Общественная правоохранительная деятельность и ее роль в обеспечении правопорядка

(Егорышев С. В.) («Российский следователь», 2009, N 5)

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА

С. В. ЕГОРЫШЕВ

Егорышев С. В., проректор Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан.

В статье называются причины и обосновывается необходимость институциализации общественной правоохранительной деятельности, в порядке обсуждения предлагается определение этого понятия. Современная российская преступность представляет собой массовое социальное явление. Согласно экспертным оценкам, ее уровень намного превышает рубеж, фиксируемый официальной статистикой. С учетом латентной стороны преступность в России ежегодно составляет 12 — 15 млн. деяний. Добавим сюда 80 млн. административных правонарушений, также ежегодно совершаемых нашими гражданами <1>. ——————————— <1> См.: Лунеев В. В. Эффективность борьбы с преступностью и ее отдельными видами в современной России // Государство и право. 2003. N 7. С. 106 — 109.

Современную преступность отличает и то, что она проникла во все сферы общественной жизни, во все виды деятельности и общественных отношений, деструктивно влияя на них. В подтверждение сказанному достаточно указать на широкую распространенность криминальной субкультуры. В этой связи становиться очевидным, что при таком положении вещей одни правоохранительные органы минимизировать преступность, доведя ее до социально терпимого уровня, без активной поддержки населения не смогут. Тем более что и эффективность правоохранительной деятельности, осуществляемая государственными структурами, не соответствует в полной мере общественным ожиданиям <2>. ——————————— <2> См.: Тогонидзе Н. В. Проблемы эффективности борьбы с преступностью в России (Материалы науч.-практ. конф.) // Государство и право. 2003. N 10. С. 82 — 93; N 11. С. 99 — 112.

В начале 90-х годов прошлого века был разрушен существовавший в советский период отечественной истории механизм взаимодействия населения и правоохранительных органов. Конечно, он не был лишен формализма, но вполне реальные результаты в сфере охраны общественного порядка приносил. Имевший место в те годы галопирующий рост преступности в определенной мере был обусловлен разрушением этого механизма. Тем не менее в обществе и в самих правоохранительных органах на фоне сложившихся и развивающихся криминальных реалий стало постепенно формироваться осознание необходимости возрождения, естественно, на новой качественной основе, механизма взаимодействия правоохранительных органов, населения и институтов гражданского общества в деле преодоления нарастающей угрозы преступности. Социологические исследования, проведенные нами, показали, что, безусловно, готовы помогать органам внутренних дел в их работе были в 2002 г. — 28,9%, в 2006 г. — 35,0% и в 2008 г. — 46,7% опрошенных жителей г. Уфы. Среди респондентов заметно больше тех, кто готов лично помочь органам внутренних дел, но в определенных обстоятельствах и на определенных условиях, преимущественно связанных с вознаграждением за помощь. Это практически половина всех опрошенных (в 2002 г. — 49,9%, в 2006 г. — 49,3% и в 2008 г. — 46,7%). Что же касается сотрудников органов внутренних дел, то у трети из них, опрошенных нами (в 2004 г. — 35,2%, в 2006 г. — 32,1%, в 2008 г. — 33,8%), сформировалось убеждение в необходимости сотрудничества с населением. Все большее число опрошенных нами жителей г. Уфы (в 2006 г. — 30,7%, в 2007 г. — 33,1% и в 2008 г. — 39,5%) одобряют идею возрождения общественных правоохранительных формирований. Осознание гражданами необходимости оказывать содействие правоохранительным органам в противодействии преступности через общественные формирования правоохранительной направленности обусловило тенденцию роста подобных формирований в регионах страны. Так, если в 1997 г. в стране функционировало 30696 общественных формирований правоохранительной направленности, в рядах которых состояло 304555 членов, в 2002 г. таких формирований было 38791, и объединяли они 334682 человека, то в 2007 г. в стране действовало 36164 общественных правоохранительных формирования, включавших 383668 членов. В Республике Башкортостан организована деятельность 4028 общественных формирований правоохранительной направленности, насчитывающих в своих рядах 26132 человека. Если судить о деятельности этих формирований в масштабах всей страны, то результаты ее говорят сами за себя. Так, в 2004 г. с их участием было раскрыто более 30 тыс. преступлений и выявлено свыше 370 тыс. административных правонарушений <3>, в 2005 г. — 39,1 тыс. преступлений и 265 тыс. административных правонарушений, в 2007 г. раскрыто 2833 преступлений, выявлено 26449 правонарушений, задержано 20973 правонарушителя, в том числе 1121 преступник <4>. ——————————— <3> Чекалин А. А. Взаимодействие милиции с общественными объединениями — важный фактор укрепления правопорядка // Вестник Московского ун-та МВД России. 2006. N 3. С. 14. <4> Овчинников О. А., Овчинникова Л. И. Осуществление охраны общественного порядка негосударственными субъектами правоохранительной направленности. М.: ВНИИ МВД РФ, 2008. С. 85.

Таким образом, в стране возрождается практика правоохранительной деятельности, осуществляемой негосударственными органами и общественными формированиями правоохранительной направленности не столько на возмездной, сколько на добровольной безвозмездной основе. Вместе с тем подобная практика, несмотря на ее необходимость, все еще не получила повсеместного развития. Существующий в настоящее время уровень взаимодействия органов внутренних дел с общественными организациями и населением как граждане (44,9%), так и сами сотрудники милиции (57,0%) оценивают как «средний». Низким его считают соответственно 22,4% и 36,3% респондентов, опрошенных нами в 2008 г. Сдерживает развитие форм общественной правоохранительной деятельности сегодня, на наш взгляд, не только боязнь граждан криминальной угрозы. Исследования (наши и других специалистов) свидетельствуют о том, что опасение пострадать от противоправных действий на протяжении последних четырех лет занимает четвертое место среди 12 социальных угроз, ежегодно предлагаемых респондентам для оценки. В значительной мере сдерживает это развитие недостаточность правового обеспечения и урегулирования общественной правоохранительной деятельности со стороны законодательства, и прежде всего федерального. Применяемые в настоящее время формы участия граждан в охране правопорядка в том или ином объеме закреплены в региональных нормативно-правовых актах, которые, по существу, и регламентируют данный вид правоохранительной деятельности. Например, Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. «Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка», Закон Республики Башкортостан от 28 июля 1997 г. «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан», Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. «О народных дружинах», Закон Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2002 г. «Об участии граждан в осуществлении охраны общественного порядка» и ряд других. В юридической литературе понятие «правоохранительная деятельность» трактуется как в широком, так и в узком смысле <5>. При этом преобладающим является понимание правоохранительной деятельности как вида государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то органами строго в рамках закона, т. е. преобладает толкование этого вида деятельности в узком смысле <6>. На наш взгляд, в условиях расширяющейся практики участия общественности в охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности, появления сравнительно большого числа общественных формирований правоохранительной направленности, должен преобладать широкий подход к пониманию содержания правоохранительной деятельности. Эта деятельность должна включать как государственные, так и общественные начала и представлять собой взаимосвязь государственной и общественной форм правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными субъектами. Вполне естественно, что общественная правоохранительная деятельность, осуществляемая как общественными формированиями и объединениями граждан, так и отдельными лицами в качестве исполнения своего гражданского долга, должна быть законодательно определена и урегулирована. Подобная правовая урегулированность означает передачу государством институтам гражданского общества и общественности части функций по охране правопорядка. ——————————— <5> Дмитриев Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2006. С. 13 — 14. <6> Миронов А. Н., Павинский Н. М. Правоохранительные органы: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2006. С. 11.

В порядке обсуждения можно предложить следующее определение категории «общественная правоохранительная деятельность». Это деятельность правоохранительной направленности негосударственных и общественных организаций, добровольных формирований граждан и отдельных лиц, связанная с выполнением гражданского долга и реализацией конституционных прав и осуществляемая с помощью мер юридической и нравственной ответственности в соответствии с установленными законом порядком и процедурами. Примерами общественной правоохранительной деятельности могут являться работа граждан в составе добровольных народных дружин общественных советов при МВД и УВД, участие в качестве наблюдателей во время выборов и т. п. Общественная правоохранительная деятельность предполагает высокий уровень правовой и гражданской культуры у ее субъектов.

——————————————————————