К вопросу о необходимости мониторинга мировых экономических процессов

(Стрельников К. А.)

(«Безопасность бизнеса», 2009, N 1)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ МОНИТОРИНГА

МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

К. А. СТРЕЛЬНИКОВ

Стрельников К. А., начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.

Современное государство является частью мирового сообщества. Поэтому создание условий для успешной конкуренции на мировом рынке — обязательное направление деятельности системы безопасности государства. Создание условий, благоприятных для отечественной экономики, возможно лишь при анализе тенденций и процессов, выявлении закономерностей развития мировой экономики.

Иностранные государства широко применяют мониторинг как метод сбора экономической информации в отношении конкурирующих стран. Так, система мониторинга экономической информации о зарубежных конкурентах во Франции называется экономической разведкой. Директор Института исследований и стратегии экономической разведки Франции Ж. Пишо-Дюкло пишет: «Экономическая разведка представляет собой совокупность координированных действий по поиску, интерпретации, распространению и защите информации, полезной для экономических агентов, полученной легальными методами».

Во Франции полезной считается информация, необходимая для принятия решений на различных уровнях для разработки и осуществления стратегии и тактики намеченных целей (технологические инновации, продукты, доли рынка).

Условием реализации экономических интересов как направления обеспечения экономической безопасности является анализ их адекватности процессам, имеющим место в мировой экономике. Своевременное обнаружение и прогнозирование развития тенденций и состояния мировых рынков, по нашему мнению, важное средство обеспечения безопасности.

Поэтому необходимыми средствами реализации интересов Российской Федерации являются мониторинг факторов воздействия на национальные интересы со стороны мировой экономики и прогнозирование возможных перспектив для реализации национальных интересов.

На основе данных мониторинга вырабатываются решения государственных органов, направленные на реализацию национальных экономических интересов. Затем данные решения находят отражение в принимаемых нормах права.

Необходимость проведения мониторинга факторов негативного воздействия на экономические интересы государства закреплена в нормативных актах. Так, Госкомстатом России был утвержден Порядок организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России.

Целью данной системы является обеспечение непрерывного информационно-статистического наблюдения за индикаторами экономической безопасности страны. На основе данного наблюдения проводится оценка и анализ соотношений их текущих величин с пороговыми значениями соответствующих показателей, выявление негативных тенденций, ослабляющих экономическую безопасность, выработка рекомендаций по устранению воздействия факторов, снижающих устойчивость и безопасность экономики.

Система мониторинга экономической безопасности создается как единая межведомственная и многоуровневая автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования регулярной систематизированной статистической и экономической информации о текущих значениях индикаторов экономической безопасности страны, а также факторах, определяющих возникновение угроз экономической безопасности страны.

Данная система мониторинга факторов воздействия отслеживает процессы, имеющие место внутри государства. Основными ее задачами являются:

— сбор, обработка и накопление статистической и другой информации, необходимой для формирования индикаторов экономической безопасности на федеральном и региональных уровнях;

— комплексная оценка соотношений фактических значений индикаторов с их пороговыми значениями;

— ситуационный факторный анализ состояния экономики в разрезе отдельных индикаторов для своевременного выявления изменений состояния экономики и причин этих изменений, статистического изучения закономерностей и особенностей развития возможных угроз экономической безопасности;

— выработка рекомендаций по предупреждению реальных угроз, а также предупредительных адаптационных мер для уменьшения влияния возможных угроз экономической безопасности.

Мониторинг ведется по утвержденному перечню показателей состояния экономики, по которым разрабатываются количественные (пороговые) параметры экономической безопасности России.

Информационная база мониторинга экономической безопасности формируется из двух блоков:

— перечня показателей, разрабатываемых Росстатом в рамках федеральной программы статистических работ;

— перечня показателей, разрабатываемых федеральными органами государственной власти.

Основным функциональным звеном и структурным компонентом аналитической информационной системы «АИС-Мониторинг», ответственным за ведение мониторинга экономической безопасности России, является Росстат.

Как следует из нормативно-правового акта, задача подобного мониторинга состоит в констатации наличия опасностей и реализовавшихся угроз экономической безопасности. Анализ ситуации в области экономической безопасности основывается на информации, полученной из внутригосударственных источников.

Поэтому, на наш взгляд, система мониторинга не обеспечивает прогнозирования развития мировой экономической ситуации. Это лишает государственные органы возможности превентивного воздействия на негативные факторы, влияющие на национальные экономические интересы.

В распоряжении субъектов обеспечения экономической безопасности имеются различные по своим возможностям и направлениям модели аналитических информационных систем. Их разнообразие обусловлено задачами, на выполнение которых они ориентированы.

Несомненно, представляет интерес разработка и создание модели аналитической информационной системы, позволяющей отслеживать изменения внешней среды российской экономики.

Важнейшими показателями мировой экономики являются следующие группы: показатели конкурентоспособности российских товаров и технологий по отраслям экономики; изменения на финансовых рынках и рынках сбыта российской продукции; деятельность крупнейших инвесторов и партнеров Российской Федерации. Эти изменения необходимо отслеживать. Создание системы, позволяющей такой мониторинг, — важная задача для механизма обеспечения экономической безопасности.

Примерно те же аспекты внутренней хозяйственной деятельности отслеживаются на внутренних рынках в соответствии с Приказом Государственного комитета по антимонопольной политике (в настоящее время Федеральная антимонопольная служба) «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках».

Целью этой системы является обеспечение единого подхода Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и ее территориальных управлений при анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Данные, полученные с использованием этой аналитической системы, применяются:

— при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках, выполняемом при подготовке государственного доклада по конкурентной политике, государственной программы демонополизации, отраслевых и региональных программ демонополизации;

— при разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции;

— в процессе анализа социально-экономических последствий принятия тех или иных нормативных актов для состояния конкуренции на товарных рынках;

— при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно-аналитическая работа по определению:

— продуктовых границ товарного рынка;

— субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей);

— географических границ товарного рынка;

— объема товарного ресурса рынка;

— доли хозяйствующего субъекта на рынке;

— количественных показателей структуры товарного рынка;

— качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа);

— рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

В качестве источников исходной информации о рынках используются:

— данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

— информация от налоговых, таможенных органов, банковских структур, инвестиционных фондов;

— сведения об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг), полученные антимонопольными органами непосредственно от хозяйствующих субъектов;

— данные выборочных опросов покупателей, характеризующие: покупательские предпочтения, критерии взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка;

— данные товароведческой экспертизы;

— данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

Аналитическая информационная система ориентирована на анализ процессов, происходящих на внутреннем рынке государства, и выполняет специфические функции, обусловленные задачами и направлением деятельности ведомства, в рамках которого она существует.

Наличие системы, анализирующей внутренний рынок, позволяет говорить о необходимости создания системы, направленной на мониторинг внешних рынков и его объективных процессов. Создание системы мониторинга экономических процессов за рубежом, на наш взгляд, представляется необходимой. Такая система могла бы действовать в качестве структурного аналитического подразделения Совета Безопасности РФ.

Своевременное информирование Совета Безопасности РФ о процессах, имеющих место в мировой экономике, на наш взгляд, благотворно скажется на безопасности отечественной экономики.

——————————————————————