Об организации системы мониторинга наркоситуации в регионе

(Дрожжин А. И., Иваненков В. В., Митягин С. А.) («Наркоконтроль», 2011, N 3)

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА НАРКОСИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ <*>

А. И. ДРОЖЖИН, В. В. ИВАНЕНКОВ, С. А. МИТЯГИН

——————————— <*> Drozhzhin A. I., Ivanenkov V. V., Mityagin S. A. On Organization of System of Monitoring of Narcotic Situation in the Region.

Дрожжин Андрей Игоревич, главный специалист отдела мониторинга наркоситуации.

Иваненков Валерий Васильевич, начальник отдела мониторинга наркоситуации.

Митягин Сергей Александрович, ведущий специалист отдела мониторинга наркоситуации Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (г. Санкт-Петербург).

В статье рассматриваются вопросы организации мониторинга наркоситуации на территории региона как важной составляющей информационного сопровождения процесса принятия управленческих решений. Авторами предложены пути унификации мониторинга наркоситуации.

Ключевые слова: мониторинг, наркоситуация, принятие управленческих решений, борьба с незаконным оборотом наркотиков.

The article considers the issues of organization of monitoring of narcotic situation on the territory of the region as an important element of informational support of the process of taking managerial decisions. The authors propose the ways of unification of monitoring of narcotic situation.

Key words: monitoring, narcotic situation, taking managerial decisions, struggle against illegal turnover of drugs.

Задача комплексного анализа и оценки наркоситуации на территории региона неразрывно связана с организацией мониторинга и созданием общей базы данных для хранения мониторируемой информации. Необходимость подобной работы определена в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации <1>. ——————————— <1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 24. Ст. 3015.

Под наркоситуацией принято понимать наиболее общую характеристику уровня развития наркомании на определенной территории. При этом наркоситуацию формируют вся совокупность наблюдаемых проявлений наркомании и незаконного оборота наркотиков, общественное мнение, а также факторы, препятствующие или способствующие развитию наркомании. Мониторинг наркоситуации можно определить как регулярное наблюдение за характеристиками распространенности наркотиков в обществе с целью их оценки и прогноза <2>. Изучение наркоситуации необходимо для обоснования выбора профилактических мер, актуальных для определенной территории, и разработки плана профилактической работы, который официально утверждается в виде соответствующей целевой антинаркотической программы (федерального, регионального или муниципального уровня). ——————————— <2> Об этом см.: Никитин А. В., Щербич А. Н., Щербич Л. А. Мониторинг в сфере оборота наркотиков. СПб., 2009.

Виды информации, подлежащей мониторингу, определяются анализом причин распространения наркомании на определенной территории. При этом анализ личностных причин, по которым тот или иной индивид начинает принимать наркотики, остается в сфере социальной психологии. Для целей мониторинга можно выделить три основные группы факторов развития наркомании: социально-экономические факторы, факторы личной восприимчивости и факторы, связанные с наличием наркоторговли на соответствующей территории. Указанные факторы воздействуют на три группы населения, включающие лиц: а) имеющих иммунитет к наркомании; б) относящихся к группе риска; в) подверженных наркомании. Меры противодействия факторам наркомании также можно разделить на три группы: а) деятельность властей по улучшению общей социально-экономической обстановки, что является стимулом к позитивному развитию каждого члена общества и предотвращает распространение не только наркомании, но и других негативных процессов подобного рода; б) профилактика наркомании, целью которой является выработка определенной устойчивости населения к наркомании; в) деятельность правоохранительных органов по противодействию распространению наркотиков и изъятию наркотических средств из незаконного оборота. Данная структура определяет основные направления мониторинга наркоситуации, среди которых выделяются: мониторинг локальных проявлений наркомании, таких как заболеваемость и преступность в сфере незаконного оборота наркотиков; мониторинг общественного мнения как вариант обратной связи с населением; мониторинг социально-экономических показателей как среды, в которой происходит развитие наркомании. Основная идея предлагаемого нами подхода к мониторингу и анализу на его основе наркотизации общества состоит в семантическом разделении мониторируемых данных на три основных блока: а) базовые показатели, к которым применимы стандартные методы анализа временных и территориальных рядов для выявления общей ситуации, краткосрочного прогнозирования; б) индикаторные показатели, к которым применим индикативный анализ для оценки уровня угроз безопасности региона и выявления проблемных показателей; в) расчетные показатели и модели, позволяющие обеспечить кратко-, средне — и долгосрочный прогноз, а также поиск оптимальных решений. Базовые показатели включают в себя наиболее общие и исторически утвердившиеся показатели наркоситуации. Без данных по таким показателям нельзя говорить о мониторинге наркоситуации. Например, обычно выделяют заболеваемость наркоманией, преступность в сфере незаконного оборота наркотиков. Эти показатели являются общепринятыми, и сбор данных по ним возможен в любом регионе. Анализ по базовым показателям содержит наиболее консервативные методы статистической обработки данных, широко представленные в литературе <3>. ——————————— <3> См., например: Дубровский Р., Теплицкий В. Организация мониторинга наркоситуации // Наркология. 2009. N 10. С. 43 — 49; Яковлев С. В., Гнусов Ю. В. Анализ и прогнозирование показателей наркологической статистики в Украине и в Харьковской области // Молодежь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. Харьков, 2000. С. 194 — 221.

Анализ по индикативным показателям позволяет получить общую оценку степени кризисности по причине развития наркомании в регионе с точки зрения экономической и демографической безопасности региона. Данный метод анализа является общепринятым для анализа энергетической безопасности и рассмотрен в литературе <4>. ——————————— <4> См., например: Россель Э. Э. Экономическая безопасность Свердловской области. Екатеринбург, 2003; Стародубов В. И., Татаркин А. И. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества. Екатеринбург, 2006.

Можно выделить также синтетические индикативные показатели, которые занимают промежуточное положение между базовыми и индикативными, включая в себя как базовые показатели, так и индикативные, построенные с учетом специфики данного региона. Моделируемые показатели включают в себя специфические показатели и расчеты для конкретно взятого региона. Они могут быть практически неприменимы в других регионах, но необходимы для более детального анализа наркоситуации. Анализ моделируемых показателей сводится к построению модели и изучению ее свойств, построению прогноза на ее основе. Организация процесса мониторинга наркоситуации в регионе связана с решением таких задач, как: — организация сбора данных; — организация хранения данных; — организация доступа к данным; — организация обработки и анализа данных; — организация предоставления результатов анализа. Центральной частью системы мониторинга является база данных. Основная ее функция заключается в накоплении и хранении информации (данных). Доступ к данным реализуется путем создания автоматизированной информационной системы. На этом этапе решается ряд важных вопросов, касающихся организации доступа к данным, соблюдения режима секретности, реализации соответствующего программно-математического функционала. Так как любой программный функционал создается для решения соответствующих аналитических задач, такие задачи могут быть направлены как на сопровождение регулярных оценок наркоситуации, установленных в нормативном порядке, так и на поддержку оригинальных разовых исследований, направленных на уточнение или выявление новых зависимостей в данных. Решение подобных задач регламентируется научно-методическим обеспечением, в котором определяются цели мониторинга, наблюдаемые и оцениваемые зависимости, а также желаемые результаты. Результаты мониторинга предоставляются лицам, ответственным за противодействие незаконному обороту наркотиков, в виде аналитических материалов определенного формата. В организации данного процесса выделяются две проблемные точки: это предоставление данных от источников в базу данных и предоставление результатов анализа лицам, принимающим решения. И в первом, и во втором случае могут иметь место ошибки, связанные с человеческим фактором, техническим обеспечением и пр. Стандартным методом решения данных проблем может служить автоматизация этих функций посредством портальных решений. Создание автоматизированной информационной системы подразумевает организацию информационного обмена как данными, так и документами, что позволяет унифицировать и упростить взаимодействие между ведомствами и организациями, участниками мониторинга и в конечном итоге перейти к информационному документообороту. Но широкий функционал определяет строгие критерии выбора организации, ответственной за создание и сопровождение автоматизированной информационной системы, так как ошибка в данном вопросе может привести к развалу всей системы мониторинга.

——————————————————————