Добросовестность в системе принципов гражданского права и основных начал гражданского законодательства

(Вердиян Г. В.) («Российская юстиция», 2012, N 11)

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ОСНОВНЫХ НАЧАЛ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Г. В. ВЕРДИЯН

Вердиян Г. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Российской правовой академии Минюста России.

Выработанные правовой наукой и общественной практикой принципы составляют основу, скелет, основные направления определенной системы, отрасли или института права. Система права, ее отдельная отрасль или институт не могут быть созданы надлежащим образом, если законодатель не будет руководствоваться определенными принципами.

Ключевые слова: гражданское законодательство, принцип неприкосновенности собственности, требования добросовестности, закономерности общественного развития.

Developed by a legal science and public practice principle make a basis, a skeleton, the basic directions defined system, branch or right institute. The right system, its separate branch or institute can’t be created properly if legislator won’t be guided by certain principles.

Ученые-цивилисты, за исключением некоторых авторов, отождествляют понятия «принципы гражданского права» и «основные начала гражданского законодательства». В частности, Е. Г. Комиссарова настаивает на необходимости разграничения рассматриваемых понятий в области гражданского законодательства. Она полагает, что основные начала являются разновидностью нормативных гражданско-правовых принципов, относящихся к числу законодательных новелл <1>. ——————————— <1> Под основополагающими началами Е. Г. Комисарова понимает «выкристаллизовавшиеся» в процессе законотворчества, нормативно оформленные, основополагающие, заглавные идеи, носящие характер фундаментальных и опорных для всего гражданско-правового регулирования и несущие в своем содержании информацию о способах, свойствах и признаках правового регулирования в сфере имущественных и личных неимущественных отношений (равенство участников отношений, свобода договора, недопустимость злоупотребления гражданскими правами, беспрепятственная реализация гражданских прав). Они рассматриваются автором как «правила применения всех иных правил», а потому им придается значение исходных постулатов для всего процесса гражданско-правового регулирования».

В систему основных начал гражданского законодательства должны входить лишь те, которые, во-первых, в равной степени пронизывают все институты гражданского права, а не какую-то одну его ограниченную сферу (подотрасль, институт). Во-вторых, эти начала, будучи «впечатанными» в текст норм ГК РФ, должны характеризовать именно сферу гражданско-правового регулирования, а не сферу частного права в целом. В-третьих, каждое начало способно нести самостоятельную функциональную нагрузку, связанную с его конструктивной, правоприменительной и правовосполнительной функциями. Согласно выделенным критериям к числу основных начал гражданского законодательства Е. Г. Комиссарова относит не все введенные в ст. 1 ГК РФ, а лишь следующие: равенство участников гражданских правоотношений, свободу договора, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, недопустимость злоупотребления гражданскими правами. Именно эти основные начала, по мнению автора, максимально «приурочены» к специальному регулированию имущественных отношений, синтезируют формализованный минимум объективных и неизбежных правовых ценностей в структуре всего гражданского законодательства. По их содержательной стороне им нельзя найти аналога в других отраслях, а потому они не могут быть ни общеправовыми, ни межотраслевыми. Понятия, воплощенные в этих основных началах, имеют собственно цивилистический смысл и соответствуют всем постулатам имущественных отношений, при существовании которых они только и возможны <2>. ——————————— <2> Там же. С. 18, 19.

Начала, не отвечающие приведенным критериям, Е. Г. Комиссарова относит к субпринципам, т. е. производным (не основным) началам, не обладающим значением заглавных постулатов для всего гражданского права, а характеризующим лишь определенную его область. К числу таких начал она относит принцип неприкосновенности собственности, судебной защиты нарушенных прав, принцип стабильности договора и принцип сотрудничества и взаимопомощи участников гражданских правоотношений. Представленная точка зрения, на наш взгляд, конечно, имеет право на существование. Полагаем, что введение в ГК РФ понятия «основные начала» наряду с понятием «принцип» не случайно, о чем свидетельствует и анализ положения ч. 2 ст. 6 ГК РФ, согласно которой права и обязанности сторон при невозможности использования аналогии закона определяются основными началами, смыслом гражданского законодательства и требованиями добросовестности, разумности и справедливости. Следует согласиться и с тем, что понятия, воплощенные в основных началах, имеют собственно цивилистический смысл или максимально «приурочены» к специальному регулированию гражданских правоотношений <3>. ——————————— <3> См.: Кондратюк Д. Л. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России (на примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 56.

Является ли принцип добросовестности принципом права? Одним из признаков правового принципа выступает его нормативное закрепление. Принцип добросовестности закреплен во многих нормах гражданского законодательства: в Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах «Об акционерных обществах», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О рынке ценных бумаг», «О рекламе» и т. д. <4>. ——————————— <4> См.: Булгаков В. В. Концепция справедливости в праве: Дис. … канд. юрид. наук. Тамбов, 2001. С. 6.

Вообще связь правовых принципов с закономерностями общественного развития дает возможность объяснить, почему правовой принцип — это не какое-либо частное правило, а основное, ведущее начало в праве, дающее возможность обосновать известную стабильность правовых принципов в сравнении с относительной изменчивостью правовых норм; наконец, эта идея дает объективный критерий для выявления и объяснения правовых принципов данной системы, отрасли или института права. При этом, однако, на вопрос о том, каков характер взаимосвязи правовых принципов с закономерностями общественного развития, отвечают по-разному. По мнению проф. С. Н. Братуся, «принцип — это ведущее начало, закон данного движения материи или общества, а также явлений, включенных в ту или иную форму движения», принцип — это «движущая сила или закон, относящийся именно к данной группе однородных социальных явлений» <5>. ——————————— <5> См.: Братусь С. Н. Принципы советского гражданского права // Правоведение. 1960. N 1. С. 48; Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Госюриздат, 1963. С. 135.

Принципиально новое здесь состоит, следовательно, в том, что принцип рассматривается не как категория идеологическая, выработанная сознанием, а как объективная закономерность, свойственная определенному явлению или группе явлений. Применительно к праву это должно, по-видимому, означать, что правовые принципы не что иное, как объективные закономерности развития права, и задача исследователя состоит в том, чтобы эти закономерности открыть. Познанная в процессе научного исследования и общественной практики такая закономерность (принцип) может и должна быть использована для совершенствования тех или иных общественных отношений. К сожалению, проф. С. Н. Братусь не приводит каких-либо доказательств в подтверждение этой своей позиции, а, высказав такое предположение, в дальнейшем исходит из него как из аксиомы, перелагая бремя доказывания на читателя. Между тем едва ли можно признать такую позицию бесспорной. Ведь если «закон движения материи» и принцип — это одно и то же, то дело сводится лишь к замене одного термина другим. Не проще ли при таком положении вообще отказаться от понятия принципа и просто исследовать «законы движения» такой «материи», как право? Иначе представляет себе взаимосвязь объективных закономерностей и правовых принципов проф. Н. Г. Александров. По его мнению, «основные социалистические правовые принципы отражают главные объективные закономерности социалистического строительства» <6>, иначе говоря, правовой принцип понимается как юридическое выражение закономерностей общественного развития <7>. Такое решение представляется более приемлемым. ——————————— <6> См.: Основы теории государства и права / Под ред. проф. Н. Г. Александрова. М., 2005. С. 205. <7> Следует отметить, что к тому же выводу пришел и проф. С. Н. Братусь, когда он от общих рассуждений о понятии принципа переходит к конкретному анализу. В связи с этим чрезвычайно важным представляется его вывод о том, что принципы гражданского права есть юридическое выражение экономических закономерностей развития общества. См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. С. 138.

Что же такое правовые принципы и каковы их основные признаки? 1. Правовые принципы относятся к области правовых явлений. И, как всякое иное правовое явление, правовые принципы есть категория надстроечного порядка, составная часть правовой надстройки. Правовая надстройка включает в себя правовые взгляды и правовые учреждения. В свою очередь, правовые взгляды не что иное, как совокупность правовых идей, категорий, принципов, представлений о том, каково есть и каким должно быть право. Из этого следует, что правовые принципы — это явление идеологического порядка, продукт творческой, сознательной деятельности людей. Именно эту сторону подчеркивает К. Маркс, когда он в «Нищете философии» обращает внимание на беспочвенность утверждений Прудона о «неизменных законах», «вечных принципах» и т. п. «Те же самые люди, — пишет К. Маркс, — которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям» <8>. ——————————— <8> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 133.

Принцип, как пишет Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», есть «заключительный результат исследования», следовательно, результат научных выводов. Это научные абстракции реальных общественных отношений. «Принципы верны лишь постольку, — говорит Ф. Энгельс, — поскольку они соответствуют природе и истории. Таково единственно материалистическое воззрение на предмет» <9>. ——————————— <9> Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Госполитиздат, 1950. С. 34.

Все это в полной мере относится и к правовым принципам, которые (по крайней мере, в своем возникновении) представляют собой идеологические категории, положения, вырабатываемые юридической наукой и общественной практикой на основе познания реальной действительности. Правовые принципы есть важнейшие, руководящие правовые идеи, составляющие основу правовых взглядов господствующего класса (а в социалистическом обществе — взглядов всего советского народа) <10>. ——————————— <10> Именно поэтому прежде всего нельзя согласиться с идеей проф. С. Н. Братуся о том, что принципы есть «законы движения материи». Законы движения материи есть категории объективные, существующие независимо от нашего сознания. Отождествить их с принципами — значит, говоря словами Ф. Энгельса, «подсовывать природе сознательный образ действия».

2. Правовая надстройка в конечном счете является выражением экономических отношений данного общества. При этом характер влияния экономического строя общества на правовую надстройку таков, что сначала экономические отношения находят свое выражение в сознании господствующего класса в виде политических, правовых, моральных представлений, идей, категорий и принципов, а затем соответственно этим взглядам создается определенная система, отрасль или институт права. Выработанные правовой наукой и общественной практикой принципы составляют основу, скелет, основные направления определенной системы, отрасли или института права. Система права, ее отдельная отрасль или институт не могут быть созданы надлежащим образом, если законодатель не будет руководствоваться определенными принципами. «В современном государстве, — пишет Ф. Энгельс, — право не только должно соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть его выражением внутренне согласованным, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий» <11>. Эта «внутренняя согласованность» данной системы, отрасли или института права достигается именно в силу того, что формулирование всех правовых норм данной системы, отрасли или института права подчинено единым руководящим идеям, единым принципам. ——————————— <11> Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1948. Т. II. С. 473.

Отсюда вытекает важный вывод о том, что всякая кодификация законодательства не должна быть поспешной. Здесь нет места волюнтаристским идеям. Научная разработка и всестороннее обсуждение основных принципов построения данной системы, отрасли или института права есть основное условие создания всякой системы права, ее отраслей и институтов. Однако руководящие идеи, принципы, выработанные правовой наукой и общественной практикой и составляющие основу правовых взглядов, все же нельзя назвать правовыми принципами, так как они сами по себе не обладают той степенью обязательности, которая свойственна праву. Но эти руководящие идеи, как и правовые взгляды в целом, находят свое выражение в праве <12>. Но независимо от формы их выражения в праве правовые принципы в силу такого правового закрепления становятся выражением государственной воли <13>, приобретают общеобязательный характер требований, соблюдение которых обеспечивается государством. Именно эта общеобязательность принципов, приобретенная ими в силу правового их закрепления, придает им силу правовых принципов. ——————————— <12> Причем закрепление этих принципов в праве осуществляется в различных формах: в форме самостоятельной правовой нормы общего характера, в форме основной идеи, пронизывающей группу норм, институт, отрасль или даже всю систему права в целом и, наконец, в форме правовых предписаний ненормативного характера, например путем формулирования правового принципа в преамбуле закона. <13> Нельзя в связи с этим согласиться с А. Ф. Шебановым в том, что «государственная воля правящего класса — это и есть право» (см.: Шебанов А. Ф. О понятиях источника права и формы права // Правоведение. 1965. N 4. С. 28). Право есть одна из форм выражения этой воли, если хотите, основная форма выражения этой воли, но не сама воля.

3. В правовой литературе общепризнано, что правовые принципы — не обычные правила поведения, а основные, руководящие положения права. Но чем же определяется руководящий характер правовых принципов? Руководящий характер правовых принципов определяется тем, что они являются юридическим выражением основополагающих идей власть имущих в области правового регулирования общественных отношений. Но основополагающие идеи не падают с неба. Они являются отражением важнейших сторон общественной жизни и прежде всего объективных закономерностей и тенденций общественного развития, а в конечном счете объективных экономических законов общества. Отсюда следует, что всякие руководящие положения, в том числе правовые принципы, будут верны и максимально эффективны лишь постольку, поскольку они будут правильно отражать эти закономерности. Гражданское право представляет собой одну из отраслей права, наиболее тесно связанных с экономикой. Причем в сфере гражданских правоотношений экономические и правовые явления настолько тесно переплетаются, что это дало возможность Ф. Энгельсу говорить о «непосредственном переводе экономических отношений в правовые принципы» именно применительно к гражданскому праву. Такая тесная связь гражданского права с экономикой породила неправильное представление о том, будто принципами гражданского права могут быть сами объективные экономические законы. Именно на этот недочет в исследовании правовых принципов обратил внимание проф. С. Н. Братусь, давший вместе с тем блестящий анализ соотношения экономических законов и правовых принципов <14>. ——————————— <14> См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. С. 138.

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы. Во-первых, принцип доброй совести является принципом гражданского права, направленным на достижение равновесия интересов между субъектами отношений. Содержанием принципа является обязанность субъекта, приобретающего и реализующего свои права и обязанности, проявлять должную заботливость о правах и интересах других участников гражданского оборота. Действие данного принципа проявляется в первую очередь в регулировании многосторонних отношений, в связи с этим указанный принцип ограничивает действие принципа свободы договора. К наиболее важным функциям принципа доброй совести следует отнести выступление его в качестве оценочного критерия поведения участников гражданско-правовых сделок, а также в качестве одного из источников права, необходимого для выяснения содержания гражданских правоотношений. Во-вторых, осмысление понятия добросовестности в российском гражданском праве протекает во многом именно через призму отдельных институтов виндикации, приобретательной давности, злоупотребления правом и др. Самостоятельные его исследования стали проводиться учеными в последнее время. В этой связи нельзя не отметить вклад таких авторов, как В. А. Белов, Е. В. Богданов, Т. Ю. Дроздова, В. И. Емельянов, Д. Л. Кондратюк, С. А. Краснова, К. И. Скловский, А. А. Чукреев, Л. В. Щенникова. В-третьих, в российской науке гражданского права до настоящего времени не проводились исследования, направленные на анализ возможностей признания и использования в Российской Федерации зарубежных достижений в указанной области, а также на определение места российской концепции добросовестности в мировой юридической науке. В-четвертых, недостаточной является разработка теоретического обоснования причин, целей и логики использования законодателем понятия добросовестности, а также полностью отсутствующей разработка тех положений, которые не используют указанное понятие, но по сущности и целям отражают его содержание.

——————————————————————