К вопросу о стратегическом планировании в органах внутренних дел

(Ходжич М. В.) («Юридический мир», 2009, N 4)

К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

М. В. ХОДЖИЧ

Ходжич М. В., докторант Академии управления МВД России, кандидат психологических наук.

В статье говорится о методологическом подходе в стратегическом планировании, о реализации правоохранительной стратегии как основном элементе стратегического планирования в органах внутренних дел. В работе раскрывается содержание стратегического планирования через его процедуры.

The article deals with methods approach to strategic planning, realization of enforcement-law strategy as a basic element of strategic planning in the agencies of internal affairs. The article reveals the contents of strategic planning through its procedures <*>. ——————————— <*> Khodzhich M. V. On the issue of strategic planning in the agencies of internal affairs.

Методология любой науки представляет собой единство мировоззренческих и методологических принципов и методов научного познания, а также специфических, частных методов научного исследования и практической реализации результатов. Структурными элементами методологии стратегического планирования являются: теория и методология философии, социологии и экономики; общенаучная методология; методология стратегического планирования. Методологический подход в стратегическом планировании выражается в целенаправленном использовании логики познания, научных принципов и методов причинно-следственного и ситуационного анализа, выбора и оценки решений в процессе разработки прогнозов, проектов программ и планов всех направлений, уровней и временных периодов. В методологии стратегического планирования следует выделить его системность, характеризующуюся качественными элементами методологического подхода: комплексным, структурно-функциональным, программно-целевым, мультипликативным, социально-нормативным, ресурсосберегающим и динамическим. В широком смысле методология стратегического планирования — это органическое единство теории познания, аналитического, логического, системного, прогнозного и оценочного подходов к разработке целей, концепций, программ и планов развития объекта управления <1>. ——————————— <1> Дрогомирецкий И. И., Маховикова Г. А., Кантор Е. Л. Стратегическое планирование. СПб.: Вектор, 2006. С. 17 — 18.

Научно обоснованное стратегическое планирование занимает важное место в сфере правоохранительной деятельности государства и общества. Оно призвано обеспечить своевременную и качественную разработку параметров прогноза и показателей развития преступности как на долгосрочную, так и на ближайшую перспективы. Основное назначение стратегического планирования в органах внутренних дел состоит в определении узловых проблем социального управления и деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью, выявления приоритетных направлений обеспечения правопорядка, прав и свобод личности, общественных и государственных интересов. Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления. Оно предусматривает процесс реализации стратегического плана, стратегический контроль и выявление проблемных ситуаций. Программа борьбы с преступностью и структура задействованных для этого сил и средств, схема их расположения и взаимодействия, система управления взаимодействующими силами и средствами в реальных масштабах места и времени получила название правоохранительной стратегии и означает приоритетное с позиции общества и государства направление повышения эффективности борьбы с преступностью, продвижение по которому осуществляется на основе научно обоснованных целей, программ и планов способом реформирования оперативно-служебной деятельности, перераспределения, наращивания и фокусирования ресурсов органов внутренних дел и использования возможностей внешнего окружения для достижения более высоких результатов на данном направлении и сохранения хотя бы прежних позиций на всех остальных направлениях. Реализация правоохранительной стратегии — это процесс нанесения мощных ударов по преступности в соответствии с реализуемой стратегией. Под выполнением стратегии понимается процесс непременного создания организационных условий и потенциалов органов внутренних дел, необходимых для реализации правоохранительной стратегии: системы лидерства, функциональной и организационной структуры управления, политики, наилучшей тактики, процедур и правил; системы, обеспечивающей правильное распределение и эффективное использование имеющихся ресурсов и их развитие. Выполнение стратегии должно опережать ее реализацию, ибо это в целом процесс создания способа реализации правоохранительной стратегии <2>. ——————————— <2> Основы стратегического планирования развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Проект подготовлен аппаратом Совета Безопасности РФ.

На основании сравнительного анализа понятий стратегии и стратегического плана, выбора стратегии и стратегического планирования, которыми оперируют представители разных наук, можно прийти к выводу о том, что стратегия МВД России в первоначальном виде представляет собой идею, которая в результате сложного аналитического процесса последовательно приобретает вид «дерева» стратегических целей и программ, а в конечном итоге — развернутого и всестороннего стратегического плана приведения органов внутренних дел в состояние готовности для нанесения точных ударов по преступности в ее наиболее уязвимых местах, т. е. генеральный курс действий субъекта управления по достижению стратегических целей. Стратегическое планирование является одним из важнейших элементов, составляющих основу организационно-штатной работы в органах внутренних дел. Без глубокого анализа складывающейся оперативной обстановки, научно обоснованного и объективного предвидения тенденций ее дальнейшего развития невозможно формирование организационных структур, определение оптимальной штатной численности, рациональное использование имеющихся сил и средств, оперативное маневрирование ими, четкое распределение функциональных обязанностей между службами и отдельными сотрудниками, определение их служебных нагрузок. Основными задачами, рассматриваемыми стратегическим планированием в органах внутренних дел, являются: комплексный анализ и прогнозирование оперативной обстановки, разработка на этой основе проектов соответствующих управленческих решений; планирование оперативно-служебной деятельности МВД России. Стратегическому оргштатному планированию в МВД РФ уделяется самое пристальное внимание. Эта работа строится на основе комплексного анализа оперативной обстановки и прогноза ее развития как в целом по стране, так и по каждому региону в отдельности. Главная задача состоит в том, чтобы правильно и объективно спрогнозировать обстановку и условия, в которых органам и подразделениям предстоит работать в планируемый период, и обеспечить их нормальное функционирование. Поэтому при планировании учитываются многочисленные факторы, объективно влияющие на состояние оперативной обстановки: изменения демографического и социально-экономического характера, миграционные процессы, количественные и качественные изменения в структуре преступности. Такой подход позволяет стабильно удерживать нагрузку на личный состав основных служб. Благодаря стратегическому планированию имеется возможность своевременно уделять главное внимание приоритетным направлениям правоохранительной деятельности: профилактике правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений. Стратегическое планирование в органах внутренних дел является одной из важнейших проблем теории стратегического управления. Ее важность определяется, во-первых, сущностью планомерности, которая состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Сознательность и целесообразность находят свое выражение в управленческом решении. Во-вторых, относительной новизной стратегического планирования для органов внутренних дел. В-третьих, неясностью подходов к организационным и технологическим особенностям разработки и принятия стратегических планов. Актуальность комплексного подхода к стратегическому планированию в органах внутренних дел объективно предопределяется многоликостью и корпоративностью преступной среды, стиранием традиционных различий между общеуголовной и экономической преступностью, вторжением криминальных структур в различные сферы жизни государства и общества. В этой связи необходимость активного участия всех служб и подразделений в борьбе с преступностью, привлечения имеющихся в их распоряжении сил и средств, обеспечения согласованности действий при проведении совместных мероприятий является важнейшей задачей штабов всех уровней, реализуемой в процессе планирования. Одними из самых важных управленческих решений являются планы развития. В планах определяются основные задачи, главные пути и способы, средства решения задач. Они (планы) детализируются, конкретизируются по сферам жизнедеятельности, по отраслям, объединениям, организациям, а также по территориям и времени. Научное предвидение дает возможность определить прообраз того, какой система органов внутренних дел хочет быть в определенный период времени. Создание этой модели обеспечивается рядом конкретных шагов и мер, предпринимаемых руководством МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ субъектов Российской Федерации. Поэтому при стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выявлению возможностей, опасностей и угроз, исходящих из внешнего окружения и внутренней среды, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Видение долгосрочной перспективы — очень важная составляющая стратегического планирования. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей практики, тенденций и состояния окружения на много лет вперед. При стратегическом планировании взгляд как бы осуществляется из будущего в настоящее, определяются действия организации в настоящее время, и эти действия обеспечивают ей определенное будущее. Объектом стратегического планирования является не преступность, а органы внутренних дел в целом, их структурные звенья, которые, намечая перспективные цели усиления борьбы с преступностью, должны выявлять, прослеживать и учитывать связи и отношения преступности с другими сторонами социальной жизни. Это условие выработки оптимальной стратегии борьбы с преступностью. Предмет стратегического планирования — оперативно-служебная, управленческая деятельность органов внутренних дел, деятельность по формированию, реформированию управляемой и управляющей подсистем, обеспечению динамического равновесия внутренних процессов и их упорядочению путем создания соответствующих структур и регулирования происходящих в них процессов с позиций их будущего состояния в ближайшей и долгосрочной перспективе <3>. ——————————— <3> Моргун А. И. Стратегическое планирование в органах внутренних дел: теоретический, организационный и правовой аспекты: Дис. канд. юрид. наук. М., 2003.

Содержание стратегического планирования раскрывается через его процедуры, включающие: прогнозирование и анализ; программирование и проектирование. Перечисленные процедуры свойственны и другим видам планирования. Но при стратегическом планировании они осуществляются на всех его этапах, на всех уровнях системы, применительно к ее отдельным звеньям, структурным элементам и видам деятельности. Управленческий аспект стратегического прогнозирования состоит в использовании всего многообразия прогнозов для создания научно обоснованных стратегических и тактических управленческих решений. Стратегическое программирование базируется на прогнозных выводах и имеет своей целью создание проектов комплексных целевых программ решения крупномасштабных проблем развития ОВД, совершенствования их оперативно-служебной и управленческой деятельности и усиления на этой основе борьбы с преступностью. Стратегические программы разрабатываются для двух уровней управления: МВД России и МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, а в случае необходимости и на уровне отраслевых главков и служб аппаратов управления. На любом уровне управленческой иерархии программы содержат: цель и перечень основных задач, для решения которых они предназначены; совокупность мероприятий и последовательность их выполнения; расчет прямых и косвенных затрат всех основных ресурсов, используемых при осуществлении названных мероприятий; распределение заданий по срокам и исполнителям. Построение «дерева целей» является исходным моментом. Затем создаются стратегические программы, обеспечивающие достижение каждой цели, подцели, задачи. Иными словами, каждой цели, подцели, задаче соответствуют комплексы мероприятий, исполнение которых обеспечивается ресурсно и организационно. Стратегическое проектирование — заключительная процедура. Ее назначение состоит в разработке проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов. В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты (альтернативы) развития соответствующих объектов управления, что дает возможность выбрать оптимальный из них. Чем выше уровень управляемой системы, тем более развернутой должна быть в проектах стратегических планов система прогнозов. Значение стратегического планирования предупреждения преступности в органах внутренних дел РФ определяется тем, что это сердцевина, стержень научного управления. Оно выступает и как элемент, и как принцип, и как функция, и как метод управления. Планирование упорядочивает профилактическую деятельность, делает ее целенаправленной, обеспечивает комплексный подход к решению задачи выявления и устранения (блокирования, нейтрализации, уменьшения силы действия) причин и условий преступности. Планирование позволяет учитывать в работе не только нынешнее состояние системы, но и ее тенденции и тесным образом связано с криминологическим прогнозированием. Предпосылки, определяющие собой необходимость и возможность применения программно-целевого подхода в планировании предупреждения преступлений, выявляются при изучении системы субъектов профилактики, методов профилактической деятельности, характера объектов воздействия. По характеру деятельности программно-целевой подход представляет собой систему методик и приемов определения целей профилактики на основе анализа потребностей в ней, перевода их в строго определенную форму, подбора перечня необходимых работ, обеспечения их необходимыми материальными, финансовыми, информационными и кадровыми ресурсами, составления программирующих решений. Место программно-целевого подхода в профилактическом планировании определяется следующими обстоятельствами: он имеет общие черты со всеми остальными методами планирования и вместе с тем обладает специфическими признаками; применяется там, где остальные методы планирования не дают должного эффекта; организационно связывается с планированием профилактики в целом; результаты выполнения и программ, и планов в конечном счете сливаются воедино. Стратегическое планирование в органах внутренних дел позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с преступлениями и правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам и т. д. Планирование — это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.

——————————————————————