Правовые вопросы ремонта сложной техники в условиях таможенных режимов
(Истомин С. И.) («Закон», 2008, N 8)
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА СЛОЖНОЙ ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ
С. И. ИСТОМИН
Истомин Сергей Иванович, кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются способы идентификации таможенными органами ввезенных товаров в продуктах их переработки, а также иные сложные вопросы, возникающие в условиях недостаточного законодательного регулирования отношений, связанных с ввозом и вывозом товаров, которые используются в качестве комплектующих частей в производимых в России сложных технических изделиях.
Современные технические изделия характеризуются наличием в них многих комплектующих блоков, узлов, агрегатов, которые делают данные изделия более функциональными, более удобными в эксплуатации, в конечном итоге более широкими в использовании на практике. Такие сложные изделия, как авиационная техника, морские (речные) суда и т. д., состоят из множества комплектующих, которые, в свою очередь, также являются многокомпонентными. Изготовление наукоемкой продукции, как показывает хозяйственная практика, возможно при участии достаточно широкого круга предприятий, в том числе и иностранных, с использованием таможенного режима переработки на таможенной территории, при котором ввезенные иностранные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока для целей проведения операций по переработке товаров. В условиях обостряющейся конкуренции покупатель определяет условия совершаемых сделок, в связи с чем предъявляются повышенные требования к надежности и качеству приобретаемой техники. Условия сделок предусматривают установку в процессе изготовления российским предприятием приобретаемой иностранным покупателем техники комплектующих, разработанных и произведенных конкретным иностранным предприятием. Со стороны покупателей стали выставляться требования об адаптации поставляемой техники к условиям того или иного конкретного региона или страны, что вызывает дополнительную необходимость установки комплектующих, в том числе иностранных, с учетом пожеланий покупателя. Статья 176 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) устанавливает, что изготовление новых товаров возможно путем монтажа товаров, т. е. ввезенные товары устанавливаются на конечной продукции. Условия, содержащиеся в ст. 173 ТК РФ, определяют существо режима переработки на таможенной территории, но ТК РФ перечисляет также условия, которые можно отнести к организационным, позволяющим осуществление таможенного контроля. Такие условия перечислены в ст. 174 ТК РФ, одним из них является то, что переработка допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки за некоторым исключением. Таким образом, при осуществлении таможенного контроля таможенные органы должны убедиться в том, что ввезенные иностранные товары установлены на конечной продукции в рассматриваемом режиме. Идентификация определяется как мера, применяемая таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществляемая путем установления совпадений (тождества) конкретного объекта по совокупности общих и частных признаков методом сравнительного исследования <1>. ——————————— <1> Толковый словарь таможенного права / Под ред. проф. А. Н. Козырина. М., 2006. С. 135.
Сравнительное исследование при проведении идентификации предполагает использование ряда способов, поскольку характер перемещаемых товаров носит разнообразный характер. Статья 175 ТК РФ предусматривает такие способы, как: 1) проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары; 2) подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе; 3) сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки; 4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров. Приведенные способы идентификации основаны на визуальном исследовании товаров, за исключением третьего способа, связанного с исследованием проб и образцов. Увеличение комплектующих в составе конечной продукции оказывает в определенной мере влияние на организацию таможенного контроля использования ввезенных товаров, так как часть комплектующих может монтироваться в труднодоступных местах, что вызывает трудности в их визуальном осмотре и проведении идентификации. Достаточно заглянуть под капот современного автомобиля, чтобы убедиться в этом. Еще более сложной является идентификация ввезенных товаров в таком продукте переработки, как авиационная техника. В таких случаях ТК РФ предусматривает, что по запросу заявителя и с согласия таможенного органа идентификация может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров (п. 3 ст. 175 ТК РФ). Способ идентификации предлагается заявителем при обращении в таможенный орган насчет получения разрешения на переработку, но приемлемость заявленного способа идентификации устанавливается таможенным органом, который принимает во внимание характер товаров и совершаемых операций по переработке. Таким образом, способы идентификации достаточно разнообразны и зависят от конкретных обстоятельств. Анализ перечня способов позволяет сделать вывод о наличии простых способов (проставление печатей) и сложных с точки зрения организации таможенного контроля, например контроль во время совершения операций по переработке, что возможно в присутствии должностного лица таможенного органа при выполнении технологических операций. Любой из предложенных заявителем способов идентификации рассматривается таможенным органом, который и принимает решение о его согласовании. Следует отметить, что положение, содержащееся в п. 3 ст. 175 ТК РФ о приемлемости заявленного способа идентификации, носит неопределенный характер, поскольку не содержит каких-либо критериев, которыми должны руководствоваться должностные лица таможенных органов. Особенно это относится к такому способу идентификации, как осуществление таможенного контроля во время совершения операций по переработке. ТК РФ не раскрывает даже в самых общих чертах порядок проведения указанного контроля. С учетом такой неопределенности таможенный орган по своему усмотрению подходит к определению способа идентификации. Использование в режиме переработки на таможенной территории иностранных комплектующих связано в ряде случаев с поставкой некондиционных комплектующих, т. е. не отвечающих качеству, которому согласно условиям контракта они должны соответствовать. Поставка таких комплектующих вызывает необходимость их возврата для ремонта или замены на кондиционные, что предусматривается условиями контракта. В контракте возможны условия, когда покупатель должен вернуть продавцу некондиционный товар для исследования, регулировки, ремонта. Такие условия могут вызываться высокой стоимостью поставленного товара, изготовлением его в ограниченном количестве только по заказам, исключительным положением продавца на рынке и т. д. Поставка некондиционного товара вызывает вопрос о применении таможенных режимов при возврате товаров. Пункт 2 ст. 156 ТК РФ предоставляет право лицам в любое время выбрать любой таможенной режим или изменить его на другой в соответствии с положениями ТК РФ. При поставке некондиционного товара, продекларированного в режиме переработки, возможно изменение режима. Какой режим в таком случае подлежит применению? Вывоз товаров с таможенной территории России возможен с использованием таких таможенных режимов, как переработка вне таможенной территории и реэкспорт. При наличии в условиях контракта положений о возврате некондиционного товара продавцу для последующего ремонта на практике предлагается воспользоваться режимом переработки вне таможенной территории. Данный режим предполагает вывоз товаров с таможенной территории России для проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Для открытия режима переработки вне таможенной территории необходимо соблюдение условий, содержащихся в ст. 198 ТК РФ: 1) рассматриваемая переработка допускается с разрешения таможенного органа; 2) возможность проведения идентификации вывезенных товаров в продуктах переработки за некоторыми исключениями. Еще одним важным условием является то, что для помещения товаров под данный режим товары должны иметь для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении, т. е. товары используются в обороте на таможенной территории России без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством, которые следует отличать от запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В то же время допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, если операцией по переработке является ремонт. Выпуск в свободное обращение также предполагает помещение товаров под таможенный режим, так как в соответствии с п. 1 ст. 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию России влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов. ТК РФ в подразд. 2 перечисляет таможенные режимы, в которых товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории России: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) реимпорт; 3) отказ в пользу государства. Таким образом, при оценке возможности помещения некондиционного товара под режим переработки вне таможенной территории для его ремонта с учетом положений, содержащихся в ТК РФ, можно сделать вывод, что указанный товар должен быть помещен под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, но не под режим переработки на таможенной территории. Такой вывод вытекает из анализа положений п. 3 ст. 198 ТК РФ. В качестве примера выпуска в свободное обращение в рамках режима выпуска для внутреннего потребления можно привести положения Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе». Статья 35 названного Закона, в частности, предусматривает освобождение от таможенной пошлины товаров, ввозимых на таможенную территорию России в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия). Налоговый кодекс Российской Федерации также предусматривает ввоз товаров на территорию России, не подлежащий налогообложению. Так, в соответствии со ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Перечисленные ввозимые товары будут выпущены в режиме для внутреннего потребления с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Следует отметить, что в соответствии со ст. 164 ТК РФ товары, помещенные под режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус находящихся в свободном обращении после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску в соответствии со ст. 151 ТК РФ, т. е. они остаются иностранными товарами, находящимися под таможенным контролем, что рассматривается как ограничение с точки зрения таможенного законодательства. Ограничение связывается с тем, что условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Если принять во внимание п. 3 ст. 198 ТК РФ, предусматривающий возможность помещения под режим переработки вне таможенной территории товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, то можно сделать вывод о том, что такие льготы содержатся и в таможенном законодательстве, в частности в положениях о режиме переработки на таможенной территории, поскольку в них речь идет об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов. Таким образом, в ст. 164, 198 ТК РФ содержатся противоречия, которые можно было устранить, если выпуск товаров в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов рассматривать как подвид режима выпуска для внутреннего потребления с соответствующим дополнением ст. 164 ТК РФ. Кроме того, следует иметь в виду, что для получения разрешения на переработку вне таможенной территории заинтересованное лицо должно обратиться в таможенный орган с заявлением, которое должно содержать сведения, перечисленные в ст. 204 ТК РФ, подтвержденные соответствующими документами. Сбор таких документов требует определенного времени. Рассмотрение заявления также проходит в установленные срок (до 30 дней с возможным продлением до двух месяцев). Таким образом, помещение товара под режим переработки вне таможенной территории занимает достаточно большой промежуток времени, что делает его непривлекательным с точки зрения оперативности. Поставленный некондиционный товар можно возвратить продавцу путем помещения данного товара под режим реэкспорта, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию России, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Под режим реэкспорта помещаются товары, имеющие статус иностранного, т. е. товары, не являющиеся российскими. Товар, помещенный под режим переработки на таможенной территории, по своему статусу является иностранным, поэтому с этой стороны препятствий для реэкспорта не имеется. В рассматриваемом случае для помещения товара под режим реэкспорта ТК РФ не устанавливает каких-либо дополнительных условий, поэтому данный режим наиболее отвечает возврату некондиционного товара продавцу. Следует добавить, что создание нового товара возможно с использованием комплектующих, приобретенных у иностранного продавца, продекларированных в режиме выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин, налогов и соблюдением ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Поставленный в данном режиме некондиционный товар также может быть возвращен продавцу с помещением товара в режим реэкспорта, если установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям контракта по количеству, качеству, описанию или упаковке. При этом необходимо соблюдение следующих условий: 1) товары не использовались и не ремонтировались в России, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров; 2) товары могут быть идентифицированы таможенными органами; 3) вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения. Для возврата некондиционного товара необходима большая детализация состава компонентов (модулей), входящих в тот или иной блок (агрегат, систему), с тем, чтобы можно было возвратить именно данный компонент, а не весь блок, но при этом следует иметь в виду требование режима реэкспорта о возможности идентификации, так как вывозится ранее ввезенный товар. Рассмотренные вопросы должны приниматься во внимание при проработке внешнеторгового контракта, в котором должны учитываться требования национального таможенного законодательства.
——————————————————————