Проекты положений о выборах народных судов накануне и в годы войны

(Кодинцев А. Я.) («Военно-юридический журнал», 2009, N 7)

ПРОЕКТЫ ПОЛОЖЕНИЙ О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ СУДОВ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВОЙНЫ

А. Я. КОДИНЦЕВ

Кодинцев А. Я., доцент кафедры теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, кандидат исторических наук.

В 1938 г. в СССР был принят Закон о судоустройстве. Принятие нового Закона должно было привести к появлению серии новых НПА, и прежде всего Положения о выборах народных судей и народных заседателей (далее — Положение). Первый проект Положения был направлен Крыленко в правительство еще в 1937 г. С того времени Наркомат юстиции (далее — НКЮ) СССР каждый год готовился к выборам, но каждый год Положение не принималось. Причины, по-видимому, заключались, во-первых, в отсутствии интереса к этому вопросу в правительстве; во-вторых, работники наркоматов юстиции отнюдь не торопились обременять себя организацией предвыборной кампании (так же, как и советские органы власти). Согласно новому Закону выборы судьи производились на три года гражданами района (ст. 22). Право выдвижения принадлежало общественным организациям и общим собраниям граждан (ст. 24). Третьего октября 1938 г. Рычков распорядился вплоть до принятия Положения производить довыборы народных заседателей на основе старых правил (народных судей формально избирали рай/горсоветы или рай/горисполкомы). В сентябре 1938 г. новый проект Положения о выборах в РСФСР был направлен в областные суды для обсуждения. Текст состоял из 100 статей и 8 глав. По плану предполагалось совместить избирательный округ с участком народного суда. В каждом таком округе предполагалось избрать где 100, где 150, где 300 народных заседателей. 7 — 8 октября проект обсуждался в областных судах. Впрочем, большинство облсудов проект не рассматривали. Тем не менее секретный приказ НКЮ СССР обязал их закончить подготовку к выборам народных судов в кратчайший срок. 17 октября 1938 г. на оперативном совещании при наркоме юстиции РСФСР текст проекта Положения был утвержден и 21 октября направлен в СНК СССР. Предлагалось избрать 4500 народных судей и 450000 народных заседателей. После длительного согласования Голяков, Вышинский, Бабченко (нарком юстиции УССР), Дмитриев (нарком РСФСР) дали свое согласие. Вышинский настоял на упрощении проекта. В итоге в феврале 1939 г. в СНК поступил уже третий проект и… застрял. В то же время был разработан проект Положения о выборах народных судей и народных заседателей в Узбекской ССР (113 статей), несколько проектов закона об оплате народным заседателям расходов, связанных с исполнением их обязанностей в суде <1>. ——————————— <1> О довыборах народных заседателей // Советская юстиция. 1938. N 20 — 21. С. 79; ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 13. Д. 5. Л. 85; Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 1524. Л. 1 — 246, 296 — 338; Оп. 2. Д. 4. Л. 86 — 87.

Положение не было принято, и органы власти стали издавать временные акты на переходный период. Восьмого мая 1939 г. Дмитриев запретил на основе ст. 19 Закона о судоустройстве практику замещения временно отсутствующего народного судьи народным судьей с другого участка. Десятого мая вышло Постановление СНК СССР «О порядке оплаты народных заседателей, временно исполняющих обязанности народного судьи». По Положению о НКЮ СССР (п. «е» ст. 7) на наркомат возлагались вопросы организации и проведения выборов народных судей. Осуществлять эту функцию должно было Управление общих судов (далее — УОС). Организация выборов также возлагалась на НКЮ союзных республик. Управления НКЮ (далее — УНКЮ) по принятым положениям должны были готовить предложения о количестве народных судей и судей областных судов, а также заседателей. Управления организовывали новые выборы народных судей в случае выбытия народных судей до истечения срока их полномочий. Таким образом, НКЮ не удалось «отвертеться» от организации выборов. По приказу Рычкова в сентябре 1939 г. замещение временно отсутствующего народного судьи народным заседателем могло производиться в каждом случае специальным постановлением рай/горисполкомов. Каждый народный судья составлял список народных заседателей и представлял его в рай/горисполком, который и использовался при отсутствии судьи. По другому приказу на период длительного отсутствия народного судьи допускалось привлечение народных заседателей на срок не более двух месяцев. В январе 1940 г. по приказу наркома СССР сумма оплаты народного заседателя за участие в работе народного суда была установлена в размере 10 руб. в день (очень маленькая сумма), так же оплачивались расходы, связанные с исполнением их обязанностей в суде. В декабре 1939 г. Рычков обязал народных судей проводить занятия с народными заседателями. Была разработана программа таких занятий. Контроль осуществляли УНКЮ, народные судьи и облсуды. Приказ никакого воздействия не возымел. В июле 1940 г. УСО направило директивное письмо, которым обязало народных судей активизировать работу по проведению занятий. Народные судьи рассматривали заседателей как простой придаток. Теперь они должны были предварительно знакомить их с делами, законами, процедурами, привлекать к участию в отчетах, созывать совещания народных заседателей. И это письмо никакого влияния не оказало. Весной 1941 г. была проведена проверка выполнения декабрьского (1939 г.) приказа НКЮ СССР. Он был полностью проигнорирован судьями. Во время оккупации западных территорий в 1940 г. были приняты инструкции по организации выборов. Например, в Литве 15 декабря 1940 г. вышла инструкция «О выборах народных заседателей в народные суды Литовской ССР». Как и в целом в СССР, выборы формально проводились на общих собраниях рабочих, служащих, крестьян, военнослужащих при открытом голосовании и с «выдвижением кандидатов трудящимися» <2>. ——————————— <2> В НКЮ СССР // СЮ. 1941. N 13. С. 15; История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 — 1954 гг.: Сб. док. М., 1955. С. 575, 577; Лякас А. Основные черты истории советского суда в Литве (1918 — 1958 гг.): Автореферат. Вильнюс, 1962. С. 10 — 16; Положение об НКЮ СССР // СЮ. 1939. N 11. С. 5 — 7; Сборник приказов и инструкций НКЮ СССР. Вып. 1. М., 1940. С. 130 — 132; Справочник народного судьи. М., 1946. С. 41; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 68. Л. 386; Д. 1524. Л. 296 — 338; ОГАЧО. Ф. Р-1041. Оп. 4. Д. 2. Л. 151 — 152.

В феврале 1940 г. четвертый проект Положения поступил в СНК СССР. В основе документа лежали Положения о выборах в Советы депутатов трудящихся. Но были и принципиальные отличия. Наркомат попытался максимально упростить процедуру выборов и опять-таки переложить их на Советы. Избирательный округ по выборам народного судьи и народных заседателей должен был совпадать с территорией судебного участка. Другой вариант предполагал избрание народного судьи в пределах участка, а заседателей — по небольшим округам, охватывающим часть населения участка. В первом случае народный заседатель мог более легитимно замещать народного судью. Во втором случае достигалось большее сближение избирателей с заседателями. Так как по второму варианту пришлось бы организовать 570000 избирательных округов, то от такой модели отказались. Вторая глава проекта предусматривала организацию избирательных пунктов, а не участковых избирательных комиссий. Советы посылали «уполномоченных для приема и подсчета голосов». Избирательные пункты не должны были создаваться в больницах, на судах, в поездах. Также не была предусмотрена выдача удостоверений на право голосования. В одном избирательном округе должны были быть избраны 1 народный судья и от 50 до 75 заседателей. Списки округов публиковались за 40 дней до дня голосования, избирательные пункты организовывались за 35 дней (при выборах в Советы срок был больше). Регистрация избирательных бюллетеней, уполномоченные, результаты выборов, удостоверения, рассмотрение жалоб — все это возлагалось на Советы. Рай/горисполкомы регистрировали кандидатов. Они же рассылали избирательные бюллетени. День выборов устанавливал облисполком. То есть проект не предусматривал единого дня выборов. День выборов был на два часа короче, чем при выборах в Советы. Протоколы голосования поступали в рай/горисполкомы и в УНКЮ. В отдельных случаях разрешалось уменьшение числа народных заседателей «во избежание перебаллотировки»! Этот проект также долго лежал в правительстве. Пятый проект теперь уже Типового положения поступил в правительство СССР в декабре 1940 г. На основе Положения были разработаны новые проекты Положений о выборах в РСФСР и других союзных республиках. 12 июня 1941 г. СНК СССР одобрил представленное НКЮ СССР типовое положение и предложил провести выборы осенью или зимой 1941/1942 гг. 18 июня 1941 г. коллегия наркомата СССР рассмотрела ход подготовки к выборам. Проект предполагалось вновь доработать. Этому помешала война. Довоенная процедура выборов народных судей сохранилась и в годы войны <3>. ——————————— <3> Кожевников М. В. История советского суда. М., 1957. С. 315; Сапаргалиев М. С. Возникновение и развитие судебной системы советского Казахстана. Алма-Ата, 1971. С. 186; Файнблит С. Проект положения о выборах народных судей и народных заседателей // СЮ. 1940. N 3. С. 1 — 5; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 68. Л. 386.

В период войны общегражданские судебные органы почти не претерпели существенных изменений. Сфера деятельности органов военной юстиции расширялась, судебных органов — сокращалась. Выборы народных судей и народных заседателей не проводились, и их назначал УНКЮ напрямую. В годы войны расширялась сеть специальных участков народных судов, рассматривающих дела по указам ПВС СССР от 26 июня 1940 г., от 10 августа 1940 г. Во исполнение Постановления СНК СССР от 15 июня 1943 г. об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством были созданы специальные судебные участки народных судов по делам несовершеннолетних. НКЮ СССР выпустил 10 сентября 1943 г. Приказ «О порядке возложения на народного заседателя исполнения обязанностей народного судьи». Начальники УНКЮ выделяли в каждом народном суде по рекомендации судьи 2 — 3 народных заседателя и входили в рай/горсоветы с представлением об избрании их заместителями судьи. В случае временного отсутствия, отвода судьи они привлекались к исполнению обязанностей судьи в порядке очередности. Привлекать народных заседателей на 2 — 3 дня не рекомендовалось. Впрочем, на народных заседателей возлагались функции народных судей без предварительного утверждения в исполкоме совета. Также привлекались в качестве судьи секретари, судебные исполнители и т. д. <4>. ——————————— <4> Сборник приказов и инструкции министерства юстиции СССР. 1936 — 1948 гг. М., 1949. С. 16 — 19; Справочник народного судьи. М., 1946. С. 217 — 218; ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 5. Д. 2124. Л. 35 — 46; ОГАЧО. Ф. Р-906. Оп. 22. Д. 20. Л. 38; Д. 24. Л. 4.

Общая организация деятельности народных судов должна была завершиться с принятием закона о выборах народных судей и народных заседателей. Из-за слабого интереса со стороны правительства, а потом из-за войны закон был принят только в 1948 г. В его основу был положен предвоенный проект НКЮ СССР (1940 г.), предусматривающий упрощенную систему выборов.

——————————————————————