Защита интересов потребителей при оказании зрелищно-развлекательных услуг

(Савчук Л. Ф.) («Информационное право», 2012, N 1)

ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ ЗРЕЛИЩНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Л. Ф. САВЧУК

Савчук Людмила Федоровна, доцент кафедры гражданского права филиала Российского государственного социального университета в г. Анапе, кандидат юридических наук, доцент.

Рецензент — Танимов Олег Владимирович, заместитель декана факультета политологии и права РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена проблемам правового регулирования в сфере использования произведений в культурно-зрелищной деятельности. Автор вносит предложения по изменению норм законодательства в целях повышения уровня защиты потребителей от причинения вреда оказанием некачественных услуг культурно-зрелищными организациями.

Ключевые слова: зрелищно-развлекательные услуги, культурно-зрелищные организации, права потребителей, безопасность услуг.

Protection of consumer interests in providing spectacular entertainment services L. F. Savchuk

The article is devoted to the problems of legal regulation in the sphere of use of works in cultural and entertaining activities. The author makes suggestions for changing the norms of legislation to enhance the consumer protection from harm due to substandard services rendered by cultural and entertainment organizations.

Key words: spectacular and entertainment services, cultural and spectacular organizations, consumer rights, security.

В цепочке правовых отношений «автор — предприниматель — зритель» зрелищная организация — передающее звено, посредник между творцом и публикой. Именно этот посредник «реализует» художественный продукт потребителю, находясь с ним в договорной связи при оказании зрелищно-развлекательной услуги. Защита интересов потребителей «духовной пищи» при оказании зрелищно-развлекательных услуг состоит в защите не столько материальных, сколько нематериальных, личных прав и духовных интересов. В теории спорным является вопрос о том, что именно является предметом возмездных услуг — деятельность исполнителя услуги или ее результат. От решения этого вопроса часто зависит и качество выполняемых при оказании услуги работ. Если признать, что предмет оказания услуги — только деятельность исполнителя, то это влечет неопределенность задач, которые ему предстоит решить для удовлетворения нужд потребителя услуги. Действующая редакция ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> «Договор возмездного оказания услуг», предусматривающая в качестве предмета договора совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, не обеспечивает в достаточной мере интересы заказчика, потребителя услуги. Думается, что п. 1 ст. 779 ГК РФ следовало сформулировать так: «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность для достижения конкретной цели (результата) для заказчика, а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Глава 39 ГК «Возмездное оказание услуг» остается пока недостаточно разработанной в связи с отсутствием в ней специальных норм, регулирующих особенности многих возмездных услуг, в т. ч. и зрелищно-развлекательных услуг. Следуя Концепции развития гражданского законодательства, одобренной 7 октября 2009 г. состоящим при Президенте Российской Федерации Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства <2>, законодатель, возможно, сочтет необходимым внести соответствующие изменения. Думается, что в системе гражданско-правовых услуг зрелищно-развлекательные услуги должны занять самостоятельное место среди других возмездных услуг, указанных в ст. 779 главы 39 ГК РФ. ——————————— <1> Далее употребляется сокращенно — ГК. <2> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступит. ст. А. Л. Маковского. М.: Статут, 2009. 160 с.

Что же является предметом зрелищно-развлекательных услуг? Всеобщая декларация прав человека в п. 1 ст. 27 содержит положение: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством…» <3>. Получая зрелищно-развлекательную услугу, человек осуществляет свое право и возможность наслаждаться искусством. Результат оказания зрелищных услуг, конкретный итог этой деятельности, полученный потребителем-зрителем, — это новая информация либо новое отношение к ранее известной информации в сочетании с эмоциональным и духовным наслаждением от созерцания образов (визуальных, звуковых и пр.). Именно испытанное чувство наслаждения искусством и есть результат, к достижению которого стремится потребитель и должен стремиться исполнитель услуги. Отсюда вытекают основные признаки договора возмездного оказания зрелищно-развлекательных услуг: «По договору возмездного оказания зрелищно-развлекательной услуги исполнитель — культурно-зрелищная организация (театр, филармония, организация вещания и т. д.) — обязуется представить художественное произведение в образной форме, доступной для зрительного, слухового, интеллектуального и духовного восприятия, создающего чувство эмоционального наслаждения искусством, а заказчик обязуется оплатить эту услугу». Указание на результат зрелищно-развлекательной услуги — достижение чувства наслаждения искусством у ее потребителя — ко многому обязывает исполнителя — культурно-зрелищную организацию — в смысле содержания предоставляемой услуги. Ведь чувство наслаждения искусством не может вызывать нечто уродливое, вызывающее противоположные чувства и не являющееся творением одухотворенной личности. Н. А. Бердяев так характеризует художественное восприятие человека: «В художественном восприятии мир дан нам уже просветленным и освобожденным, в нем прорывается человек через тяготу мира… Восприятие мира в красоте есть прорыв через уродство «мира сего» к миру иному… Восприятие красоты в мире есть всегда творчество — в свободе, а не в принуждении постигается красота в мире» <4>. Н. А. Бердяев неразрывно связывал между собой понятия «искусство» и «красота». По его мнению, творец-художник постигает красоту сам и дает возможность увидеть или услышать ее окружающим людям через его произведение. Уродство мира сего не достойно быть воплощенным в произведение искусства. Цель искусства — облагородить человеческий характер. Красота — средство достижения этой цели. Одновременно красота есть средство выражения. ——————————— <3> Всеобщая декларация прав человека. Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 460 — 464. <4> Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1972. С. 438.

К сожалению, многие современные произведения искусства отошли от жизнеутверждающей концепции культуры. В современном мире часто за признаки истинной культуры принимают внушающие ужас и отвращение гримасы приходящей в упадок цивилизации. Отсутствие чувства наслаждения от «духовной пищи» не является достаточным основанием для обращения за защитой прав потребителя. Объектами защиты психологической сферы человека являются психическое благополучие человека и информационно-психологической среды, обеспечивающие деятельность человека, способствующие гармоничному развитию личности и реализации его конституционных прав и свобод. Это прежде всего такое благо, как нравственное здоровье, ущерб которому может выражаться в ощущении нравственного дискомфорта в виде чувства подавленности, беспокойства либо в виде чувства отвращения при воспоминании об увиденном зрелище. Это также и такое личное неимущественное право, как право на целомудрие, которое нарушается при созерцании непристойного зрелища, оскорбительного по своей сути, умаляющего чувство достоинства, унижающего зрителя как духовную личность, навязывающего ему «возврат в плотское состояние». Статья 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации» требует корректировки: ее необходимо дополнить с учетом того, что посягательство на достоинство может быть и не только в виде оскорбления и распространения позорящих сведений, а иными способами, в частности, демонстрацией оскорбительных действий, в т. ч. показом непристойного зрелища. В Закон о защите прав потребителей необходимо внести дополнения о защите нематериальных духовных благ потребителей, таких как честь, достоинство, нравственное благополучие, целомудрие. Нуждается в дополнении и глава 8 ГК («Нематериальные блага и их защита») с детальными правовыми нормами, имеющими целью регулирование и защиту таких конкретных видов нематериальных благ граждан, как нравственный комфорт, целомудрие. На зрелищную организацию законом должна возлагаться обязанность информировать потребителя о содержании услуги под угрозой выплаты потребителю неустойки за непредоставление информации об услуге либо за предоставление информации, не соответствующей действительному содержанию услуги. В Федеральном законе «Об оказании зрелищно-развлекательных услуг», который может быть принят в целях детализации норм ГК РФ о договорах оказания зрелищно-развлекательных услуг, можно определить размер неустойки, например, в размере 10% от стоимости услуги (билета на зрелище). Исполнителем услуги (организацией зрелищного предпринимательства) эта неустойка должна выплачиваться в несудебном порядке, непосредственно потребителю по его требованию. За отказ в оплате неустойки привлекать к административной ответственности, применяемой органами Роспотребнадзора. Если в результате неточной или ложной информации, предоставленной в какой-либо объективной форме, потребитель под влиянием заблуждения (и, возможно, обмана) заключил договор с исполнителем на оказание ненужной ему услуги, он вправе отказаться от просмотра зрелища на любом его этапе, потребовать расторжения договора, возврата уплаченных денег и компенсации морального вреда в виде ощущения нравственного дискомфорта. Такое же право (на расторжение договора и компенсацию морального вреда) следует предоставить зрителю, отказавшемуся от просмотра сцен насилия, жестокости и секса, о наличии которых в зрелище он не был заранее предупрежден. Аналогичные права необходимо предусмотреть для несовершеннолетних зрителей, которые не были предупреждены о том, что данное зрелище не предназначено для их возраста, и были допущены на его просмотр. Основаниями компенсации морального вреда потребителю зрелищной услуги должны быть указаны, во-первых, наличие ущерба личности от умаления ее нематериальных благ; во-вторых, причинная связь между ущербом и действиями организации, оказывающей зрелищно-развлекательную услугу. Такие действия могут быть правомерными либо неправомерными, это обстоятельство не должно влиять на привлечение к ответственности. Данный подход будет соответствовать требованию концепции о возможности использовать все способы защиты гражданских прав для защиты любых нематериальных благ гражданина, поскольку использование таких способов совместимо с существом нарушенного права и характером нарушения. Следует предусмотреть и порядок компенсации ущерба личности зрителя. Представляется, что преимущественно это должен быть внесудебный порядок. Компенсация должна производиться на основании заявления зрителя (законного представителя несовершеннолетнего зрителя, с которым он проживает) в адрес организации Роспотребнадзора, которая будет наделена правом выдавать предписания о выплате потребителям компенсации в твердом размере, к примеру, 5000 руб. Более высокая сумма компенсации может быть взыскана зрителем в судебном порядке. В спорных случаях организация Роспотребнадзора или суд могут решить дело с привлечением специалистов по этике для дачи заключения (экспертизы). Особое значение имеет безопасность информации, которую несет в себе зрелищно-развлекательная услуга, для детей и подростков. В связи с этим необходимо внести в ГК норму о том, что исполнитель услуги (зрелищная или иная организация шоу-бизнеса) обязан предоставить заранее необходимую и достоверную информацию о предлагаемой зрелищной услуге, предупредив об опасности ее для несовершеннолетних. Чтобы стимулировать шоу-бизнес к выполнению этого правила, необходимо предусмотреть право зрителя-потребителя услуги, родителей несовершеннолетнего зрителя на компенсацию морального вреда, выразившегося в оскорблении чувства целомудрия несовершеннолетнего. В отношении взрослого зрителя следует усматривать оскорбление его чувства целомудрия и собственного достоинства непристойностью зрелища, если он заранее не был предупрежден зрелищной организацией о таких свойствах зрелища. Одновременно потребителю такой услуги должно быть предоставлено право на получение от зрелищной организации уплаченной им цены и возмещение убытков. Подобные нормы будут способствовать, насколько это возможно, обеспечению духовности содержания зрелищно-развлекательных услуг, в чем сейчас остро нуждается зрелищное производство, и как минимум обеспечению безопасности этих услуг для здоровья и развития несовершеннолетних.

——————————————————————