Организация органов советской юстиции в западных районах СССР в 1939 — 1941 гг
(Кодинцев А. Я.) («История государства и права», 2007, N 20)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ЮСТИЦИИ В ЗАПАДНЫХ РАЙОНАХ СССР В 1939 — 1941 ГГ.
А. Я. КОДИНЦЕВ
Кодинцев А. Я., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.
После оккупации прибалтийских республик, украинских и белорусских районов Польши, карельских районов Финляндии, Бессарабии в них стали формироваться советские органы власти, в том числе и юстиции. Процедура формирования юстиции на Украине подробно описана в работе М. И. Настюка (в других районах Восточной Европы в диссертациях А. Лякас, Г. Ф. Овчинникова, Э. Я. Стумбиной, А. Д. Святоцкого). Формирование этих органов обеспечивали сотни сотрудников НКЮ, направленных для руководства новыми наркоматами, управлениями и судами. Комплектование происходило не очень быстро. На Украине в первую очередь было организовано шесть областных судов и управлений НКЮ (далее — УНКЮ). Штатное расписание средних областей (крупных не было) составляло 42 — 43 единицы. На 1 февраля 1940 г. штат управлений был укомплектован только на 43%. Укомплектование растянулось на весь год. Так же туго комплектовались областные суды. Зимой 1939 — 1940 гг. была проведена дислокация народных судей. План предусматривал создание 376 участков (76 — в Львовской области, 70 — в Дрогобычской и т. д.). Народные судьи утверждались горисполкомами и уисполкомами по представлению начальников УНКЮ при участии партийных органов. Например, в январе — феврале 1940 г. Тернопольский обком партии утвердил 38 народных судей. 31 декабря 1939 г. НКЮ УССР издал Временную инструкцию о выборах народных заседателей на 1940 г. в западных областях. Количество народных заседателей для областных судов было определено в 60 человек в областном центре и по 4 в каждом уезде, для народных судей — 50 заседателей. Выборы проходили по воинским частям, сельсоветам, предприятиям, общественным организациям. Работник УНКЮ совместно с народным судьей подбирал кандидатуры в заседатели. Формировалась избирательная комиссия, как правило, в составе работников юстиции, представителей от советских и партийных органов, которая проводила выборы. Народные судьи собирали собрания. На них оглашались списки заранее подготовленных комиссией и утвержденных на бюро обкома и облисполкома кандидатур. Большинство избранных заседателей были крестьянами и рабочими. Отдельные местные деятели пытались провести в народные заседатели враждебные элементы, но «трудящиеся дали мотивированный отвод». К 1 февраля 1940 г. из 376 участков было открыто 230, а фактически — 145. К концу года комплектование было закончено. В БССР в 1940 г. в западных районах было сформировано 235 участков народных судей. В Карело-Финской ССР было сформировано 46 участков. 22 апреля 1940 г. по Постановлению СНК СССР N 581 «О порядке применения уголовного и гражданского законодательства на территории западных областей УССР и БССР» приговоры и решения, вынесенные польскими судами и не приведенные в исполнение, применению не подлежали. Допускалось применение советского законодательства к правоотношениям, возникшим до советской оккупации. Начался массовый пересмотр дел, решения по которым были вынесены до октября 1939 г. Вообще присоединение этих территорий породило массу правовых проблем. 27 февраля 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) по предложению НКЮ СССР утвердило проект Инструкции НКЮ СССР по вопросу о претензиях в связи с национализацией иностранных имуществ на территории Западной Украины и Западной Белоруссии для местных органов юстиции. Решения о национализации были приняты народными собраниями Западной Украины и Западной Белоруссии 28 и 30 октября 1939 г. до включения последних в состав СССР. Таким образом, якобы для предъявления претензий оснований нет! Имущество перешло к СССР законно! Такой оригинальный правовой документ составил наркомат юстиции <1>. ——————————— <1> История государства и права БССР. Т. 2. 1937 — 1970 гг. Минск, 1973. С. 122; Настюк М. И. Создание и деятельность советских органов юстиции в западных областях УССР (1939 — 1941). Львов, 1977. С. 11 — 15, 28 — 47, 50 — 51; РГАСПИ, ф. 17, оп. 162, д. 27, л. 47 — 57.
В Прибалтике организация органов юстиции проходила крайне медленно. Особенно в Литве и Эстонии, где она не завершилась вплоть до июля 1941 г. В прибалтийских республиках решили создать трехзвенную судебную систему: верховный суд — окружной суд — народный суд. Летом 1940 г. были сформированы верховные суды союзных республик. Например, 25 августа Верховный Совет Литовской ССР избрал Верховный Суд Литовской ССР. Осенью были ликвидированы все старые суды. В ноябре были приняты указы ПВС республик «О преобразовании судебной системы…» и временные положения о верховных судах республик. В Литве должны были создать 5 окружных судов, 136 участков народных судей, в Латвии — 5 окружных судов (52 судьи) и 104 участка народных судей, в Эстонии — сформировать 5 окружных судов и избрать 75 народных судей. Также должны были быть проведены выборы народных заседателей. Выборы народных судей и народных заседателей провели уездные исполкомы. Выбор членов окружных и высших судов — верховные советы республик. 6 ноября 1940 г. по Указу ПВС СССР на прибалтийские республики было распространено российское законодательство. Кодексы РСФСР были переведены на национальные языки. Гражданские и уголовные дела, возникшие до введения советских кодексов, в любом случае разрешались по новому законодательству. Много бывших юристов, мировых судей, адвокатов попало в новые органы юстиции. Например, начальник Управления судебных органов НКЮ Эстонии Пакарлис был бывшим военным судьей. В Литве среди народных судей только 10% были членами компартии или комсомола. Пришлось проводить чистку и репрессировать старых юристов. После чистки в органы юстиции попало много людей без высшего образования. Весной 1941 г. были утверждены новые составы верховных судов республик. В январе 1941 г. было утверждено Положение о НКЮ Литовской ССР, в октябре 1940 г. — Положение о НКЮ Латвийской ССР. Структура наркоматов была типичной для СССР и включала в себя управления и отделы судебных органов, нотариата, адвокатуры и т. д. Так же туго проходила организация юстиции в Молдавии. Предполагалось создать 86 народных судов и шесть окружных. При этом в левобережной части окружные суды созданы не были. При выборах членов Верховного Суда зимой 1941 г. не смогли избрать пять человек, а народных заседателей не избрали вовсе. Из 81 избранного народного судьи только 6 оказались молдаванами. Судопроизводство велось на русском языке. В декабре 1940 г. действие советских кодексов (УССР) также было распространено на Молдавию. Наконец к лету 1941 г. органы юстиции были сформированы. В марте 1941 г. был организован Наркомат юстиции МССР со стандартной структурой. Также были созданы Львовский и Винницкий линейные суды железнодорожного транспорта, линейный суд эстонского и латвийского пароходств и ряд других специальных судов <2>. ——————————— <2> История государства и права Молдавской ССР (1917 — 1959 гг.). Кишинев, 1963. С. 190 — 191; История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 — 1954 гг.: Сб. док. М., 1955. С. 572 — 573; Лякас А. Основные черты истории советского суда в Литве (1918 — 1958 гг.): Автореферат. Вильнюс, 1962. С. 10 — 16; Овчинникова Г. Ф. Основные этапы развития советской судебной системы в Молдавии (1924 — 1950 гг.): Автореферат. Кишинев, 1971. С. 23; Стумбина Э. Я. Суд и прокуратура Латвийской ССР (история и устройство). Рига, 1962. С. 50 — 60, 63 — 65; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 68, л. 130, 175 — 177, 378 — 379.
Одновременно были сформированы коллегии адвокатов. В январе 1940 г. НКЮ УССР организовал в западных областях оргбюро. Из восточных областей было командировано 86 адвокатов-коммунистов для подбора кадров, формирования правильных установок у местных защитников. К 1 июля 1940 г. в 6 коллегиях западных областей было образовано 204 консультации и принят 671 адвокат, к 1 октября — 833 защитника. За исключением командированных коммунистов все местные адвокаты имели высшее юридическое образование (на востоке только 52%). Малограмотные коммунисты организовывали для них марксистско-ленинские кружки, проводили занятия по советскому праву. В 1939 г., по данным М. И. Настюк, в Львовской области было 4000 адвокатов (во Львове — 1500). Около 1500 подали заявления на вступление в Львовскую коллегию, было принято 247 (в том числе 155 старых адвокатов). 13 вошли в Президиум. В Станиславской области — 144 защитников (в том числе 98 старых), в Тернопольской области — 112 и т. д. Коммунисты составляли 2 — 5% от числа членов коллегии. В октябре 1940 г. прошли общие собрания и были избраны президиумы, естественно, из коммунистов. Однако вскоре выяснилось, что коллегии западных областей засорены, и чистка охватила новые украинские области. К 1 января 1941 г. осталось лишь 657 адвокатов. Политически незрелых защитников упорно перевоспитывали. В конце 1940 г. среди адвокатов западных районов высшее юридическое образование имели 96% защитников, а коммунистами являлись только 5,8%. В остальной части УССР — 39 и 26,4%. С такими же проблемами столкнулись работники наркоматов при формировании адвокатуры прибалтийских республик. В коллегии попало много старых адвокатов и пришлось их «вычищать». В Эстонии коллегия была сформирована только к 1 марта 1941 г. В коллегию вошло 114 защитников (заявление подавало 473). Президиум Латвийской коллегии адвокатов был избран 11 января 1941 г. в составе 9 человек (коллегия включала 232 адвоката, 40 консультаций). В середине марта после чистки их число снизилось до 207. 90% имели высшее юридическое образование. 13% составляли новые адвокаты, направленные «для укрепления кадров» <3>. ——————————— <3> Настюк М. И. Указ. соч. С. 70 — 82; Святоцкий А. Д. Учреждение и развитие советской адвокатуры (ист.-пр. аспект): Дис. … к. ю.н. Киев, 1986. Л. 81 — 84; Стумбина Э. Я. Указ. соч. С. 60 — 62; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 68, л. 175 — 178; http://www. advokatuur. ee/eng/?sisu_id=1&sisu;_id1=40.
Процесс формирования органов юстиции регулярно обсуждался на коллегии Наркомата юстиции СССР в течение всего 1940 г. Основные проблемы возникали в связи с подбором кадров. Оказалось, что у режима слишком мало лояльных людей, которые бы могли работать в новых органах власти. В итоге в советскую юстицию проникло много людей с высшим юридическим образованием, которое было получено до оккупации. Вскоре они были «вычищены», а на смену им приходили лица без высшего образования. Скорее всего, общий уровень юриспруденции в новых органах советской юстиции был не высок.
——————————————————————