Стратегическое планирование деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте

(Абрамов В. Н.) («Транспортное право», 2013, N 4)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

В. Н. АБРАМОВ

Абрамов Вадим Николаевич, начальник отделения системного анализа и зонального контроля отдела анализа планирования и контроля организационно-контрольного управления Главного управления на транспорте МВД России, подполковник полиции.

Настоящая статья посвящена анализу организационных и правовых основ обеспечения безопасности на объектах водного транспорта. Отдельно определены место и роль МВД России в обеспечении безопасности в указанной сфере.

Ключевые слова: стратегическое планирование, транспортная безопасность, морская безопасность.

Strategic planning of activities of agencies of internal affairs in the sphere of safety ensuring at the maritime transport V. N. Abramov

The present article concerns the analysis of organizational and legal fundamentals of safety ensuring on objects of water transport. The author separately determines the place and role of the Ministry of Internal Affairs of Russia in ensuring safety in the said sphere.

Key words: strategic planning, transport safety, maritime safety.

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач. В последнее время в бизнесе и государственном управлении все чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в РФ понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития РФ с учетом задач обеспечения национальной безопасности». Изучив опыт ряда государств, российские эксперты пришли к выводу, что успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит от грамотного построения системы стратегического планирования <1>. Между тем в нашей стране сегодня наблюдается размытость приоритетов, отсутствие механизма концентрации ресурсов на решении среднесрочных и долгосрочных задач, обособленность субъектов экономики при достижении своих целей. Подготовленный на сегодняшний день и проходящий установленную процедуру согласования законопроект «О государственном стратегическом планировании» направлен на то, чтобы решить эти проблемы. ——————————— <1> Дементьев В. В. Стратегическое планирование — залог успешного развития // Бюджет. 2012. N 7.

Одновременно развитие общества не стоит на месте, а в сфере обеспечения транспортной безопасности планировать и действовать необходимо уже сегодня. При этом одной из недостаточно закрепленных в действующих документах стратегического планирования является область обеспечения безопасности на морском транспорте. Об этом, например, свидетельствуют и ажиотаж вокруг Арктики, и вопросы реализации национальной морской политики в Каспийском бассейне. В Арктике прежде всего это многочисленные территориальные споры, которые при определенных обстоятельствах способны привести к осложнению международных отношений: 1) разграничение морских пространств и арктического континентального шельфа между Россией, США, Канадой, Норвегией, Данией, Японией и другими заинтересованными государствами, связанное с возможностью приоритетного освоения природных ресурсов в Арктическом регионе; 2) территориальные притязания Японии к Российской Федерации на острова Малой Курильской гряды, о. Итуруп, о. Кунашир; 3) противоречия между Японией с Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической Республикой из-за островов Токто. В то же время сохраняется ряд факторов и условий, способствующих формированию угроз безопасности, в том числе экстремистской направленности. Так, на фоне сложного социально-экономического положения в ряде регионов Дальневосточного федерального округа продолжает сохраняться высокая протестная активность населения, инициируемая, как правило, общественными организациями и объединениями. Каспийское море является крупнейшим в мире внутренним водоемом, покрывающим 370000 квадратных километров, омывающим территории пяти сопредельных государств: России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана — и имеет стратегическое значение для всех прибрежных государств. Раздел Каспийского моря до сих пор остается предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа: нефти, газа, а также биологических ресурсов. Экономический ущерб России наносят противоправные действия отечественных и иностранных криминальных групп, которые специализируются на браконьерстве и расхищении морских биологических ресурсов. Решение таких вопросов и недопущение их в дальнейшем должно строиться на планомерной долгосрочной работе, направления которой заложены и взаимно увязаны в документах стратегического планирования Одним из важнейших документов стратегического планирования в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте служит Морская доктрина Российской Федерации <2>. ——————————— <2> Приказ Президента Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 1387 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года».

Морская доктрина Российской Федерации является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности — национальную морскую политику Российской Федерации. В настоящее время подготовлен и проходит установленные процедуры согласования новый проект Морской доктрины Российской Федерации до 2030 года (далее — проект доктрины). В соответствии с проектом доктрины морская деятельность — это деятельность Российской Федерации в области изучения, освоения и использования Мирового океана для обеспечения национальной безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства. Национальная морская политика — это определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, национальные интересы Российской Федерации — это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты. Одними из основных приоритетов национальной безопасности Российской Федерации являются государственная и общественная безопасность. Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность. Таким образом, Морская доктрина Российской Федерации является основополагающим документом, определяющим цели, принципы, направления, задачи и способы достижения совокупности внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море. Эти потребности государство реализует через обеспечение национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности, исходя из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность. Вместе с этим в проекте доктрины не учтена необходимость постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность на морском побережье и во внутренних морских водах. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности предназначена полиция. Органы внутренних дел, в состав которых входит полиция, должны являться как субъектом, так и объектом постоянного совершенствования правоохранительных мер, чего на сегодняшний день не происходит. Проект доктрины учитывает применительно к морской деятельности положения основополагающих документов стратегического планирования. Одним из таких документов является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. В настоящее время Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N ВП-П9-8452 и от 30.11.2011 N ВП-П13-8515 подготовлен и проходит процедуру согласования проект новой редакции Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (далее — проект стратегии). Проект стратегии определяет, что важной составной частью морского потенциала являются объекты инфраструктуры, обеспечивающие морскую деятельность государства в целях реализации одного из национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане — незыблемости ее суверенитета, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра под ним, а также на воздушное пространство над ними. МВД России подготовлены, направлены в Минтранс России и сопровождены предложения МВД России в проект новой редакции Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года (далее — проект Транспортной стратегии), основными из которых явились: 1) создание системы технических регламентов и национальных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения с учетом международных соглашений, определяющих свод требований к эксплуатационному состоянию и содержанию автомобильных дорог, обустройству техническими средствами организации дорожного движения; 2) создание федеральной базы данных выданных специальных разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов; 3) разработка нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения; 4) обновление и модернизация парка специальных вагонов ФОИВ и оснащение указанного подвижного состава системой ГЛОНАСС; 5) учет потребностей государственных органов, участвующих в обеспечении общественной безопасности в сфере транспорта, в служебных помещениях при проектировании, строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры; 6) разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение представительства на транспорте и размещения на объектах транспортной инфраструктуры подразделений федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации и осуществлении специальных и воинских перевозок, а также использования ими связи и информационно-телекоммуникационных систем, доступных для субъектов транспортного комплекса; 7) оснащение государственных органов, участвующих в обеспечении общественной безопасности в сфере транспорта современными видами автотехники, морских, речных и воздушных судов, средствами связи и автоматизации. В настоящее время указанные предложения учтены в проекте Транспортной стратегии. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» согласован МВД России и проходит процедуру дальнейшего согласования. С учетом того, что состояние общественной безопасности на объектах морского транспорта напрямую влияет на устойчивое функционирование и эффективность работы не только самих объектов, но и на стабильность и безопасность морской деятельности в целом, представляется целесообразным после утверждения новой редакции Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года рассмотреть возможность закрепления условий для совершенствования деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности на морском побережье, во внутренних морских водах, морском и внутреннем водном транспорте в Морской доктрине Российской Федерации.

Литература

1. Приказ Президента Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 1387 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года». 2. Дементьев В. В. Стратегическое планирование — залог успешного развития // Бюджет. 2012. N 7.

——————————————————————