Современные формы и особенности участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка

(Егорышев С. В.) («Российский следователь», 2008, N 9)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

С. В. ЕГОРЫШЕВ

В настоящее время в российском обществе складываются благоприятные предпосылки выстраивания на качественно новой основе процесса взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью. Прежде всего необходимо отметить, что как органы внутренних дел, так и другие государственные структуры, органы местного самоуправления, представители различных категорий населения пришли к осознанию необходимости обеспечения общественной поддержки всех усилий, предпринимаемых государством в деле противодействия преступности и обеспечения общественного порядка. Тем не менее в общественном сознании все еще сохраняется стереотип понимания того, что бороться с преступностью и обеспечивать правопорядок в обществе должны государственные органы, а не сами граждане. Так, в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2005 г., было установлено, что 50,9% опрошенных граждан страны считают, что население должно принимать активное участие в обеспечении безопасности и общественного порядка, и 45,1% — полагают, что это дело прежде всего власти, а не населения <1>. ——————————— <1> См.: Мониторинг общественного мнения. М., 2005. N 3(75). С. 143.

Данное осознание перешло в конкретные действия по изучению исторического отечественного и зарубежного опыта взаимодействия правоохранительных органов и общественных формирований правоохранительной направленности, а также институтов гражданского общества в деле борьбы с преступностью и поддержания общественного порядка. На этой основе стали возрождаться хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом и создаваться новые формы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, формы самоорганизации граждан правоохранительной направленности. В настоящее время в стране таких формирований насчитывается более 34,5 тысячи, из которых 19,6 тысячи добровольных народных и казачьих дружин, в них объединено почти 350 тысяч человек. Статистика свидетельствует об ощутимости той пользы, которую приносят общественные объединения правоохранительной направленности, что проявляется в цифрах, отражающих раскрытие с их помощью преступлений. Так, например, с их участием в 2004 г. было раскрыто более 30 тысяч преступлений и выявлено свыше 370 тысяч административных правонарушений, в 2005 г. — 39,1 тысячи преступлений и выявлено свыше 265 тысяч человек, из них 18,1 тысячи за совершение преступлений <2>. ——————————— <2> См.: Доклад министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева // Вестник МВД России. 2005. N 2. С. 14; Чекалин А. А. Взаимодействие милиции с общественными объединениями — важный фактор укрепления правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. 2006. N 3. С. 14.

Активизация процесса взаимодействия органов внутренних дел с общественностью актуализирует проблему соотношения и взаимосвязи профессиональных и общественных начал в содержании правоохранительной деятельности. На этот предмет высказываются различные точки зрения. Не ставя своей целью их анализ, подчеркиваем, что правоохранительная деятельность действительно имеет ярко выраженные особенности, она строго регламентируется законодательством и нравственными нормами Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сопряжена с риском и большими физическими и морально-психологическими нагрузками. Более того, как любой другой вид человеческой деятельности, т. е. имеющей выраженную социальную направленность, правоохранительная деятельность, включая службу в органах внутренних дел, предполагает особую личностную предрасположенность к ней тех, кто ею занят. Специфика проявляется в том, что работа сотрудников организуется и осуществляется на основе единоначалия и дисциплины. Действующее законодательство определяет при этом особый порядок прохождения службы, предусматривает специальный перечень обязанностей, правоограничений, прав и льгот, а также устанавливает повышенную ответственность лиц рядового и начальствующего состава по выполнению ими своего служебного долга <3>, который требует особого профессионализма. ——————————— <3> См.: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70.

Что же касается общественной правоохранительной деятельности, то ее нормативно-правовое регулирование не оформлено единым федеральным законом и осуществляется в лучшим случае на основе региональных законодательных и иных нормативных актов. Поэтому остаются неопределенными правовой и социальный статус этого вида деятельности, общественных формирований и лиц, ее осуществляющих, не решены вопросы их правовой и социальной защищенности. Участие граждан в работе органов внутренних дел специфично в том отношении, что оно в подавляющем большинстве случаев ранее и теперь не связано с выполнением ими сугубо профессиональных функций и осуществляется на общественных началах. Это участие можно с полным основанием оценить как проявление гражданского мужества, которое, по мнению О. де Бальзака, проистекает из одного начала с мужеством военным <4>. ——————————— <4> Цит. по: Кожевников А. Ю., Линдберг Г. Б. Мудрость веков. Запад. СПб.: Издательский дом «Нева», 2006. С. 279.

В качестве внедрения профессиональных начал в общественные формы правоохранительной деятельности можно рассматривать воссоздание на новом качественном уровне некогда неплохо себя зарекомендовавших в деле охраны общественного порядка и борьбы с пьянством, хулиганством и иными формами уличной преступности, общественных формирований правоохранительной направленности, которые оказывают содействие не только органам внутренних дел, но и прокуратуре, суду и органам юстиции. В последние годы руководство региональных правоохранительных органов возлагает большие надежды на помощь представителей местных сообществ в решении вопросов безопасности проживания на городской территории. Сегодня местные сообщества представляют огромный ресурс по наведению порядка на своих территориях, так как, объединяясь, жители способны не только решить вопросы ремонта и благоустройства, но и безопасного проживания в своем подъезде и во дворе. По статистике правоохранительных органов, территории, где созданы местные сообщества, не являются частыми фигурантами сводок о преступлениях и правонарушениях. Такую же позитивную профилактическую роль играют институты консьержей, старших по домам и подъездов. Проявлением взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности и с целью полноты реализации конституционных прав граждан стало создание при МВД и УВД субъектов Федерации и УВД крупных городов общественных советов. Эти советы не только следят за соблюдением прав граждан в деятельности органов внутренних дел, но и способствуют привлечению общественности к сотрудничеству с ними. К созданию этих советов, как показали опросы, сами сотрудники органов внутренних дел относятся по-разному. Так, на вопрос «Как Вы думаете, станет ли этот Совет действенным звеном между милицией и общественностью?» в 2004 г. 41,4% опрошенных сотрудников ответили утвердительно и 33,5% сомневались в эффективности Совета. В 2005 г. картина ответов изменилась в лучшую, более оптимистическую, сторону. Так, уже 50,7% сотрудников оценили Совет как эффективное звено между милицией и общественностью, а 29,4% сомневались в этом. В последние годы в столице и субъектах Российской Федерации получают распространение такие организационные формы непосредственного участия граждан в охране правопорядка, как добровольные народные дружины, казачьи дружины, отряды содействия милиции, объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта и др. Например, в Москве народные дружины сформированы по следующему принципу: народные дружины, создаваемые по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и в муниципальных округах; народные дружины административных округов; городская народная дружина. По данным московского городского штаба народной дружины, ежедневно принимают участие в охране общественного порядка на улицах города в среднем 1,2 тыс. дружинников. Всего же в охране общественного порядка и борьбе с преступностью в столице задействовано свыше 28 тысяч представителей общественных формирований <5>. ——————————— <5> См.: Исрафилов И. М. Роль общественных формирований в обеспечении общественного порядка в субъектах Центрального федерального округа // Российский следователь. 2004. N 8. С. 45.

В Республике Башкортостан деятельность по возрождению добровольных народных дружин нашла воплощение после принятия в июле 1997 г. Закона РБ «Об общественных органах правоохранительного характера в РБ» и соответствующего указа Президента РБ <6>. В результате добровольные народные дружины появились на улицах Уфы и других городов. ——————————— <6> См.: Указ Президента РБ от 3 февраля 1997 г. N УП-64 «Об утверждении Плана дополнительных мероприятий по реализации Программы борьбы с преступностью в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. Уфа, 1997. N 4(58). Ст. 273.

В настоящее время в республике насчитывается более 4 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности (для сравнения: в 2002 г. их было 5213; в 2003 г. — 4350; в 2004 г. — 4213). Членами общественных формирований задержано в 2002 г. 20230 правонарушителей; в 2003 г. — 20618; в 2004 г. — 22231 и в 2005 г. — около 20000 правонарушителей. С участием членов общественных формирований правоохранительной направленности в 2002 г. раскрыто 1366 преступлений, в 2003 г. — 1684, в 2004 г. — 1903 и в 2005 г. — более 2 тысяч преступлений <7>. ——————————— <7> См.: Основные результаты работы участковых уполномоченных милиции за 2004 год. Уфа: МВД РБ, 2004. С. 22; Материалы к совещанию с руководителями органов внутренних дел и участковыми уполномоченными милиции МВД Республики Башкортостан об организации их работы по профилактике правонарушений в жилом секторе, выявлению, раскрытию преступлений за 10 месяцев 2005 года и хода проведения акции «Здравствуйте, я Ваш участковый уполномоченный милиции». Уфа: МВД РБ, 2005. С. 18.

Показательным с точки зрения эффективности работы общественных формирований правоохранительной направленности являются Краснодарский край, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Нижегородская, Орловская, Тамбовская области и некоторые другие регионы России. Так, например, в Краснодарском крае созданы и действуют 2136 добровольных народных дружин численностью примерно 30 тысяч человек <8>. ——————————— <8> См.: Грибакин В. В. Проблемы информационно-пропагандистского обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: Материалы «круглого стола» 27 января 2006 г. в Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 26 — 27.

В Ивановской области сформировано и действует 141 общественное формирование правоохранительной направленности численностью 902 человека, а в Воронежской области функционирует 1601 общественное формирование, насчитывающее в своих рядах 7597 членов <9>. ——————————— <9> См.: решение коллегии МВД России от 16 февраля 2005 г. N 1км «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в 2004 году и задачах на 2005 год» // Вестник МВД России. 2005. N 2. С. 75 — 78.

Вместе с тем, как показывают реальная практика и специальные исследования, готовность граждан к участию в совместной работе с органами внутренних дел по поддержанию законности и охране общественного порядка реализуется в практической плоскости далеко не во всех регионах. Также в регионах заметны различия в количестве общественных формирований правоохранительной направленности и их реальной активности. Это объясняется тем, что в ряде субъектов Российской Федерации до настоящего времени отсутствуют условия для стимулирования деятельности этих общественных объединений, имеет место пассивность со стороны руководителей милиции общественной безопасности в деле мобилизации и организации своих общественных помощников. Большие резервы сохраняет в себе практика вовлечения в активную правоохранительную работу политических партий, профсоюзов, молодежных организаций и студенческого сообщества, религиозных конфессий, некоммерческих организаций, творческих союзов, органов местного самоуправления. Отличительными особенностями взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями являются, во-первых, то, что инициатива подобного взаимодействия преимущественно исходит от органов внутренних дел и гораздо реже от граждан и их общественных организаций и, во-вторых, объединения граждан правоохранительной направленности создаются по инициативе органов внутренних дел и работают они под руководством этих органов. В целях улучшения работы по привлечению общественности к делу охраны правопорядка и более тесному взаимодействию с органами внутренних дел, на наш взгляд, необходимо: — используя положительный опыт тех регионов страны, где взаимодействие органов внутренних дел с общественностью достаточно многообразно по организационным формам и эффективно по результатам, выйти с предложением в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления о материальном стимулировании граждан, активно участвующих в правоохранительной деятельности в составе общественных формирований правоохранительной направленности; — силами руководителей государственных структур правоохранительных органов и органов местного самоуправления организовать PR-кампанию, направленную на различные слои населения, и прежде всего на молодежь и студенчество, бывших сотрудников органов внутренних дел и других силовых структур, с целью мобилизации их на оказание помощи в возрождении объединений правоохранительной направленности и личного активного участия в этих объединениях; — привлекать к взаимодействию с органами внутренних дел различные общественные организации, представителей религиозных конфессий, работников профсоюзов, творческих коллективов; — обеспечивать самостоятельное взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации с целью формирования позитивного имиджа органов внутренних дел и благоприятного общественного мнения об их работе, а также привития в общественном сознании понимания необходимости активной общественной поддержки правоохранительных органов в их противодействии преступности.

——————————————————————