Особенности правовой защиты лиц, участвующих в оперативном внедрении

(Блинова Е. А.) («Российский следователь», 2008, N 17)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОПЕРАТИВНОМ ВНЕДРЕНИИ

Е. А. БЛИНОВА

Блинова Е. А., старший преподаватель кафедры криминалистики ГОУ ВПО ВСИ МВД России.

В настоящий момент времени в проекте Закона «О борьбе с организованной преступностью» прослеживается тенденция законодателя учесть реалии криминогенной обстановки в современных условиях, создав для этого (хотя и не всем оперативным работникам, а только сотрудникам оперативных подразделений по борьбе с организованной преступностью) режим наибольшего благоприятствования. Так, п. 2 ст. 5 названного проекта Закона устанавливает, что УК России должен быть дополнен статьей «Особенности уголовной ответственности при выполнении задания по защите от тяжких преступлений, связанных с созданием и функционированием организованных групп, банд, преступных организаций и преступных сообществ». В данной статье законодателем предпринята попытка адаптировать отдельные обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и наказание, к потребностям ОРД. Она устанавливает, что не является преступлением деяние, хотя и подпадающее под признаки уголовно наказуемого, предусмотренного Особенной частью УК РФ, но совершаемое при выполнении полученного в установленном порядке и с соблюдением надлежащей формы задания по проведению оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лицами, содействующими им в проведении оперативно-розыскных мероприятий, если такое задание выполняется в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, предусмотренных ст. ст. 208, 210 УК РФ, и если при этом: — допущено лишение жизни или умышленное причинение вреда здоровью, достоинству, свободе личности в условиях необходимой обороны либо крайней необходимости; — сотрудники специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью не являлись организаторами либо руководителями организованной группы, банды, преступной организации, преступного сообщества либо их преступной деятельности. Кроме этого, в рассматриваемой статье определяется, что склонение сотрудником, осуществляющим ОРД или предварительное расследование, к совершению преступления лица, которое не имело намерения совершить преступление, будет квалифицироваться в соответствии со ст. 33 УК РФ как подстрекательство к совершению преступления. Наряду с этим возможно и иное решение рассматриваемой проблемы, которое предлагалось в проекте Закона, посвященного борьбе с организованной преступностью. Важно, что в нем была статья, названная «Выполнение служебного задания». Именно это обстоятельство признавалось условием, исключающим уголовную ответственность лиц, выполнявших полученное в установленном законом порядке специальное задание по защите физических, юридических лиц, государственных и общественных интересов от преступлений. Это позволяло, зафиксировав эту норму в указанном правовом акте, одновременно внести соответствующую поправку в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Одновременно можно было бы дополнить Закон РФ «О милиции» отдельной статьей «право сотрудника милиции на профессиональный риск», где может быть указано: «…не признаются нарушением закона действия работника милиции в ситуации обоснованного риска, если совершенные действия объективно вытекли из сложившихся обстоятельств, а законная цель не могла быть достигнута без совершения такого действия, и работник милиции, допускающий риск, предпринял в создавшейся обстановке все возможные меры для предотвращения причиненного вреда». Были весьма спорные, на наш взгляд, предложения о внесении в ст. 42 УК РФ изменений, суть которых сводится к непризнанию преступлением причинения вреда правоохраняемым интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения (это касается внедренных оперативных работников) при выполнении им специального задания по защите государственных и иных интересов от тяжких преступлений. Считаем подобную формулировку неприемлемой хотя бы потому, что лицо внедряется в преступную группу отнюдь не по приказу или распоряжению. Одно из непременных условий исследуемого оперативно-розыскного мероприятия — добровольное согласие внедряемого лица. В ч. 1 ст. 39 УК РФ («Крайняя необходимость») говорится о том, что «не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых законом интересов общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости». В ч. 4 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Вместе с тем необходимо отметить, что зашифровка — достаточно сложное мероприятие, поэтому ее организацией занимаются специально создаваемые подразделения и уполномоченные лица оперативных подразделений, наделенных правом осуществлять ОРД. В плане социально-правовой защиты ценным является и положение, зафиксированное в ч. 5 ст. 16 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которому время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в особых условиях конспирации в организованных преступных группах, когда их принадлежность к указанным органам зашифрована, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Важно и то, что в ч. 1 ст. 12 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что сведения о должностных лицах, выполняющих эту работу, являющихся штатными негласными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, являются государственной тайной и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Наряду с вышерассмотренными мерами правовой защиты в отношении внедряемых штатных гласных и негласных оперативных работников могут быть применены также и меры, предусмотренные Федеральным законом от 22 марта 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <1>. ——————————— <1> Российская газета. 1995. 28 апреля.

Согласно ст. 5 названного Закона могут применяться следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временное помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых, перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности. Предусмотренные рассматриваемым Законом меры дифференцируются в зависимости от характера и степени угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц. Так, личная охрана, охрана жилища и имущества могут с согласия защищаемых лиц применяться при получении данных, свидетельствующих об угрозе посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых. Принадлежащие им жилище и имущество при необходимости оборудуются средствами противопожарной и охранной сигнализации, а номера телефонов и регистрационные знаки используемых ими транспортных средств заменяются. Защищаемым разрешено выдавать оружие, в том числе служебное или боевое, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения. Допускается временный запрет на выдачу данных о месте жительства и иных данных о личности защищаемых в адресных бюро, паспортно-визовых службах, подразделениях ГИБДД, справочных службах автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондах. Однако сохранение конфиденциальности сведений не допускается, когда они выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу. Замена документов, изменение внешности защищаемого допустимы по его заявлению или с его согласия в исключительных случаях, когда без этого невозможно обойтись. При этом выдаются удостоверяющие личность и иные документы с измененными анкетными данными. Из ч. 1 ст. 12 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» вытекает, что реализация мер безопасности возлагается на органы, осуществляющие ОРД. Для этих целей в ОВД, ФСБ, ГТК и органов государственной охраны созданы специальные подразделения. Статья 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает, что меры безопасности осуществляются лишь при наличии соответствующих поводов и оснований. Это, прежде всего, сведения, свидетельствующие о реальности угроз для защищаемого лица. Они должны быть получены уполномоченным на то органом из предусмотренных законом источников. К ним относятся: заявление защищаемого; обращение руководителя соответствующего правоохранительного органа либо руководителя федерального органа охраны; получение обеспечивающим безопасность органом оперативных или иных данных о наличии угрозы защищаемому. Предусмотрены и меры социальной защиты. Жизнь и здоровье этих лиц подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального и других бюджетов.

——————————————————————