Проблемы криминальной миграции в современной России

(Балашов З. В.) («Миграционное право», 2008, N 4)

ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

З. В. БАЛАШОВ

Балашов З. В., соискатель кафедры уголовного права и процесса Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.

Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, личности и государства. Но, к сожалению, в последнее время международная миграция оказывает в большей степени отрицательное влияние на развитие Российской Федерации, приобретает характер неконтролируемого процесса. Следует согласиться с мнением Л. Г. Холодова и Н. Н. Зинченко <1> о том, что международная миграция, в том числе и незаконная, оказывает противоречивое влияние на социально-экономическую жизнь общества. Опыт промышленных стран Западной Европы, США, Австралии и некоторых других лучшим образом показывает такое влияние и очевидно прослеживается в России в наши дни. В этих странах ею компенсируют нехватку собственной рабочей силы, международные мигранты заполняют трудовые вакансии, тем самым на внутреннем рынке труда обостряют конкуренцию, их квалификация является сомнительной, а порой отсутствует вообще. ——————————— <1> См.: Зинченко Н. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования: Монография. М.: Внешторгиздат, 2003; Кононов А. А. Правовое регулирование международной миграции населения и его учет в деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006; Холодов Л. Г. О современном состоянии миграции населения в мире // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. N 1 и др.

Необходимо отметить, что проблема нелегальной миграции в России обусловлена еще и тем, что легальное поле миграции искусственно сужено российским законодательством: часть незаконных мигрантов не могут легализовать свое положение в силу отсутствия процедур и соответствующей правовой базы. Учитывая это, а также легальный въезд в страну большинства из них, более уместно говорить не о незаконной, а о неурегулированной или неупорядоченной миграции. Особенно много таких среди афганцев, прибывших в СССР на учебу, работу. Их дети, родившиеся в России, становятся нелегалами поневоле, возникают трудности с их документированием. Проблема легализации законопослушных иммигрантов могла бы быть частично решена, если бы реально работал институт временного убежища, предусмотренный Законом «О беженцах», а также была бы упрощена процедура приобретения гражданства лицами, уже давно находящимися на территории России. Наряду с созданием соответствующей правовой базы неотъемлемым условием предотвращения неурегулированной миграции является обустройство границ — наличие налаженной пограничной инфраструктуры, пограничного контроля, процедур пересечения границ. Управление границами должно основываться на принципе: четкий контроль парадного входа, закрытый черный вход. Россия заинтересована в заключении соглашений с приграничными государствами, регламентирующих порядок возвращения незаконных иммигрантов. Но соглашениям о реадмиссии с западными государствами должно предшествовать заключение аналогичных соглашений с Казахстаном, Украиной, Грузией, Азербайджаном, с территорий которых прибывает в Россию подавляющее большинство неупорядоченных мигрантов, включая и граждан СНГ и Балтии, живущих и работающих в России, не имея на то законных оснований. Значительная часть незаконных мигрантов, социально уязвимых, изолированных от общественных институтов и лишенных доступа к основополагающим правам и свободам человека, вынуждены находить средства к существованию в криминальном бизнесе, теневой экономике. Регистрируемая иностранная рабочая сила — лишь вершина айсберга, теневой рынок иностранной рабочей силы исчисляется миллионами человек. Общественное мнение неоднозначно относится к проблеме использования иностранной рабочей силы. Большинство россиян позитивно настроены на необходимость регулирования рынка рабочей силы. При этом следует учесть определенную подмену понятий: значительная часть россиян традиционно воспринимает иностранную рабочую силу как граждан государств дальнего зарубежья, тогда как ныне среди иностранных рабочих на рынке труда преобладают граждане государств СНГ <2>. ——————————— <2> Мукомель В. И. Миграционная политика России: постсоветские контексты / Институт социологии РАН. М.: Диполь. Т., 2005. С. 61.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для решения такой проблемы, как нелегальная миграция, требуется приложить немало усилий и со стороны государства, и со стороны населения, в том числе это касается и повышения уровня правосознания в стране, и выработки новой общегосударственной цели. Одной из негативных сторон нелегальной миграции является криминальная миграция. Негативные последствия нелегальной миграции для России хотя и являются во многом типичными, как и для других стран, однако масштабы и характер их таковы, что они выступают в качестве угроз национальной безопасности. В значительной степени это связано с той ролью, которую играет криминальная составляющая нелегальной миграции. При криминальной миграции лица осознают, что они перемещаются в пространстве, нарушая уголовно-правовые нормы или намереваясь сделать это в обозримом будущем. Именно это придает криминальной миграции свойство общественной опасности. Криминальной миграции присуща массовость. В настоящее время речь идет о целых потоках лиц, перемещающихся в самых различных направлениях в огромном пространстве (вплоть до межконтинентального) в целях совершения преступлений. Криминальная миграция — явление латентное, что выражается в скрытости, невыявляемости (непринципиальной) самих территориальных перемещений в целях совершения преступлений. Латентность криминальной миграции во многом определяется ее конструктивностью. Криминальная миграция имеет объективное содержание и субъективное значение. С объективной точки зрения она «вбирает» в себя процессы территориального перемещения правонарушений как внутри страны, так и между государствами. С субъективной точки зрения она представлена движущими мотивами (как явными, так и скрытыми), которые определяют потоки территориальных перемещений. Криминальная миграция «вплетена» в контекст различных явлений: социально-экономических, политических, национально-этнических, демографических. С точки зрения социально-экономической криминальная миграция, во-первых, есть неотъемлемая часть развитой инфраструктуры криминального бизнеса. Во-вторых, учитывая высокие показатели криминализации легального бизнеса, перемещения правонарушителей сказываются на состоянии всей системы экономических отношений в той или иной стране (регионе). С политической точки зрения криминальная миграция является своеобразным средством обеспечения устремлений отдельных групп, государств, которые используются для достижения определенных целей. С национально-этнической точки зрения криминальная миграция выражается в территориальном перемещении тех наций и этнических групп, которые отличаются повышенной мобильностью в криминальном плане. С точки зрения социально-демографической криминальная миграция нередко «сливается» с естественной миграцией. В детерминации криминальной миграции выделяются субъективные и объективные факторы. Исследуя субъективный фактор, можно констатировать, что у криминальных мигрантов движущим мотивом их перемещений выступает чаще всего стремление к обогащению, мотив корысти, стяжательства. При этом важное значение имеет геополитический фактор, в котором выделяются три вектора: ближневосточный, дальневосточный и западный. Ближневосточный наиболее агрессивен. Внешне он имеет мусульманскую идеологию, хотя, по существу, реализует политические притязания отдельных государств (наиболее заметное — Турция). Именно по этому вектору поддерживался режим Дудаева, осуществляются поставки оружия и наркотиков, направляются отряды наемников. Дальневосточный вектор криминальной миграции характеризует активное перемещение китайских, вьетнамских, монгольских, японских групп в целях совершения преступлений. Наибольшее беспокойство вызывает поток правонарушителей китайского происхождения. Западный вектор широко представлен в стимуляции криминогенных процессов, проникновении в Россию криминальных технологий, контрабанде и пр. Геополитический фактор определяет криминальную миграцию, поскольку терроризм и насилие, мафия и наркомафия — суть инструменты разрушения «традиционного общества» (к числу которых отнесена и Россия). В числе объективных факторов выделяются: экономический (криминальный бизнес очень выгоден), демографический (естественная миграция). Связь естественной миграции с миграцией криминальной прослеживается по ряду направлений: криминальный характер самой миграции (депортация, «перекачка» рабочей силы принудительно); маскировка криминальных мигрантов под беженцев и вынужденных переселенцев; «очистка» крупных городов от нищих, бродяг, попрошаек (что ставит людей на грань выживания и является, следовательно, криминогенным обстоятельством); переселение в мегаполисы представителей криминалитета, разбогатевших на криминальном бизнесе; миграция в сельскую местность лиц, освободившихся из мест лишения свободы; транзитная миграция иностранцев через Россию; нелегальная миграция иностранцев в Россию. Таким образом, миграция тесно связана с криминальной миграцией: первая выступает своего рода фоном второй, которая, в свою очередь, повышает криминогенность миграции как таковой и способствует криминализации миграции в целом <3>. ——————————— <3> Метелев С. Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2006. С. 84.

——————————————————————