Современные условия и предпосылки создания нового механизма взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью

(Егорышев С. В.) («Российский следователь», 2008, N 22)

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НОВОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

С. В. ЕГОРЫШЕВ

Егорышев С. В., доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, проректор по научной работе Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, г. Уфа.

Автор в статье приводит данные статистических опросов, которые наглядно демонстрируют негативное отношение граждан к органам внутренних дел. Для устранения данной проблемы необходимо создание нового института общественной правоохранительной деятельности. В ходе рассмотрения механизма, проблем и особенностей того или иного вида социального взаимодействия между социальными субъектами исходят из оценки тех условий, которые так или иначе влияют на характер этого взаимодействия, а также предпосылок, которые определяют это взаимодействие и его формы. Исследуя условия и предпосылки взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью в деле противодействия преступности и охране правопорядка, в методологическом плане необходимо обратиться к положениям о трех измерениях политической и правовой культуры Р. Иглехарта, в качестве которых им были предложены «удовлетворенность», «доверие» и «поддержка» <1>. ——————————— <1> Inglehart R. Culture shift in Advanced industrial society. Princeton: Princeton University Press, 1990. P. 45.

В связи с этим участие населения в общественных формированиях правоохранительной направленности, характер его взаимодействия с органами внутренних дел по обеспечению правопорядка в обществе напрямую зависят от того, насколько граждане удовлетворены состоянием своей безопасности, тем, как работают органы внутренних дел, насколько они доверяют органам охраны правопорядка и сами готовы оказывать им содействие. Доверие населения к органам внутренних дел является проявлением доверия к политико-правовой системе в целом. Говоря о доверии населения к органам власти и институтам гражданского общества с методологической точки зрения, следует иметь в виду известное в политической и социологической науках положение о различии между доверием к демократическим институтам, в том числе к структурам гражданского общества, и доверием к государственным, авторитарным институтам <2>. ——————————— <2> См.: Listhand, O. M. Wiberg. Confidencein Political and Private Institutions. In: H. D. Klingemann, D. Fuchs (eds). Citizens and the state. Oxfod: University Press, 1995. P. 298 — 22.

Доверие к демократическим институтам, отмечают В. О. Рукавишников и его коллеги, имеет прямое отношение к первооснове народовластия — глубокой вере общественности в демократическую природу таких институтов, как избранные народом парламент, президент, а также свободная пресса и профсоюзы. Доверие к авторитарным институтам означает уважение и доверие к закону, ибо без этого не будет и доверия к обеспечивающим его соблюдение силовым государственным структурам, включая органы внутренних дел <3>. ——————————— <3> См.: Рукавишников В. О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения: международные сравнения. М., 1998. С. 118.

В настоящее время, как показывают исследования, 50% опрошенных россиян считают, что государство отражает интересы лишь богатых слоев населения и класса чиновников <4>. Аналогично оцениваются и законы. Так, 37,0% респондентов, по данным наших исследований, считают, что законы отражают интересы самих депутатов, 31,0% — интересы чиновничьей номенклатуры, 21,0% — мафии. Вполне естественно, что эти оценки переносятся на составляющие государства, в частности на правоохранительные органы. ——————————— <4> См.: Левашов В. К. Состоялось ли гражданское общество в России // Мониторинг общественного мнения. 2006. N 2 (78). С. 56.

Так, по данным опросов, проводимых Аналитическим центром Юрия Левады, 60% респондентов считают, что усилия милиции сейчас направлены в основном на обеспечение собственных интересов, 24% полагают, что интересы милиции связаны с обеспечением безопасности страны и 15% затруднились ответить <5>. В этой связи можно согласиться с выводом, сделанным сотрудниками ВНИИ МВД России о том, что часть общества вольно или невольно противопоставляет милицию обществу, считая, что она — милиция — не часть общества, а некий сторонний структурный механизм силового обеспечения жизнедеятельности власти <6>. Поэтому данная часть населения не настроена и не ориентирована на новый тип взаимоотношений с милицией, в котором предоставление правоохранительных услуг населению имеет приоритет по отношению к применению норм права к преступникам и правонарушителям. ——————————— <5> См.: Вестник общественного мнения. Анализ. Дискуссии. 2006. N 5 (58). С. 114. <6> См.: Аналитический материал о проблемах взаимоотношений между милицией и населением (п. 1.2.3 Плана НИР — 2003 г.) ВНИИ МВД России. М., 2003. С. 10 — 11.

Поэтому больше всего россиян (от 40 до 75%) в качестве возможного субъекта обеспечения их безопасности и защиты от угроз видят прежде всего самих себя или своих близких. В возможности государственных органов и ведомств верят от 10 до 30% опрошенных. Примерно 5 — 10% рассчитывают на поддержку гражданского общества и его институтов. Немало респондентов уповают на Бога — 10 — 30% <7>. ——————————— <7> См.: Задорин И. В. Чего больше всего боятся россияне? // Мониторинг общественного мнения. 2006. N 4 (80). С. 114.

Все это свидетельствует о пока еще невысоком уровне доверия населения органам внутренних дел. В то же время проведенные нами исследования среди жителей Республики Башкортостан в 2003 — 2007 гг. позволили установить тенденцию роста доверия граждан органам внутренних дел. Так, в 2003 г. 15% опрошенных выразили полную им поддержку, в 2005 г. — 21% и в 2007 г. — 28% респондентов. Уровень доверия органам внутренних дел со стороны населения имеет региональную специфику и общефедеральный средний показатель (например, по стране в целом в 2003 г. он равнялся 12%, а в 2006 г. — 14%) <8>, но вместе с тем рост этого уровня можно с полным основанием рассматривать в качестве благоприятного условия для расширения диалога и сотрудничества органов внутренних дел и населения. ——————————— <8> См.: Мониторинг общественного мнения. 2005. N 4 (76). С. 32; Вестник общественного мнения. 2006. N 6 (86). С. 108 — 109.

Региональная же специфика проявления уровня доверия органам внутренних дел зависит от эффективности работы их региональных подразделений. Так, например, если в 2006 г. работой органов внутренних дел по стране в целом были удовлетворены 35% опрошенных россиян <9>, то в Республике Башкортостан этот показатель составил 54,3%. ——————————— <9> См.: Мониторинг общественного мнения. 2006. N 4 (80). С. 69.

Для сравнения: в Республике Башкортостан результатами работы органов внутренних дел в 2002 г. были удовлетворены 40,5%; в 2005 г. — 49,2%; в 2007 г. — 57,5% опрошенных. Тенденцию роста удовлетворенности населением работой органов внутренних дел можно рассматривать в качестве благоприятного условия для выстраивания взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и институтами гражданского общества. Доверие органам внутренних дел определяется также частотой обращения к ним за помощью лиц, ставших объектом преступных посягательств, и мерой общей готовности граждан обратиться за помощью в случае необходимости. В этих показателях тоже присутствует региональная специфика. Так, исследования, проводимые на федеральном уровне, на протяжении вот уже нескольких лет фиксируют 60-процентный рубеж не обращающихся в органы внутренних дел граждан, ставших жертвами преступления. В Республике Башкортостан этот уровень ниже: 54,6% необратившихся — в 2002 г., 54,7% — в 2004 г., 45,2% необратившихся — в 2005 г. Основной причиной необращения (в 2002 г. — 31,2%; в 2005 г. — 28,8%) выступает отсутствие веры, что помощь будет оказана. Достаточно часто причиной разочарований граждан в возможностях органов внутренних дел служит ожидание быстрого и желательно сурового наказания виновного. Это не всегда представляется возможным, ибо органы внутренних дел действуют в правовом поле и мера их реакции может не соответствовать субъективному представлению человека о справедливости. Тем не менее основными мотивами для граждан, подвергшихся преступным посягательствам, обратиться за помощью в органы внутренних дел остается осознание того, что сделать это необходимо, — 37,0% и понимание того, что обратиться все равно придется, — 32,1%. В настоящее время проявилась и получила тенденцию к росту готовность органов внутренних дел и общественности взаимодействовать друг с другом в борьбе с преступностью и обеспечении правовой безопасности общества. Социологические исследования, проведенные нами, показали, что безусловно готовы помогать органам внутренних дел были в 2002 г. — 28,9% респондентов и в 2006 г. — 35,0% опрошенных. Несмотря на колебания показателей готовности, в росте ее уровня проявляется весьма существенная предпосылка укрепления взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью. Вполне естественно, что готовность, выступающая как потенция возможного действия, не всегда реализуется и становится действительностью, т. е. выражается в реальном участии граждан в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью. Но и рассматриваемая в качестве потенции, эта готовность сама говорит за себя. К важнейшим условиям выстраивания взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и институтами гражданского общества следует отнести формируемое на протяжении уже десяти лет соответствующее правовое поле этого взаимодействия, которое формируется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Примерами могут служить Законы Российской Федерации «О безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. «О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации», Закон Республики Башкортостан от 17 апреля 1997 г. «Об общественных формированиях правоохранительного характера в Республике Башкортостан», Постановление совета городского округа г. Уфа «О воссоздании на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от форм собственности народных дружин по охране общественного порядка и профилактике правонарушений» и т. п. В то же время требуется принятие уже имеющегося проекта Федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка», который способствовал бы быстрейшему формированию института общественной правоохранительной деятельности в стране. Для формирования этого института и начала его функционирования в настоящее время складываются благоприятные условия, часть из которых были рассмотрены.

——————————————————————