Информация для уголка потребителя

(Косихин Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 39)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УГОЛКА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Д. КОСИХИН

Дмитрий Косихин, газета «ЭЖ-Юрист».

Какая информация должна быть представлена в уголке потребителя в офисе обособленного подразделения?

О. Игнатьева, г. Саранск

Требование о том, что организации должны представлять информацию о себе и реализуемых товарах (оказываемых услугах) населению, содержится в ст. ст. 8 — 11 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Эти сведения доводятся до потребителей «в наглядной и доступной форме». Другими словами, они размещаются в общедоступном, удобном для обозрения и ознакомления месте, например в витринах, в офисе организации на специально предназначенном стенде, называемом в обиходе уголком потребителя.

Причем обязанность по представлению такой информации не зависит от территориальной обособленности подразделения организации.

Информация о фирменном наименовании организации, ее адресе и режиме работы размещается на вывеске. Для ИП обязательным является указание о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа. Если оказываемые услуги подлежат лицензированию, то лицензию также нужно разместить в общедоступном месте. В случае оказания услуг во временных помещениях, на ярмарках, с лотков или вне постоянного места нахождения организации указанная информация также должна быть доведена до сведения потребителей (п. п. 1 — 3 ст. 9 Закона N 2300-1).

Таковы общие требования, установленные Законом N 2300-1. Применительно к организациям сферы бытового обслуживания необходимо руководствоваться Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025. Согласно п. 3 Правил организация в обязательном порядке представляет потребителю для ознакомления:

— перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;

— обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);

— сроки оказания услуг (выполнения работ);

— данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если они имеют значение, исходя из характера услуги (работы);

— гарантийные сроки;

— цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;

— сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);

— текст Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации;

— адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

— образцы договоров, квитанций и иных документов об оказании услуг или о выполнении работ;

— образцы или модели изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т. п.;

— перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг, выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Как видим, перечень информации, которую организация обязана представить потребителю, достаточно большой.

При несоблюдении требований Закона N 2300-1 и Правил по доведению информации до потребителя организация может быть привлечена к административной ответственности. Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг при отсутствии установленной информации влекут наложение штрафа для должностных лиц от 3 тыс. до 4 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП РФ). А при нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации налагается штраф для должностных лиц от 500 до 1000 руб., для юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП РФ).

Заметим, что местные органы власти могут издавать свои подзаконные акты, регулирующие взаимоотношения организаций торговли и бытового обслуживания с населением.

——————————————————————