально-экономической ситуации в стране. В основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере занятости, Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» <1> (далее — Закон о занятости), были внесены изменения и дополнения, расширившие полномочия Правительства РФ в области содействия занятости населения. В частности, ст. 7, посвященную полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения, дополнили второй частью, которая закрепила право Правительства РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Федерации <2>. Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в определяемом Правительством РФ порядке. ——————————— <1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915. <2> О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. I. Ст. 6242.

В начале 2009 г. была разработана Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год <3>. Программа — это документ, определяющий приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения и содержащий план мероприятий по оздоровлению российской экономики. Представители власти неоднократно заявляли, что основная задача государства в условиях кризиса — обеспечить выполнение социальных обязательств государства перед населением в полном объеме. Это вытекает из статуса России как социального государства (ст. 7 Конституции РФ). Усиление социальной защиты населения, снижение напряженности на рынке труда названы важнейшими направлениями антикризисных действий Правительства РФ в 2009 г. С этой целью расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости. ——————————— <3> Рос. газ. 2009. 20 марта.

Первым шагом на пути реализации мер антикризисной Программы и исполнения внесенных изменений в Закон РФ о занятости явилось принятие Правительством РФ Постановления от 31 декабря 2008 г. N 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (далее — Постановление N 1089) <4>. Постановлением был определен общий объем средств, выделяемых на реализацию мер по поддержке рынка труда, а также утвержден порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Федерации. ——————————— <4> СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 266.

Постановление N 1089 закрепляет своеобразный механизм получения субсидии из федерального бюджета для стабилизации ситуации на рынке труда субъектов РФ. Итак, чтобы получить субсидию, субъекты РФ должны представить в Минздравсоцразвития России региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъекта РФ, утвержденные в установленном порядке (далее — Программа). В Программе должно присутствовать обоснование необходимости осуществления дополнительных мероприятий, непосредственно система мероприятий, а также расчет средств, требующихся для реализации каждого мероприятия. Важно, что законодатель обязывает приводить полный перечень организаций, на которых будут осуществляться эти мероприятия. В качестве дополнительных мероприятий рекомендуются следующие: 1) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения; 2) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; 3) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; 4) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости. Следует отметить, что приведенный перечень дополнительных мероприятий не является исчерпывающим и необходимым, а носит рекомендательный характер. После принятия в соответствующем порядке региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, нужно заключить соглашение о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, между Федеральной службой по труду и занятости и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов. Форма соглашения утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 23 января 2009 г. N 17н <5>. ——————————— <5> Рос. газ. 2009. 2 февр. (Приказ).

Таким образом, был установлен единый для всех субъектов РФ механизм получения дополнительных средств из федерального бюджета, стимулирующий субъекты РФ разрабатывать дополнительные программы и реализовывать дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, в рамках которого субъектам РФ при решении проблем на рынке труда предоставлена определенная самостоятельность. В январе 2009 г. большинство субъектов РФ в соответствующем порядке приняли региональные программы поддержки занятости населения. Например, 14 января 2009 г. Постановлением Правительства Свердловской области N 5-ПП была утверждена Программа поддержки занятости населения Свердловской области в 2009 г. <6>; 13 января 2009 г. администрация Волгоградской области приняла Постановление N 3-п «О Программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области» <7>; Постановлением Правительства Республики Карелии от 13 января 2009 г. N 1-П <8> одобрена региональная Программа поддержки занятости населения в Республике Карелии на 2009 год и т. д. ——————————— <6> СЗ Свердловской области. 2009. N 1. Ст. 47. <7> Волгоградская правда. 2009. N 15. <8> СЗ Республики Карелия. 2009. N 1. Ст. 52.

Первые соглашения о реализации дополнительных мероприятий были подписаны уже в начале февраля 2009 г. между руководителем Роструда России и представителями Ярославской области и Красноярского края. Позже всех, в середине апреля 2009 г., соглашение с Рострудом заключили Хабаровский край, Республики Тыва, Калмыкия, Адыгея. 26 февраля 2009 г. руководитель Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации и Губернатор Свердловской области подписали Соглашение «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Свердловской области» <9>. Соглашение направлено на реализацию областной Программы и предусматривает, что Роструд перечислит Свердловской области 1,6 млрд. руб. на реализацию дополнительных мероприятий. ——————————— <9> Подписано Соглашение со Свердловской областью // URL: http:// www. rostrud. info/ press/ news/?actshow_ news&id;=938.

В Программе, кроме рекомендованных мероприятий, закреплены меры, относящиеся к случаям угрозы массового увольнения: установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации <10>. Эта норма обеспечит единое применение норм материального права и исключит возможность злоупотребления со стороны работодателей. ——————————— <10> О реализации мероприятий Программы поддержки занятости населения в 2009 году: Постановление Правительства Свердловской области от 6 марта 2009 г. N 248-ПП // СЗ Свердловской области. 2009. N 3-1. Ст. 294.

Из анализа статистических данных можно сделать вывод об эффективности принятия региональных программ. По состоянию на 9 сентября 2009 г. в рамках реализации Программы поддержки занятости населения Свердловской области создано 63,3 тыс. новых рабочих мест, 90 тыс. человек приняли участие в общественных и временных работах, 2176 человек прошли профессиональное обучение, а 535 безработных граждан, изъявивших желание открыть собственное дело, получили субсидии на общую сумму 26,8 млн. руб. <11>. ——————————— <11> Пресс-релиз о реализации Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2009 году по состоянию на 9 сентября 2009 г. // URL: http:// econom. midural. ru/ monitoring.

Необходимо отметить, что Программа Свердловской области является самой затратной. Можно выделить и Программу Республики Татарстан, реализация которой потребует свыше 1,2 млрд. руб. Наименее затратна Программа Чукотского автономного округа. На стабилизацию ситуации на рынке труда власти Чукотского автономного округа планируют потратить всего 17,4 млн. руб. Анализируя региональные программы, можно сделать вывод, что лишь немногие субъекты РФ имеют возможность для стабилизации ситуации на рынке труда привлекать средства муниципальных образований (например, Москва, Омская, Волгоградская, Нижегородская области). Также надо сказать, что в зависимости от итогов реализации с учетом эффективности предпринимаемых мер возможна корректировка региональных программ. Это право за исполнительными органами власти субъектов РФ подтверждено в письме Минздравсоцразвития России от 25 мая 2009 г. N 23-3/10/2-4032 <12>. Так, Программа поддержки занятости населения Свердловской области корректировалась в сторону уменьшения объема выделяемых средств на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости как из федерального, так и из регионального бюджетов. Также изменился уровень предполагаемой безработицы на конец 2009 г. в сторону увеличения с 2,7% от численности экономически активного населения до 3,7%. Была устранена неточность в определении размера безвозмездной финансовой помощи безработному гражданину на открытие собственного дела. Изначально единовременная выплата равнялась 12-кратному размеру пособия по безработице, причитающемуся безработному. Но законодатель не учел тот факт, что порядок исчисления размера пособия по безработице неодинаков для разных категорий граждан. Поэтому у граждан, которым выплачивается минимальный размер пособия по безработице (850 руб.), единовременная выплата составила чуть более 10 тыс. руб. против 59 тыс. руб. для тех категорий, которым положен максимальный размер пособия по безработице. Таким образом, и в Постановление N 1089, и в Программу поддержки занятости населения Свердловской области были внесены изменения, уточняющие, что размер единовременной выплаты безработному гражданину на открытие собственного дела равен сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице <13>. ——————————— <12> Официально не опубликован // СПС «КонсультантПлюс». <13> О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089: Постановление Правительства РФ от 20 мая 2009 г. N 436 // СЗ РФ. 2009. N 22. Ст. 2719; О внесении изменений в Программу поддержки занятости населения Свердловской области в 2009 году, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 14 января 2009 г. N 5-ПП: Постановление Правительства Свердловской области от 22 июля 2009 г. N 855-ПП // СПС «КонсультантПлюс».

Согласно п. 2.1 типового Соглашения о реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, первое перечисление субсидии составляет 40% от федеральной части финансирования региональной программы и осуществляется в пятидневный срок с момента принятия решения о финансировании дополнительных мероприятий, предусмотренных региональной программой за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, и определения уполномоченного органа исполнительной власти для взаимодействия с Рострудом. Дальнейшее перечисление субсидии осуществляется по результатам фактического расходования средств. Введение такого условия вполне оправданно: некоторые регионы, не имея опыта в подобных ситуациях, за первое время реализации программ освоили лишь небольшой процент выделенных из бюджета средств. Например, Самарская область за первую половину 2009 г. освоила лишь 5% средств, выделенных для стабилизации ситуации на рынке труда. При этом Самарская область является одной из немногих субъектов РФ, в которой уровень безработицы не падает, а продолжает увеличиваться, но, несмотря на существующие проблемы на рынке труда, региональные власти увеличили потребность в иностранной рабочей силе на 2010 г. на две тысячи работников <14>. ——————————— <14> Грицюк М. Контрольная для губернатора // Рос. газ. 2009. 11 авг.

Вместе с тем нормативно закреплена целая система мер, направленных на установление контроля за фактической реализацией дополнительных мероприятий субъектами РФ и расходованием бюджетных средств, выделенных им для стабилизации ситуации на рынке труда. Это указывает на то, что государство признает особую важность решения проблем занятости и контролирует этот процесс. Так, п. 17 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий <15> устанавливает, что Роструд России осуществляет мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия на рынке труда; п. 3.1 и 3.2 Соглашения о реализации дополнительных мероприятий <16> закрепляют за Рострудом право запрашивать документы и материалы, касающиеся предмета соглашения, проводить оценку эффективности использования субсидии; п. 4.9 Соглашения устанавливает обязанность субъекта Российской Федерации по запросу Роструда в установленные сроки представлять информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий Соглашения или иных контрольных мероприятий. ——————————— <15> Утверждены Постановлением N 1089. <16> Утверждено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 17н.

Письмом Роструда от 8 мая 2009 г. N 2510-ТЗ <17> обозначен комплект документов по организации мониторинга реализации дополнительных мероприятий, который включает: ежемесячную форму 1-РП «Сведения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда»; указания по ее заполнению; структуру текстовой информации для ежеквартального анализа. Указанное письмо было разослано высшим исполнительным органам субъектов РФ, официально не публиковалось. ——————————— <17> URL: http:// www. rostrud. info/ activities/ realdop_mer.

Занятость — это такая сфера деятельности государства, эффективно регулировать которую можно, только привлекая все уровни власти, а в каких-то вопросах отдавая приоритет региональным и местным властям. Конечно же, нужно активно привлекать работодателей, оказывая им необходимую помощь. При этом следует иметь в виду, что роль работодателей в осуществлении политики содействия занятости населения проявляется в соблюдении условий договоров, регулирующих трудовые отношения, и в реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работника <18>. ——————————— <18> Худякова С. С. Занятость населения и ее правовое регулирование: Учеб. пособие. Пермь, 2007. С. 116.

Прежде всего, решая проблемы занятости населения, региональные власти уделяют внимание тем городам, которые живут за счет одного, наиболее крупного, промышленного производства, ведь производственные проблемы на таких предприятиях не только отражаются на его работниках, но и влияют на ситуацию в регионе в целом. Например, власти Башкирии выступили с инициативой ввести мораторий на сокращение штатов градообразующих предприятий. Для этих целей наряду со средствами федерального бюджета, выделяемыми для снижения напряженности на рынке труда, региональные власти готовы выделить средства из бюджета субъекта РФ, чтобы дать таким предприятиям шанс на дальнейшее развитие <19>. ——————————— <19> Пересыпкина Т. Запрет на увольнения // Рос. газ. 2009. 4 авг.

Администрация Пензенской области планирует бороться с безработицей за счет программы создания кооперативов. За первые полгода 2009 г. было образовано более 300 кооперативов, в которых участвуют 1740 человек. Наиболее активно такие кооперативы появляются в сфере аграрного бизнеса. За несколько месяцев эксперимента в Пензенской области освоили половину средств, выделенных на поддержку занятости <20>. Стоит подумать об использовании этого опыта в других субъектах РФ. ——————————— <20> Белов С. Занятые люди // Там же. 5 авг.

Также следует отметить действия властей Москвы по снижению напряженности на рынке труда и социальной защите безработных. 1 октября 2008 г. был принят Закон Москвы N 46 «О занятости населения в городе Москве» <21>, который позволил более эффективно и оперативно реагировать на негативные изменения в сфере занятости населения. В условиях кризиса власти Москвы приняли решение о дополнительной материальной поддержке безработных граждан за счет средств городского бюджета. Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 47-ПП «Об утверждении Положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан» <22> с 1 января 2009 г. каждому безработному дополнительно к пособию по безработице, которое ему гарантировано по нормам федерального законодательства, выплачивается сумма, равная минимальному размеру установленного в Российской Федерации пособия по безработице, которое на данный момент составляет 850 руб. Кроме того, в период поиска работы безработному оплачиваются транспортные расходы в размере половины стоимости единого проездного билета, что составляет также 850 руб. Таким образом, каждому безработному москвичу ежемесячно из средств городского бюджета дополнительно к пособию по безработице выплачивается 1700 руб. Также Постановлением предусмотрена материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Размер единовременной материальной помощи на 2009 г. составляет 4900 руб. К членам семьи безработного относятся муж (жена), дети, родители. Все перечисленные виды дополнительной материальной поддержки в полной мере распространяются на граждан, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения Москвы. ——————————— <21> Ведомости Московской городской Думы. 2008. N 11. Ст. 210. <22> Вестн. Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 8.

В Кемеровской области помимо традиционных вводятся новые программы занятости. Например, создание семейных детсадов с участием безработных женщин, имеющих как минимум троих детей дошкольного возраста. Они оформляются как работники детсада, получают зарплату за то, что воспитывают своих собственных детей плюс доплату 70 руб. в день на питание одного ребенка. К сентябрю 2009 г. так было устроено около тысячи женщин <23>. ——————————— <23> Грицюк М. Контрольная для губернатора.

Лиц, окончивших обучение, т. е. вчерашних студентов, смело можно причислить к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, особенно в период кризиса. На данный момент на федеральном уровне отсутствует система норм, устанавливающая гарантии трудоустройства именно для выпускников высших и средних учебных заведений, в решении этой проблемы региональные власти предоставлены сами себе. Законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа рассматривается законопроект «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Ямало-Ненецком автономном округе». По мнению законодателей, принятие данного закона позволит молодым людям, особенно тем, кто родился и вырос на Севере, найти работу именно на своей родине. В большинстве случаев, получив специальность, они не могут подыскать подходящее для себя место работы и уезжают в другие регионы. В актуальности данного законопроекта сомневаться не приходится: в период кризиса перед выпускниками учебных заведений проблема трудоустройства стоит особо остро, а отток молодых специалистов негативно сказывается на развитии всего региона. В Москве решением проблемы трудоустройства выпускников помимо Департамента труда и занятости Москвы занимаются иные органы: Департамент образования Москвы, который содействует заключению договоров о трудоустройстве выпускников по полученной специальности между учебными заведениями и организациями, иные органы исполнительной власти города, которые принимают выпускников на дополнительные вакансии, имеющиеся непосредственно в самих органах исполнительной власти города и в подведомственных им структурах <24>. ——————————— <24> Информационный центр Правительства Москвы // Вопр. социального обеспечения. 2009. N 18.

Очевидно, что проблемы трудоустройства выпускников есть и в других субъектах РФ, значит, они имеют общефедеральное значение и требуют централизованного решения. Все чаще в среде юристов (и теоретиков, и практиков) возникают предложения о возврате системы распределения выпускников по профессиональному принципу, существовавшей до 90-х гг. XX в. Важнейшим элементом, который могут применять органы государственной власти субъектов РФ для стабилизации рынка труда в регионах, является использование механизма квотирования рабочих мест для иностранных работников. Согласно существующей процедуре определения потребностей регионов в иностранной рабочей силе Приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. N 777н «О распределении по субъектам Российской Федерации установленной Правительством Российской Федерации на 2009 г. квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» <25> было запланировано привлечь 3 976 747 иностранных работников. Учитывая возникшие проблемы в сфере занятости, регионы посчитали целесообразным уменьшить заявку на иностранных работников, отдавая приоритет при трудоустройстве гражданам РФ. Таким образом, Приказами Минздравсоцразвития России от 30 марта 2009 г. N 139н <26> и от 15 июня 2009 г. N 312н <27> количество квот на привлечение иностранной рабочей силы на 2009 г. было снижено за счет уменьшения заявки Дальневосточного (на 3994 человек, т. е. 2,5%), Центрального (на 2086 человек, 0,3%), Приволжского (на 625 человек, 0,3%), Уральского и Сибирского федеральных округов. Необходимо отметить, что наибольшего количества иностранных работников лишился Уральский федеральный округ — 41 176 человек, т. е. 14%. ——————————— <25> Рос. газ. 2009. 16 янв. <26> Там же. <27> Там же. 7 авг.

Выглядит довольно странным, что такие проблемные в плане занятости регионы, где уровень безработицы наиболее высокий по стране, а ситуация на рынке труда в которых систематически выступает предметом обсуждения на встречах высших руководителей государства, как Самарская область, Республики Ингушетия, Дагестан, не уменьшили размер заявки на иностранных работников. Как видно из приведенных цифр, количество квот, выделяемых для привлечения иностранных работников, снизилось незначительно, на 53 735 человек, что составляет 1,35% от общего объема квот, в то время как в антикризисной Программе на 2009 г., принятой Правительством РФ, планировалось двукратное уменьшение. В связи с этим стоит подумать о введении контроля соответствующих федеральных органов власти за формированием регионами заявок на привлечение иностранных работников в условиях напряженности на рынке труда. Нестабильность в сфере занятости и растущая безработица создают предпосылки для согласованных действий сторон (субъектов рынка труда) на принципах социального партнерства, поскольку правила поведения субъектов рынка труда определяются не только нормативными правовыми актами и рыночной самонастройкой, но и соглашением сторон <28>, поэтому как никогда приобретает значение институт социального партнерства. ——————————— <28> Кязимов К. Г. Социальное партнерство: Учеб. пособие. М., 2008.

В рамках социального партнерства заключаются социально-экономические соглашения между представителями работодателей, работников и государственной власти. Довольно подробно изложены вопросы содействия занятости в Соглашении между Правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) на 2009 — 2010 годы (далее — Соглашение) <29>. ——————————— <29> Обл. газ. 2009. 6 марта.

Наряду с проблемами экономического развития региона, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, социальной защиты работников и населения в разд. V «Занятость населения и развитие рынка труда» определены основные направления как совместной, так и индивидуальной деятельности сторон — участников Соглашения по регулированию рынка труда в Свердловской области. Прежде всего в Соглашении определены критерии массового увольнения работников. Ими являются: 1) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек; 2) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве: 50 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 500 и более человек в течение 90 календарных дней. Также стороны договорились, что Правительство Свердловской области готовит нормативные основания и разрабатывает мероприятия, направленные на формирование системы кадрового восполнения хозяйственного комплекса Свердловской области; поддерживает в пределах предоставленных полномочий работодателей, принимающих на работу безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, инвалидов сверх установленной квоты, а также учащихся и студентов и др. Работодатели принимают на себя обязанность своевременно и в полном объеме информировать органы государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест, развивать в организациях внутрипроизводственное обучение персонала и пр. Важным пунктом Соглашения является обязанность работодателей представлять профсоюзам информацию по вопросам реорганизации или ликвидации предприятий и обеспечивать участие профсоюзов в мероприятиях, связанных с реорганизацией, банкротством и ликвидацией предприятий, что существенно повысит социальную защищенность работников и оградит их от неправомерных действий работодателя. На третью сторону этого Соглашения — профсоюзы возлагается обязанность предоставлять бесплатные консультации и оказывать правовую помощь работникам — членам профсоюза и профсоюзным организациям. Важно не допустить резкого снижения социальных гарантий в сфере занятости в коллективных договорах организаций. Несмотря на активные действия федеральных органов власти, руководителей регионов, муниципальных образований, работодателей и огромное количество выделяемых денежных средств, ситуация на рынке труда в стране остается сложной. Подводя итоги реализации первого этапа Федеральной программы по борьбе с безработицей, Правительство РФ отметило, что денег, выделенных из федерального бюджета в 2009 г., слишком много, регионы не успевают их тратить. В связи с этим Минздравсоцразвития России предложило сократить на 20% финансирование борьбы с безработицей в 2010 г. <30>. Возникают сомнения в правильности такого предложения. Количество безработных по итогам реализации первого этапа антикризисной Программы выше даже тех показателей, которые наблюдались в пик экономического кризиса. Более того, по заявлению Федерации независимых профсоюзов России, официальные данные о количестве безработных, представляемые Минздравсоцразвития РФ, не отражают реальную ситуацию <31>. Летом 2009 г. произошло качественное изменение безработицы. Если в начале экономического кризиса работу потеряли преимущественно неквалифицированные кадры, то к лету работодатели стали увольнять высококвалифицированных специалистов, которые предпочитают искать работу самостоятельно, не прибегая к помощи центров занятости населения, и поэтому не учитываются официальной статистикой. ——————————— <30> Малыхин М., Непомнящий А. Оптимизация бюджета — безработные помогут // URL: http:// delofon. ru/ news/ job/ news_2244. <31> Грицюк М. Осень противоречий // Рос. газ. 2009. 2 сент.

Ситуация на рынке труда стабилизировалась, но очевидно, что предпринимаемых мер недостаточно, чтобы снизить уровень безработицы. Необходимо: 1) более широко информировать граждан об услугах, которые предоставляют центры занятости населения, посредством изготовления и распространения брошюр, буклетов, изготовления социальной рекламы, проведения информационных семинаров и т. д.; 2) организовать тесное взаимодействие между территориальными отделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также непосредственно между центрами занятости различных субъектов Российской Федерации, что позволило бы сообща действовать в новых условиях, делиться успешным опытом, знаниями, наработками; 3) существенно снизить квоту на привлечение иностранной рабочей силы, что позволит российским гражданам более эффективно реализовывать свое право на замещение вакантных и вновь создаваемых рабочих мест в соответствии с принципом приоритетного использования национальных кадров; 4) Федеральной службе по труду и занятости оперативно распространять положительный опыт субъектов РФ и работодателей; 5) внести изменения в ст. 2, 3 Закона о занятости для повышения социальной защищенности работников, переведенных по инициативе работодателя на неполный режим рабочего времени либо отправленных в отпуск без сохранения заработной платы. На данный момент в соответствии со ст. 2 Закона о занятости населения такие категории граждан признаются занятыми и не могут быть зарегистрированы в службе занятости ни в целях поиска подходящей работы, ни в качестве безработного. Возможность признать такие категории граждан безработными даст им право, во-первых, на прохождение профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, во-вторых, на получение части пособия по безработице, что будет дополнительным источником средств к существованию в тяжелый для них период жизни. На данный момент работнику, находящемуся в неоплачиваемом отпуске по инициативе работодателя, выгоднее уволиться, встать на учет в центр занятости и получать пособие по безработице, что, естественно, не лучшим образом отражается на уровне безработицы. Работа по изменению законодательства о занятости населения для устранения неравенства граждан в сфере социальной защиты от безработицы и приведения его в соответствие с международными нормами уже началась. Так, в Постановлении от 22 октября 2009 г. N 15-П <32> Конституционный Суд РФ указал, что дифференциация правил определения размера пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и условий назначения им пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста, основанная на том, с каким работодателем (организацией либо индивидуальным предпринимателем) они состояли в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением, противоречит Конституции РФ. ——————————— <32> СЗ РФ. 2009. N 44. Ст. 5260.

——————————————————————