Физическая культура и массовый спорт — здоровье нации

(Пулов Е. А.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2011, N 2)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССОВЫЙ СПОРТ — ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

Е. А. ПУЛОВ

Пулов Е. А., заместитель исполнительного директора Российского союза боевых искусств (РСБИ), член рабочей группы по совершенствованию спортивного законодательства Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.

Одним из направлений национальной стратегии России является здоровье нации.

В развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт.

Стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также на повышение конкурентоспособности российского спорта.

Достижение задач физического и духовного оздоровления населения невозможно без соответствующего развития физической культуры и спорта.

Важнейшим условием решения проблем, связанных с формированием здорового образа жизни, является поднятие престижа занятий спортом, а также формирование сферы досуга, которая не только будет способствовать ведению здорового образа жизни, но и станет доступной и привлекательной для современной молодежи, станет сферой, предоставляющей широкие возможности для самореализации.

Президент Российской Федерации 30 ноября 2010 г. в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, определяя стратегический приоритет политики в сфере детства, отметил: «…это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. «Не воспитывая себя, сложно воспитать своих детей», — отмечал еще Лев Толстой. Между тем в России 80 процентов граждан не занимаются физкультурой и спортом — четыре пятых населения».

Физическая культура и спорт являются важной составляющей жизни современного общества и наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации.

Изменения в обществе, в демографии, общественном здоровье, жизненных установках и других аспектах внешней и внутренней среды обусловливают различия физических потребностей населения в спортивных занятиях и соответственно в специфике организации спортивной работы.

Каждый субъект Российской Федерации, исходя из конкретных потребностей, определяет свою региональную политику в области развития физической культуры и спорта, темпы создания спортивной инфраструктуры, модернизации материально-технической базы, развитие кадрового потенциала, организацию работы с населением по месту жительства, развитие детского спорта.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России урегулированы Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Вопросы образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) в основном регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях», проблемы научно-методического и технического развития физкультуры и спорта — Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», развитие физкультуры и спорта в общеобразовательных учреждениях — Законом РФ «Об образовании», пропаганда физической культуры и спорта по каналам теле — и радиовещания — Законом РФ «О средствах массовой информации» и иными нормативными правовыми актами.

Важно отметить, что в последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной значимости массового спорта, которая проявляется в том числе в повышении роли государства в поддержке его развития.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., реализуется Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ 11 января 2006 г. N 7.

Сегодня особого внимания требуют проблемы, связанные с развитием массового спорта, созданием условий для массовых занятий спортом в пределах шаговой доступности от мест проживания, работы и учебы населения.

Большая роль в этом процессе принадлежит как самим жителям, так и органам местного самоуправления и общественным организациям, по инициативе которых должно осуществляться развитие придомовой спортивной инфраструктуры (создание дворовых спортплощадок, перепрофилирование неиспользуемых нежилых помещений в спортивные объекты).

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 9) к полномочиям органов местного самоуправления в данной области относит:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;

2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;

3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;

4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; осуществление иных полномочий.

В соответствии со ст. 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение условий для развития на территориях поселения, муниципального района, городского округа физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий является прямой обязанностью органов местного самоуправления.

Вместе с тем возможности и потенциал массового спорта сегодня не используются в полной мере, и во многом из-за отсутствия четкого правового регулирования любительского массового спорта.

Следует отметить, что немаловажная роль принадлежит массовому спорту и в становлении гражданского общества, именно поэтому к вопросам его доступности сегодня привлечено внимание различных общественных формирований.

12 апреля 2011 г. Общественной палатой Российской Федерации были проведены общественные слушания на тему: «Проблемы развития массового спорта и организации здорового досуга детей и молодежи и пути их решения», по итогам которых была принята резолюция.

В слушаниях приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, некоммерческих организаций, бизнес-сообщества.

Участники общественных слушаний в принятом ими документе рекомендовали:

Правительству Российской Федерации:

1. Поручить Министерству регионального развития Российской Федерации разработать федеральную нормативную правовую базу организации спортивно-досуговой работы по месту жительства, устанавливающую:

включение в перечень должностей служащих, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, должности «педагог-организатор воспитательной, оздоровительной и спортивно-культурно-массовой работы с населением по месту жительства»;

размер (1 — 2%) отчислений от оплаты услуг ЖКХ на организацию культурно-воспитательной и спортивно-досуговой работы с населением;

нормативы площади встроенных (пристроенных) помещений, необходимых для размещения в объектах недвижимого имущества, в том числе непосредственно в жилых домах, объектов социального назначения: детских, подростковых и молодежных клубов, помещений для организации спортивной, кружковой работы и т. п.

2. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» и в целях стимулирования социальной, научной и производственной инициативы профессиональных кадров, работающих в сфере самозанятости, поручить профильным ведомствам определить государственные, в том числе социальные, заказы для признанных профессиональных сообществ, работающих в социальной, образовательной и физкультурной сферах.

3. В связи с многоаспектностью вопроса формирования здорового образа жизни, необходимостью участия в решении данного вопроса различных ведомств рассмотреть вопрос о создании межведомственной комиссии, обеспечивающей координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по решению вопросов формирования здорового образа жизни среди детей и молодежи, а также связанных с проблемой сохранения здоровья детей школьного возраста.

Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации предложено:

1. С учетом действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. внесение соответствующих изменений в Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» с продлением срока ее действия до 2020 г., в том числе предусмотрев осуществление в ближайшие 2 — 3 года системы мер, направленных на разработку отечественного инвентаря и оборудования, конкурентоспособных с зарубежными аналогами.

2. Включить в Федеральную целевую программу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 гг. таких программ, как межотраслевая комплексная программа «Спорт с настроением», и других программ, направленных на развитие массового спорта, подготовку и повышение квалифицированных тренерских кадров, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры и тренеров по месту жительства.

3. Разработать систему мониторинга доступности и качества спортивных учреждений, доступности и качества услуг, оказываемых учреждениями спортивно-досуговой сферы, а также общеобразовательными учреждениями в сфере организации досуга детей и молодежи.

4. Совместно с региональными общественными палатами провести мониторинг доступности и качества услуг, предоставляемых учреждениями спортивно-досуговой сферы. Принять меры по сохранению доступности объектов инфраструктуры спорта для детей и молодежи.

5. Рассмотреть вопрос об использовании площадок фитнес-центров (клубов) для организации досуга детей и субсидировании школьных абонементов для занятий в фитнес-центрах, в том числе для детей, достигших успехов в различных сферах, а также из социально незащищенных семей, за счет средств бюджетов различного уровня.

Предложения Общественной палаты Российской Федерации, безусловно, заслуживают внимания и могли бы стать ориентиром в выработке предложений, предполагающих законодательное закрепление единого подхода к организации, обеспечению доступности и качества услуг для населения в сфере массового спорта, установление таких мер, которые гарантировали бы гражданам реализацию конституционного права на занятие массовым любительским спортом.

——————————————————————