Налажен ли «двигатель торговли»?
(Шеленкова Е.) («ЭЖ-Юрист», 2006, N 15)
НАЛАЖЕН ЛИ «ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ»?
Е. ШЕЛЕНКОВА
Елена Шеленкова, юрист.
Основными признаками рекламы по новому Закону «О рекламе» будут: распространяемость, адресованность неопределенному кругу лиц, направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Что же стоит за этими сухими определениями? Какую роль призвана сыграть реклама в нашей жизни и насколько это согласуется с требованиями законодателя?
Определение рекламы. Объект рекламирования
15 марта 2006 г. опубликован Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ (далее — новый Закон о рекламе). Указанный Закон вступает в силу с 1 июля 2006 г. за некоторыми исключениями. Со дня вступления в силу этого Федерального закона утрачивает силу Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (далее — старый Закон о рекламе). Новый Закон о рекламе — качественно новый подход законодателя к правовому регулированию рекламного дела в стране, способам распространения рекламы, а также требованиям, предъявляемым к рекламе. Определение рекламы теперь универсализировано в новом Законе настолько, что под него подпадает почти любая информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке. Все дело в появлении совершенно нового для отечественного законодательства о рекламе понятия объекта рекламирования. В соответствии со ст. 3 п. 2 нового Закона о рекламе объектом рекламирования признается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Сфера применения
Сфера применения нового Закона о рекламе, которой посвящена ст. 2 нового Закона о рекламе, также претерпела существенные изменения. Согласно указанной статье нового Закона о рекламе он применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Отметим некоторые ситуации, на которые Закон о рекламе не распространяется: политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума; информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом. Применительно к деятельности медицинских учреждений (проводящим пластические операции) под такой информацией следует понимать, например, информирование о результатах исследований и испытаний тех или иных медицинских препаратов; справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. В качестве примера: рекламой не следует считать информацию, распространяемую медицинским заведением, содержащую сведения о результатах исследования количества проведенных пластических операций российского рынка медицинских услуг; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Вводя данную норму в состав Закона о рекламе, законодатель наконец решил одну из давних проблем — каким образом относиться к вывескам и указателям, где размещается информация о том, что находится в здании или помещении. Несмотря на существование информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37, согласно которому указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой, проблемы у организаций, каким образом относиться к вывеске, по-прежнему оставались. Как теперь четко следует из Закона о рекламе, вывеска с надписью, свидетельствующей о виде осуществляемой деятельности, с указанием режима работы, наименования и места нахождения лица, которому принадлежит соответствующая организация, не рассматривается как реклама данной организации.
Способы распространения рекламы
Новый Закон о рекламе называет несколько различных способов распространения рекламы. К таковым относятся: размещение рекламы в теле — и радиопрограммах, периодических печатных изданиях, размещение наружной рекламы с помощью технических средств стабильного территориального размещения (плакатов, стендов, световых табло и иных), на транспортных средствах и почтовых отправлениях, при кино — и видеообслуживании и т. д. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Всем нам приходилось наблюдать случаи распространения рекламы посредством раздачи листовок, содержащих информацию рекламного характера, встречать на улицах города, а также в торговых точках людей, на одежде либо рекламоносителях, прикрепленных к одежде, которых размещается рекламная информация. Особо отметим возникновение принципиально нового вида распространения рекламы — транспортной рекламы — «передвижные билборды». Данный вид рекламы относится к рекламе на транспортных средствах и регулируется новым Законом о рекламе, а также соответствующими подзаконными актами. К данным актам относится Инструкции МВД «О размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах» <*> (далее — Инструкция). ——————————— <*> Утверждена Приказом Министерства внутренних дел РФ от 7 июля 1998 г. N 410 «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах».
Согласно ст. 5 Инструкции установка на транспортные средства рекламных щитов, табличек, световых табло относится к простейшим видам переоборудования, которые осуществляются без разработки проектной документации, но должны быть согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД, ГУВД, УВД соответствующих субъектов Российской Федерации. Кроме того, одним из нововведений в вопросе способов распространения рекламы следует считать и размещение рекламной информации внутри транспортных средств, относящихся к наземному общественному транспорту. Таким образом, приведенные выше примеры способов распространения рекламы не поименованы в новом Законе о рекламе, однако рекламой безусловно являются, поскольку подпадают под ее признаки, а следовательно, к ним должны применяться все требования нового Закона о рекламе.
Что такое скрытая реклама?
В соответствии с п. 9 ст. 5 нового Закона о рекламе запрещено в радио-, теле-, видео-, аудио — и кинопродукции или в другой продукции использование и распространение скрытой рекламы. Скрытой рекламой признается реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание. Речь идет о воздействии на восприятие потребителя рекламы при помощи специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Закон не допускает распространение и использование скрытой рекламы в радио-, теле-, видео-, аудио — и кинопродукции, а также в другой продукции. Под иными способами оказания воздействия на восприятие рекламопотребителя следует понимать так называемый «эффект 25-го кадра», который представляет собой размещение одного кадра с рекламной информацией либо просто изображением рекламируемого товара на кино — или видеопленке через каждые 24 кадра. Таким способом оказывается воздействие на подсознание потребителя. Данное ограничение распространяется также на информационные компьютерные файлы и программы обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, говорится и в ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». Поэтому, к примеру, медицинским учреждениям при размещении рекламы своей деятельности следует избегать завуалированных механизмов воздействия на подсознание потенциальных клиентов. Обратим внимание на то, что законодатель считает размещение скрытой рекламы правонарушением и предусматривает меры привлечения к административной ответственности.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
Статья 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) устанавливает ответственность за любое из нарушений законодательства о рекламе. Например, изготовление и (или) распространение теле-, видео — и кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей, является нарушением законодательства о рекламе и общей для всех правонарушений в области рекламной деятельности ст. 14.3 КоАП РФ, а также влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 13.15 КоАП РФ. Если же штраф уплачен, то данный факт не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Следует также помнить о том, что ответственность наступает за каждое нарушение законодательства о рекламе, а равно и количество штрафов, которые могут быть наложены территориальными органами Федеральной антимонопольной службы РФ <*>, будет кратно числу допущенных нарушений законодательства о рекламе. ——————————— <*> В соответствии со ст. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа, является Федеральная антимонопольная служба.
——————————————————————