О правовом содержании разрешения в таможенных режимах переработки
(Истомин С. И.) («Таможенное дело», 2009, N 3)
О ПРАВОВОМ СОДЕРЖАНИИ РАЗРЕШЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМАХ ПЕРЕРАБОТКИ
С. И. ИСТОМИН
В настоящее время проводится разработка положений проекта Таможенного кодекса, который будет действовать на таможенной территории Таможенного союза «Республика Казахстан — Республика Беларусь — Российская Федерация». В ходе разработки проекта Таможенного кодекса важно учесть ошибки и противоречия, содержащиеся, в частности, в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ), что будет способствовать регулированию правоотношений, возникающих при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и вне таможенной территории относятся к экономическим режимам и находят широкое использование в хозяйственной практике, поскольку значительное количество машинно-технической продукции российского происхождения в предшествующие годы было экспортировано в зарубежные страны, российские предприятия участвуют в международной кооперации, получая от иностранных поставщиков разнообразную продукцию. Эксплуатация техники требует ее ремонта, модернизации, что в определенных случаях возможно в условиях производственной базы, находящейся в России или в стране изготовителя продукции. Выполнение таких работ предполагает использование режимов переработки на таможенной территории или вне таможенной территории. Главным критерием для предприятия в целях оценки регулирующего воздействия таможенного законодательства является время, требуемое для выполнения формальностей, сопровождающих помещение товаров под режимы переработки. Необходимость сокращения потерь времени имеет значение для всех предприятий, поскольку выполнение принятых на себя обязательств происходит в определенные сроки, срыв которых влечет за собой наступление штрафных санкций. Для ряда предприятий сокращение временных затрат имеет особое значение, например для предприятий авиационной отрасли, т. к. простой дорогостоящей авиационной техники влечет за собой значительные убытки. В связи с этим ускорение процесса ремонта, поставки запасных частей приобретает исключительное значение для сохранения рынков российских товаров. Острота конкурентной борьбы характеризуется следующим примером: всемирно известная фирма «Боинг» гарантирует заказчику поставку запасных частей в течение 72 часов. Очевидно, что национальное законодательство способствует таким гарантиям. Потребность в ремонте, поставке запасных частей заказчикам, которым в предшествующие годы поставлена российская машинно-техническая продукция, весьма значительна. Кроме поставки запасных частей возникают вопросы модернизации техники, проведения ремонта как конечной продукции, так и отдельных агрегатов, блоков, систем. Нормы, регулирующие вопросы переработки, содержатся в гл. 19 ТК РФ (§ 1), которая определяет содержание рассматриваемого таможенного режима; раскрывает операции по переработке, включающие: 1) собственно переработку или обработку товаров; 2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров; 3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств; 4) переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. Зачастую машинно-техническая продукция состоит из большого количества узлов, блоков, агрегатов, в изготовлении которых принимают участие десятки предприятий, выполняющие впоследствии ремонтные работы при их отказах. В то же время обязательства по ремонту всех составляющих указанной продукции несет головное предприятие, осуществляющее ее сборку и продажу, которое получает изделия для ремонта и передает их предприятиям-изготовителям. В условиях постоянной работы такого предприятия по исполнению обязательств по ремонту, являющемуся одним из основных направлений его деятельности, приходится в каждом конкретном случае при необходимости ремонта любого изделия оформлять разрешение в таможенном органе на переработку на таможенной территории, которое в соответствии с п. 1 ст. 173 ТК РФ выступает одним из требований для помещения товаров под данный режим, с получением которого допускается переработка. Оформление разрешения влечет временные потери, в то время как основная цель предприятия — сократить время простоя техники. Срок переработки исходя из срока проведения технологических операций, связанных с проведением ремонтных работ, в условиях некоторых отраслей промышленности составляет от 30 до 90 дней, в то же время с учетом времени, необходимого для таможенного оформления, в договоры с иностранным партнером закладывается срок до 6 месяцев. Это вызывается следующими обстоятельствами. Общий порядок таможенного оформления переработки сводится к подаче заявления с целью получения разрешения на переработку товаров. Форма заявления и форма представления содержащихся в нем сведений определяются Федеральной таможенной службой, однако форма заявления до настоящего времени не утверждена. В соответствии со ст. 180 ТК РФ заявление должно содержать определенные сведения: — о заявителе; — о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров; — о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках; — об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения; — о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров; — о норме выхода продуктов переработки; — о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки; — о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами; — о сроке переработки товаров. Перечень указанных сведений дополняется Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 1014 «О выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории» <1>. Дополнения относятся к сведениям о заявителях, о которых следует сообщить полное наименование, ОГРМ, КПП, ИНН, местонахождение и почтовый адрес, название банков, расчетный и валютный счета, МФО, телефон, телекс, факс. ——————————— <1> Российская газета. N 257. 2003. 23 дек.
Если операции по переработке осуществляет не заявитель, должны быть указаны сведения о лице (лицах), непосредственно осуществляющем операции по переработке (полное наименование организации-переработчика, ОГРН, местонахождение и почтовый адрес, телефон, телекс, факс). Сведения о товарах должны включать в себя наименование, код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД), количество, стоимость в долларах США, таможенный орган, в котором предполагается производить таможенное оформление товаров для переработки, реквизиты договора, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию. Норма выхода продуктов переработки должна быть основана на соответствующем расчете с указанием производственных потерь, наименования продуктов переработки по ТН ВЭД России и количества. Сведения о продуктах переработки должны содержать наименование, код по ТН ВЭД России, количество, стоимость в долларах США, код таможенного режима, в соответствии с которым предполагается производить таможенное оформление, таможенный орган, в котором предполагается осуществлять таможенное оформление. Об отходах переработки должны быть указаны сведения о наименовании, коде по ТН ВЭД России, количество, стоимость в долларах США, код таможенного режима, в соответствии с которым предполагается производить таможенное оформление. Об остатках следует сообщить их наименование, код по ТН ВЭД России, количество, стоимость в долларах США, код таможенного режима, в соответствии с которым предполагается производить таможенное оформление. К заявлению для получения разрешения на переработку должны быть приложены документы, подтверждающие сообщенные сведения, т. е. для подачи заявления и сбора необходимых документов требуется соответствующее время. Таможенный орган согласно п. 3 ст. 180 ТК РФ рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия, данный срок может быть продлен до двух месяцев. Таким образом, срок для сбора требуемых документов, подачи заявления, его рассмотрения может быть более двух месяцев, что оказывает влияние на общий срок ремонтных работ, увеличивая его. Как показывает практика, срок собственно ремонта зачастую равен времени для прохождения таможенных формальностей. При таком положении возникает необходимость в установлении более простого порядка прохождения таможенного оформления. При первом рассмотрении п. 4 ст. 180 ТК РФ создается впечатление, что такой упрощенный порядок таможенного оформления переработки предусматривается, он сводится к тому, что в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, т. е. без подачи отдельного заявления в таможенный орган и получения разрешения на переработку, но при этом необходимо соблюдение нескольких условий. Использование таможенной декларации в качестве заявления возможно в случае, если: — целью помещения товаров под таможенный режим переработки является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе; — таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки, не превышает 500 тысяч рублей; — под таможенный режим переработки помещаются остатки ранее вывезенных товаров в соответствии с п. 1 ст. 184 ТК РФ. Если в качестве заявления на переработку используется таможенная декларация, срок его рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный п. 1 ст. 359 ТК РФ, т. е. не позднее 3 рабочих дней со дня принятия декларации, представления документов и предъявления товаров. Такой подход к таможенному оформлению переработки способствует сокращению сроков прохождения таможенных формальностей по отношению к общему порядку, связанному с подачей заявления и получением разрешения на переработку, в чем крайне заинтересованы предприятия — изготовители техники. В то же время возникают вопросы по применению на практике положений, содержащихся в п. 4 ст. 180 ТК РФ. Прежде всего, применение рассматриваемых положений о переработке, предусматривающих условия при подаче декларации без получения разрешения на переработку, возможно в совокупности или при наличии одного условия? Если рассматривать каждое условие отдельно, т. е. в качестве самостоятельного, то каким образом реализовать положение об остатках? Если достаточно одного условия, то при переработке, заключающейся в ремонте, вообще не нужно заявления на переработку (во всех случаях). Таким образом, положения, которые внешне направлены на упрощение процедуры таможенного оформления, на практике вызывают вопросы. Между тем анализ приведенных положений приводит к выводу, что для применения данного пункта ст. 180 ТК РФ необходимо наличие всех трех условий одновременно, т. е., по существу, рассматриваемая норма может применяться в очень ограниченных случаях. Следует иметь в виду, что норма, содержащаяся в п. 4 ст. 180 ТК РФ, сформулирована таким образом, что ее применение возможно только при декларировании остатков, два предыдущих условия также относятся к декларированию остатков. Безусловно, что декларирование остатков должно осуществляться в более простом порядке, но ремонт требует такого же подхода. Как показывает практика, формулировка нормы, содержащейся в п. 4 ст. 180 ТК РФ, трактуется таможенными органами неоднозначно: одни таможенные органы считают, что применение нормы возможно при наличии всех условий, другие — при наличии одного из трех. Такое положение предоставляет таможенным органам произвольно применять рассматриваемую норму. Представляется, что рассматриваемые три условия должны иметь самостоятельное значение, тогда использование в качестве заявления декларации возможно во всех трех случаях, таким образом, таможенные формальности можно будет осуществлять в более простом порядке, что окажет влияние на сокращение общего срока ремонта. Ремонт должен оформляться в таможенном отношении в предельно упрощенном порядке, вне зависимости от стоимости вышедшего из строя блока, агрегата. Необходимо отметить, что п. 4 ст. 180 ТК РФ предусматривает еще два условия, при наличии которых данная норма может применяться. Использование в качестве заявления декларации возможно при условии, что при ввозе товаров и последующем вывозе продуктов их переработки они предъявляются одновременно и декларируются одному и тому же таможенному органу. Данные требования еще более сужают возможность применения рассматриваемой нормы. Следует дополнительно остановиться на требовании одновременного предъявления и декларирования при ввозе товаров и последующем вывозе продуктов переработки. Каким образом возможно осуществить одновременное предъявление и декларирование при ввозе товаров и вывозе продуктов переработки? Одновременное предъявление одному и тому же таможенному органу ввозимых товаров и вывозимых продуктов переработки в ряде случаев не представляется возможным, поскольку переработка зависит от места нахождения производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров. Если обратиться к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, то в стандартном правиле 19 гл. 1 специального приложения F содержится следующее положение: предусматривается, что компенсирующие продукты могут быть вывезены через иной таможенный орган, нежели тот, через который товары, помещенные под режим переработки на таможенной территории, были ввезены. Как показывает практика, при использовании таможенной декларации в качестве заявления по требованию таможенных органов декларант одновременно с декларацией представляет письменное обращение о разрешении оформить товар в режиме переработки на основе декларации, в котором указываются сведения, излагаемые в заявлении, т. е. такое обращение является, по существу, заявлением. Таким образом, на сегодняшний день несовершенство законодательства вызывает необходимость во всех случаях обращаться в таможенный орган за получением разрешения. Между тем переработка, как указывалось выше, предполагает выполнение ремонтных операций, проведение которых во многих случаях вызывает прекращение эксплуатации техники, поэтому сокращение срока ремонта является первостепенной задачей, особенно это касается гарантийного ремонта. В то же время подход к рассмотрению заявления одинаков, что к гарантийному ремонту, что к послегарантийному ремонту, что к выполнению других операций, включенных в переработку. Практика показывает, что заявления на ремонт, включая гарантийный, рассматриваются таможенными органами в пределах 27 — 28 дней. Современное производство высокотехнологичной продукции невозможно без кооперационных связей, в которых все более активно принимают участие иностранные фирмы, поставляющие российским предприятиям необходимые компоненты для ее изготовления, включая комплектацию изделия, и необходимое оборудование. С использованием иностранной продукции возникает необходимость проработки условий, связанных с ремонтом такой продукции, который может быть проведен в целом ряде случаев только на производственной базе предприятия-изготовителя, что вызывает перемещение ее через таможенную границу с прохождением таможенного контроля. Ремонт продукции, приобретенной у иностранного поставщика, возможен с использованием таможенного режима переработки вне таможенной территории, положения которого и его значение предлагается рассмотреть с учетом имеющейся практики. Переработка вне таможенной территории представляет собой таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Важным содержанием данного режима является то, что товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При ввозе продуктов переработки предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. В остальных случаях предоставляется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, определенном ст. 207 ТК РФ. ТК РФ перечисляет также условия, которые можно отнести к организационным, позволяющие осуществление таможенного контроля. Такие условия перечислены в ст. 198 ТК РФ, одним из которых является то, что переработка допускается при наличии разрешения таможенного органа и если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки, за некоторым исключением. Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории выдается декларанту на основании его письменного заявления, т. е. круг лиц, которые могут получить разрешение, ограничен. Указанными лицами могут быть только декларанты, признаки которых определены в ст. 126 ТК РФ. В соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 14 марта 2008 г. N 267 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории» для получения разрешения на переработку товаров декларант подает заявление на переработку товаров в таможню, в регионе деятельности которой он зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Форма заявления приведена в приложении N 1 к указанной Инструкции. Статья 204 ТК РФ устанавливает, что в заявлении должны содержаться следующие сведения: — о заявителе; — о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров, и его (их) местонахождении; — о товарах, предназначенных для переработки; — об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения; — о норме выхода продуктов переработки, если она установлена (п. 4 ст. 202) или если на день подачи заявления декларантом эта норма определена; — о продуктах переработки товаров и об их предполагаемом количестве; — о способах идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки; — о замене продуктов переработки иностранными товарами; — о сроке переработки товаров. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения. Приказ ФТС от 14 марта 2008 г. N 267 предусматривает представление документов, свидетельствующих о заключении внешнеэкономической сделки, включая изменения, дополнения, имеющие отношение к вывозимым на переработку товарам, в соответствии с которыми предполагается вывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров для переработки и осуществление операций по переработке товаров; заключений экспертных организаций, обладающих в соответствии с законодательством Российской Федерации правом на осуществление экспертной деятельности, в том числе таможенных лабораторий, основанные на конкретном технологическом процессе совершения операций по переработке, подтверждающие сведения, указанные в заявлении на переработку: а) о качестве товаров, вывозимых для переработки, и продуктов их переработки; б) о расчетах нормы выхода продуктов переработки; в) о возможности идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки по способу (способам), указанному декларантом в заявлении на переработку; г) о сроке переработки. Полный перечень документов содержится в приложении N 2 названной Инструкции. Таким образом, ряд сведений должен быть подтвержден заключением экспертных организаций, представления которых требуют таможенные органы. Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия. В течение указанного срока таможенный орган проверяет сведения, указанные в заявлении, а также принимает решение о согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров. Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия, т. е. рассмотрение заявления требует достаточно длительного времени. Данный срок можно сократить, если воспользоваться в качестве заявления таможенной декларацией на товары, что предусматривается ст. 204 ТК РФ, но при этом необходимо, чтобы товары вывозились одной партией, если: 1) целью помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе; 2) таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки вне таможенной территории, не превышает 500 тыс. рублей. При использовании в качестве заявления таможенной декларации срок его рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный п. 1 ст. 359 ТК РФ, т. е. не более трех рабочих дней. В указанном случае продукты переработки при их ввозе должны декларироваться тому таможенному органу, который выдал разрешение на переработку товаров. Использование при ремонте в качестве заявления таможенной декларации является более предпочтительным в связи с экономией значительного времени, но условия, его сопровождающие, существенно ограничивают такое право декларанта. Речь идет прежде всего о таможенной стоимости товаров, которая не должна превышать 500 тыс. рублей, что по нынешнему курсу валют составляет 14 — 15 тыс. долларов США, в то же время высокотехнологичная продукция, как правило, обладает более высокой стоимостью. Таким образом, разрешение таможенного органа является необходимым условием для ввоза или вывоза товаров для переработки. При рассмотрении заявления заинтересованного лица о выдаче разрешения таможенный орган проверяет соблюдение таможенного законодательства. Возможна ли такая проверка без подачи заявления? Как видно из изложенного, проверку соблюдения необходимых условий можно осуществлять при рассмотрении грузовой таможенной декларации. Наиболее сложными вопросами, о чем свидетельствует практика, являются срок переработки и норма выхода продукции. Срок переработки находит отражение в контрактных документах, к тому же действующее таможенное законодательство не отрицает проверку срока и при рассмотрении грузовой таможенной декларации. Сведения о норме выхода продукции могут вызвать необходимость представления дополнительных документов, включая экспертные заключения. Как указывалось выше, переработке подвергаются различные товары, операции по переработке также разнообразны, например, перерабатываться могут сырьевые товары, что потребует установления нормы выхода продукции. Переработка может заключаться в ремонте индивидуально-определенного товара (двигателя, станка), при котором возможен только стопроцентный выход продукции. При таком положении не требуется предварительного рассмотрения заявления заинтересованного лица о выдаче разрешения на переработку. Проверка других условий (идентификация товаров в продуктах переработки, вид предполагаемых к выполнению операций, срок переработки товаров), сопровождающих переработку, возможна при рассмотрении грузовой таможенной декларации. Анализ положений, содержащихся в ст. 180, 204 ТК РФ, позволяет сделать вывод, что ремонт при переработке требует более упрощенного подхода, чем при проведении других операций, перечисленных в ст. 176 ТК РФ, но применение упрощенного порядка оговорено рядом условий, которые, по существу, его отрицают. Так, при ввозе товаров для переработки и последующем вывозе продуктов их переработки они должны быть одновременно предъявлены с подачей декларации одному и тому же таможенному органу. Возможен ввоз для ремонта нескольких блоков, агрегатов с подачей одной декларации, в этом случае необходимо сгруппировать их в одну партию для вывоза. В то же время длительность ремонта может быть различной, что вызывается причинами неисправностей, категорией товаров и т. д. При существующих требованиях таможенного законодательства товары, отремонтированные в более краткие сроки, должны быть отправлены с товарами, на ремонт которых необходимо более длительное время. Исключение из нормативной базы приведенных выше ограничений не отразится на осуществлении таможенного контроля, но сократит время на сбор необходимых сведений и документов.
——————————————————————