Эквивалентная компенсация в таможенном законодательстве
(Истомин С. И.) («Таможенное дело», 2009, N 1)
ЭКВИВАЛЕНТНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
С. И. ИСТОМИН
Истомин С. И., кандидат юридических наук.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. <1> целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двигателестроения ставит создание высококонкурентной авиационной промышленности. Приоритетным направлением развития авиационной промышленности в числе других станет поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе развитие лизинга, распространение лизинга на поставки в рамках военно-технического сотрудничества, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции. В связи с этим представляет интерес современное состояние нормативной базы, регулирующей таможенные отношения в сфере ремонта российской авиатехники, поставленной иностранным заказчикам. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Ремонт авиационной техники, экспортированной иностранным заказчикам, возможен в условиях таможенного режима переработки на таможенной территории, в соответствии с которым ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок. Ремонт товаров является одной из операций по переработке товаров, который включает в себя восстановление товаров, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств (ст. 176 ТК РФ). Проведение ремонта требует определенного времени, в течение которого возможен простой дорогостоящей авиационной техники, что является нежелательным обстоятельством. Сокращение времени ремонта, исключение простоя авиационной техники повышает ее конкурентоспособность. Оптимальным вариантом для соблюдения указанного условия является эквивалентная компенсация, предусмотренная ст. 186 ТК РФ, под которой понимается замена ввезенных товаров, помещенных под режим переработки, другими товарами, с совпадающими с ввезенными товарами признаками, определенными указанной статьей. Эквивалентная компенсация допускает вывоз продуктов переработки до ввоза товаров для переработки. В соответствии с п. 1 ст. 173 ТК РФ одним из требований для помещения товаров под режим переработки на таможенной территории является наличие разрешения таможенного органа, с получением которого допускается переработка. Для получения разрешения на переработку в таможенный орган подается заявление, содержащее целый ряд сведений, в том числе о заявителе; предприятиях-смежниках, которые непосредственно могут совершать операции по переработке; о товарах, предназначенных для переработки; продуктах переработки; а также об отходах и остатках; об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения; о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке; о норме выхода продуктов переработки; о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки; о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами; о сроке переработки товаров. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные сведения. Приведенный объем сведений, содержащийся в ст. 179 — 180 ТК РФ, требует значительного времени для их сбора заинтересованным лицом и последующей проверки со стороны таможенного органа, который рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия. Можно воспользоваться указанным выше порядком для замены ввозимых с целью ремонта неисправных изделий на аналогичные до ввоза предназначенных для ремонта, т. е. прибегнуть к эквивалентной компенсации, которая призвана существенно сократить время на замену неисправных изделий. В соответствии со ст. 186 ТК РФ с разрешения таможенного органа ввезенные товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть заменены другими товарами, в том числе российскими, если они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами. Если эквивалентная компенсация разрешается, вывоз продуктов переработки допускается до ввоза товаров для переработки при условии наличия разрешения на переработку. Таким образом, возможность эквивалентной компенсации должна быть предусмотрена разрешением на переработку, которое выдается после рассмотрения заявления в порядке, рассмотренном выше. Следовательно, эквивалентная компенсация может быть использована в обычном порядке, т. е. с затратой значительного времени. Следует отметить, что ремонт ряда изделий может занимать от 1 до 30 дней, т. е. меньше чем подготовка документов к подаче заявления и рассмотрение заявления в таможенном органе. В научной литературе высказано мнение, что в рамках таможенного законодательства существует проблема, связанная с невозможностью проведения ремонта товара, ранее поставленного на экспорт, посредством эквивалентной замены на аналогичный исправный российский товар, в случае помещения его под таможенный режим переработки на таможенной территории <2>. И далее делается вывод, что положениями ТК РФ в рамках таможенного режима переработки товаров на таможенной территории не предусмотрены эквивалентная замена ввозимых для ремонта дефектных товаров на аналогичные российские и опережающий вывоз эквивалентных товаров без переработки. Позиция таможенных органов по данному вопросу весьма неоднозначная. ——————————— <2> См.: Турко А. Н. Актуальные проблемы использования эквивалентной компенсации при применении таможенного режима переработки на таможенной территории в отношении машиностроительной продукции военного назначения // Право и политика. 2007. N 12.
Для ответа на поставленные вопросы необходимо вновь обратиться к нормам, содержащимся в ст. 186 ТК РФ, которые регулируют отношения по эквивалентной компенсации. В соответствии с п. 1 указанной статьи с разрешения таможенного органа ввезенные товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть заменены другими товарами, в том числе российскими, если они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами. Пункт 4 той же статьи устанавливает: если эквивалентная компенсация разрешается, вывоз продуктов переработки допускается до ввоза товаров для переработки на таможенной территории при условии наличия разрешения на переработку. В таком случае таможенные органы устанавливают срок ввоза товаров. Таким образом, эквивалентная компенсация ТК РФ допускается, причем ст. 186 ТК РФ не делает каких-либо исключений для машинно-технической продукции, т. е. такая замена исходя из содержания ст. 186 ТК РФ возможна для всех товаров. Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», которым утверждено Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, предусматривает, что при выполнении гарантийных обязательств по контракту разрешается опережающий вывоз кондиционного имущества на замену дефектного, в том числе с заблаговременным (до получения рекламации) оформлением лицензии (п. 15) <3>, т. е. эквивалентная компенсация разрешается. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 2005. N 38. Ст. 3800.
Приказ ФТС от 15 сентября 2005 г. N 867 «Об утверждении Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории» <4> установил, что в соответствии со ст. 186 ТК РФ и Приказом ГТК России от 15 сентября 2003 г. N 1014 при применении таможенного режима переработки на таможенной территории допускается полная или частичная замена ввезенных на таможенную территорию товаров для переработки другими товарами, в том числе российскими, при условии наличия разрешения на переработку, в п. 9 которого должны быть указаны разрешение на полную или частичную замену ввозимых для переработки товаров и срок их ввоза на таможенную территорию в случае опережающего вывоза продуктов переработки (п. 47). ——————————— <4> Таможенный вестник. 2005. N 20.
Разрешение на эквивалентную компенсацию оформляется при выдаче разрешения на переработку (заполняется п. 9 «Эквивалентная компенсация») либо путем внесения в него изменений по обращению заявителя (п. 48). Эквивалентные товары рассматриваются как товары для переработки (п. 3 ст. 186 ТК РФ). При этом количество продуктов переработки эквивалентных товаров должно соответствовать нормам выхода, указанным в разрешении на переработку (п. 49). Исходя из содержания ст. 173 ТК РФ, в отношении эквивалентных товаров должны совершаться операции по переработке, в том числе операции по ремонту (п. 50). В соответствии с п. 4 ст. 186 ТК РФ вывоз продуктов переработки эквивалентных товаров допускается до ввоза товаров для переработки при наличии разрешения на переработку. Товары для переработки должны быть ввезены на таможенную территорию в установленный в разрешении на переработку срок (п. 52). Таким образом, положения приведенного приказа также не содержат каких-либо исключений для машинно-технической продукции. Авторы, исключающие эквивалентную компенсацию, указывают на то, что установленные ТК РФ условия таможенного режима переработки на таможенной территории, в том числе эквивалентная компенсация, предполагают, что замена ввозимого для ремонта неисправного товара на аналогичный российский, а также опережающий вывоз эквивалентных товаров возможны только в случае переработки этих товаров. Закрепленные условия данного таможенного режима обеспечивают потребности перерабатывающих отраслей промышленности, однако не учитывают особенности машиностроительных отраслей. Так, к примеру, замена ввезенного неисправного авиационного двигателя, помещенного под режим переработки на таможенной территории, на аналогичный исправный двигатель возможна только в случае переработки последнего, что нелогично по сути. Соглашаясь с тем, что действующий ТК РФ более отвечает интересам перерабатывающих отраслей, с приведенным выводом трудно согласиться, поскольку речь идет об опережающей поставке, т. е. вывозится, например, работоспособный двигатель ранее поступающего для ремонта (переработки), что допускается ст. 186 ТК РФ (п. 4). Таким образом, работоспособный двигатель вывозится ранее ввозимого, поэтому связывать такую замену с условием ремонта ввозимого двигателя оснований не имеется. Другой довод, который приводится в обоснование невозможности эквивалентной компенсации машинно-технической продукции, сводится к тому, что для соблюдения установленных требований вывозимый товар должен иметь такие же дефекты и неисправности, как и товар, ввезенный для ремонта. В противном случае дефектный и исправный товар не будут совпадать по качеству и техническим характеристикам. Положения ст. 186 ТК РФ содержат требования, которым должны соответствовать товары, предназначенные для замены ввезенных товаров. Эти требования сводятся к тому, что они должны совпадать по своему описанию, качеству и техническим характеристикам. Таким образом, необходимо определить, что представляют собой описание, качество и технические характеристики. Описание — словесное устное или письменное изображение чего-либо <5>. Изображение — образ предмета, отраженный где-либо <6>. ——————————— <5> См.: Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2002. С. 716. <6> См.: Там же. С. 384.
Качество продукции в соответствии с ГОСТ 15467-79 определяется как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. МС ИСО 8402 (Международная организация по стандартам) определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности <7>. ——————————— <7> См.: Машиностроение. Энциклопедия / Ред. совет: К. В. Фролов и др. М.: Машиностроение, 2000. С. 463.
Качество имеет свои показатели: 1) назначения, 2) надежности, 3) технологичности, 4) эргономические, 5) эстетические, 6) стандартизации, 7) патентно-правовые, 8) экономические. Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании. Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда». Эстетические показатели отражают информационную выразительность, рациональность форм, целостность композиции и совершенство исполнения. Последнее включает в себя чистоту выполнения контуров и сооружений, тщательность покрытий и отделки, четкость исполнения знаков и устойчивость к повреждениям <8>. ——————————— <8> См.: Машиностроение. Энциклопедия / Ред. совет: К. В. Фролов и др. М.: Машиностроение, 2000. С. 466.
Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам. Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции <9>. ——————————— <9> См.: Розова Н. К. Управление качеством. СПб.: Питер, 2002. С. 50 — 52.
Описать — с научной целью письменно, в систематическом порядке изложить особенности, признаки, состав чего-либо. Характеристика — описание отличительных свойств, черт чего-либо <10>. ——————————— <10> См.: Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2002. С. 1439.
Характеристика в технике — взаимосвязь между зависимыми и независимыми (выходными и входными) величинами, определяющими состояние технической системы, процесса, прибора, машины <11>. ——————————— <11> См.: Ишлинский А. Ю. Политехнический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 580.
Состояние технической системы определяется совокупностью значений, характерных для данной системы физических величин, называемых параметрами состояния. Например, состояние электромагнитного поля характеризуется значениями напряженностей электрического и магнитного полей во всех точках поля в каждый момент времени <12>. ——————————— <12> См.: Там же. С. 494.
Таким образом, содержание описания, качества, технической характеристики не включает в себя дефекты и неисправности, о которых речь идет выше, поскольку они не могут качественно представлять товар, т. е. удовлетворять потребности, и отвечать технической характеристике, так как дефекты и неисправности снижают уровень технического состояния товара. Довод о том, что качество и техническая характеристика вывозимого товара не будут совпадать с качеством товара ввозимого, так как первый исправен, а второй неисправен, не может быть принят во внимание. Замена товаров происходит в режиме переработки на таможенной территории, включающей в себя проведение ремонта ввозимого товара. Следовательно, главным вопросом, подлежащим выяснению, является возможность ремонта ввозимого товара и восстановления его технических свойств до уровня вывозимого. Если предприятие-изготовитель или ремонтное предприятие приходят к заключению, что такой ремонт возможен, какие могут быть причины для отказа в эквивалентной компенсации? В отличие от производственных процессов изготовления изделий машиностроительной промышленности в производственных процессах ремонта в подавляющем большинстве случаев участвуют не новые детали, агрегаты и узлы, а уже работавшие, имеющие износы, повреждения, дефекты и т. п. В то же время из ремонта авиатехника должна выходить с ресурсами не только равными ресурсам до первого ремонта, установленными авиапромышленностью, но и превышающими их. При этом выпуск продукции из ремонта производится по техническим условиям на новую продукцию. Ни по летным характеристикам, ни по параметрам всех бортовых систем, ни по уровню комфорта для пассажиров и экипажа отремонтированный самолет (вертолет) совершенно не должен отличаться от нового <13>. ——————————— <13> См.: Орлов К. Я., Пархимович В. А. Ремонт самолетов и вертолетов: Учебник. М.: Транспорт, 1986. С. 10.
Специалисты выделяют такой признак, как безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Предельное состояние — состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена. Признаки предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный объект. В признаки предельного состояния для самолетов и вертолетов, кроме определенных параметров, входит такой показатель долговечности, как назначенный ресурс, т. е. суммарная наработка объекта, при которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния. Предельное состояние для самолетов и вертолетов определяется наступлением момента, когда дальнейшая эксплуатация невозможна или нецелесообразна по одной или нескольким из следующих причин: — становится невозможным поддержание безопасности полетов или эффективности эксплуатации на допустимом уровне; — в результате изнашивания и старения самолет (вертолет) приходит в такое состояние, когда невозможно обеспечить восстановление работоспособности и исправности или требуются недопустимо большие затраты для восстановления работоспособности <14>. ——————————— <14> См.: Орлов К. Я., Пархимович В. А. Ремонт самолетов и вертолетов: Учебник. М.: Транспорт, 1986. С. 5.
Машинно-техническая продукция имеет свой ресурс, т. е. возможную продолжительность эксплуатации, указываемую в технической документации. Ресурс является наиболее важным показателем, например, для авиационного двигателя. При выходе из строя какого-либо блока, детали возможно восстановление ресурса или даже его продление. Таким образом, критерием для возможного проведения ремонта ввозимого товара (например, двигателя) является установление его технического состояния. Если оно не является предельным, то ремонт может проводиться. Следует отметить, что ст. 186 ТК РФ не содержит оснований для отказа со стороны таможенных органов в выдаче разрешения для эквивалентной компенсации, что, несомненно, порождает произвольный подход к рассмотрению заявлений заинтересованных в такой компенсации лиц. Трудно представить себе ситуацию, когда товар, предполагаемый к вывозу, должен иметь такие же дефекты и неисправности, как и товар, ввозимый для ремонта. Возникает вопрос: до какой степени такие дефекты и неисправности должны совпадать? До полной идентичности или все же иметь какие-то расхождения? А если они не совпадают, но тем не менее в результате ремонта товар будет восстановлен до требуемых кондиций, каким образом такие дефекты и неисправности будут влиять на возможность восстановления качества и технической характеристики? Таким образом, можно сделать вывод, что замена товаров при эквивалентной компенсации предполагает возможность восстановления качественных и технических свойств ввезенного товара, которые будут соответствовать товару, предназначенному для замены. В противном случае оснований для эквивалентной компенсации не имеется. При замене вышедшего из строя двигателя, например, РД-33, серии 2, на такой же двигатель, не приходится говорить о том, что они не совпадают по описанию. Качество и техническая характеристика могут быть восстановлены в результате ремонта. Еще одним доводом в отрицании эквивалентной компенсации является то, что замена товаров в рамках такой компенсации не является ремонтом, что также не может быть принято во внимание. Ремонт товаров является операцией по переработке, предусмотренной ст. 176 ТК РФ, эквивалентная замена предусматривает отдельный порядок и свои условия, поэтому она рассматривается как самостоятельная операция в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории (ст. 186 ТК РФ). Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 1999 г. N 908 «Об особенностях применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем при ремонте российской авиационной техники» в целях повышения конкурентоспособности поставляемой на экспорт, передаваемой в аренду и временное пользование российской авиационной техники (воздушных судов, их составных частей, агрегатов, оборудования, запасных частей к ним) при помещении данной техники для ремонта допускает замену ввозимых для ремонта неисправных изделий на аналогичные (отличающиеся заводскими или порядковыми номерами) исправные российские изделия, а также вывоз с таможенной территории Российской Федерации в качестве продуктов переработки исправных российских изделий до ввоза предназначенных для ремонта аналогичных неисправных изделий <15>. ——————————— <15> Собрание законодательства РФ. 1999. N 34. Ст. 4276.
В отношении названного Постановления Правительства приводится довод, что оно было принято до вступления в силу ТК РФ в редакции 2003 г. и утратило силу. С приведенным доводом можно согласиться лишь в части применения режима переработки под таможенным контролем, который в ТК РФ в редакции 2003 г. отсутствует, а в остальной части Постановление соответствует положениям, изложенным в ст. 186 ТК РФ, которая, как указано выше, допускает эквивалентную компенсацию. Еще одним доводом, исключающим эквивалентную компенсацию, является то, что в ТК РФ не предусмотрены положения о возможности замены ввозимых для ремонта неисправных изделий на аналогичные исправные российские изделия в рамках гарантийного и послегарантийного ремонта товаров. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что таможенный режим переработки товаров на таможенной территории предусматривает в качестве допускаемых операций ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств (ст. 176 ТК РФ). Гарантийный или послегарантийный ремонт будут выступать в качестве видов ремонта, обозначенного в ст. 176 ТК РФ, для выполнения контрактных обязательств российского экспортера авиационной техники в целях повышения ее конкурентоспособности. Необходимо отметить, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур допускает возможность использования эквивалентной компенсации. В соответствии с положениями Конвенции понятие «эквивалентные товары» означает отечественные или импортированные товары, идентичные по описанию, качеству или техническим характеристикам товарам, импортированным для переработки на таможенной территории, которые они заменяют. Обращает на себя внимание то, что эквивалентные товары должны быть одинаковыми по двум признакам: 1) описанию, 2) качеству или техническим характеристикам. Статья 186 ТК РФ, как следует из вышеизложенного, содержит три признака. Конвенция рассматривает продукты, полученные в результате обработки эквивалентных товаров, как компенсирующие продукты (компенсация эквивалентными товарами). В тех случаях, когда допускается компенсация эквивалентными товарами, таможенная служба должна разрешать экспорт компенсирующих продуктов до импорта товаров для переработки на таможенной территории. Следует отметить, что положения, регулирующие эквивалентную компенсацию, содержатся в режиме переработки на таможенной территории. Отрицая возможность эквивалентной компенсации, таможенные органы предлагают использовать таможенные режимы реимпорта и экспорта в качестве альтернативы. При использовании режима реимпорта участник внешнеэкономической деятельности может столкнуться с вопросами определения таможенной стоимости тех же двигателей, которые вывозятся в составе самолета, а затем ввозятся для ремонта. Тем более если при экспорте самолета при определении его стоимости применялись скидки. С другой стороны, если ввоз осуществляется в режиме реимпорта, то в соответствии со ст. 235 ТК РФ товары должны быть заявлены в течение трех лет со дня, следующего за днем пересечения такими товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации; уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте. Как видно, реимпорт возможен в определенный срок и с выплатой указанных сумм, т. е. с дополнительными расходами. Необходимо принять во внимание, что при реимпорте требуется доказать, что вывозился именно тот товар, который ввозится в данном режиме. Авиатехника состоит из множества комплектующих, которые не все находят свое отражение в формуляре, являющемся сопроводительным документом при поставке авиатехники, поэтому возникнут вопросы, связанные с подтверждением вывоза. В случае если ввоз осуществляется по истечении трех лет после вывоза, то возможно использование лишь режима выпуска товаров для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин, налогов, что влечет за собой еще большие расходы. Следует иметь в виду, что срок эксплуатации авиатехники составляет до 40 лет, поэтому режим выпуска для внутреннего потребления будет находить наибольшее применение. При экспорте иностранный заказчик должен будет оплатить полную стоимость, например, двигателей, в то же время при ремонте он должен будет оплатить только стоимость услуг по ремонту, т. е. меньшую сумму, поэтому возникнет вопрос об экономической целесообразности такой сделки. Указанные обстоятельства учитываются при использовании режима переработки на таможенной территории, который относится к экономическим режимам. Появление в рамках переработки на таможенной территории эквивалентной компенсации объясняется ее использованием как элемента комплексного способа осуществления таможенного регулирования при совершении отдельных видов экономической деятельности и предусматривающих использование особого порядка применения таможенных инструментов регулирования (например, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов). Анализ положений, характеризующих переработку на таможенной территории, позволяет сделать вывод, что она включает в себя импорт (ввоз товаров) и экспорт (вывоз товаров). Экономические условия потребовали совершенствования традиционных таможенных режимов, а также расширения их перечня и применения в их рамках новых приемов, лучше приспособленных к некоторым специфическим потребностям экономики. Существующая правоприменительная практика отрицает использование новых приемов. Сохранение конкурентоспособности российской авиатехники можно обеспечить за счет снижения себестоимости изделий, сокращения временных затрат на проведение ремонтных работ, модернизацию, поставку запасных частей, что будет способствовать сохранению рабочих мест на много лет вперед. Таможенное законодательство должно создать для российского товаропроизводителя соответствующие условия, в противном случае оно превратится в тормоз на пути продвижения российской техники на внешние рынки.
——————————————————————