К вопросу эффективности норм права в договоре оказания культурно-зрелищных услуг

(Халудорова С. В.) («Юридический мир», 2013, N 10)

К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМ ПРАВА В ДОГОВОРЕ ОКАЗАНИЯ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ

С. В. ХАЛУДОРОВА

Халудорова Саяна Викторовна, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с договором оказания культурно-зрелищных услуг. Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере оказания культурно-зрелищных услуг.

Ключевые слова: норма права, услуга, культурно-зрелищная услуга.

On the issue of efficiency of norms of law in the contract of rendering cultural-entertainment services S. V. Khaludorodova

Khaludorodova S. V., teacher of the Chair of Civil Law and Procedure at Russian State Social University.

The article concerns the issues related to the contract of rendering cultural-entertainment services; analyses normative-law acts regulating legal relations in the sphere of rendering cultural-entertainment services.

Key words: norm of law, service, cultural-entertainment service.

В настоящее время можно выделить большое количество разнообразных услуг. Данный фактор связан с тем, что в современной России сфера услуг занимает важное место в секторе экономики страны. Так, понятие «услуга» означает следующее: «…услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости — товара ли, труда ли» <1>, также «услуга — это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека» <2>. Из данных определений видно, что услуга связана с потребностями человека. ——————————— <1> Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 23. М., 1962. С. 203 — 204. <2> Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов: Изд-во «Стило», 2001. С. 17.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <3> услуга упоминается в ст. 128 (объекты гражданских прав), а в п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ <4> говорится, что «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Постатейный комментарий уточняет: «…комментируемая статья впервые формулирует легальное определение договора возмездного оказания услуг… Учитывая новизну данного договора, а также незначительную на момент принятия части второй ГК РФ судебную практику, определение договора сформулировано в законе лишь самым общим образом, причем основной акцент сделан на раскрытии содержания понятия услуги. Под услугой в комментируемой статье понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности. Характерно, что действия исполнителя не сводятся к результату, который мог бы быть передан заказчику и который позволил бы зафиксировать исполнение обязанности со стороны исполнителя. Именно поэтому в договоре возмездного оказания услуг на исполнителе не лежит риск недостижения результата, в отличие от договора подряда, в котором основным критерием завершения работ выступает передача их результата заказчику. В качестве основных признаков услуги можно назвать, во-первых, то, что результат ее полезного эффекта не может быть выражен в овеществленной форме, и, во-вторых, то, что исполнитель не гарантирует достижение результата услуги. Результат деятельности исполнителя может выражаться в таких формах, как выздоровление больного, прохождение собеседования или сдача экзамена, выигрыш судебного процесса, предоставление консультации, получение эстетического удовлетворения от выставки, просмотра кинофильма и т. п.» <5>. ——————————— <3> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <4> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410. <5> Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. П. В. Крашенинникова // СПС «КонсультантПлюс».

В главе 39 ГК РФ дается примерный перечень видов возмездных услуг — связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию. Так, «анализ п. 2 ст. 779 ГК, а также законодательства, регулирующего особенности возмездного оказания услуг, дает возможность также провести классификацию видов договора возмездного оказания услуг по сферам хозяйственной и социально-культурной деятельности», выделяя и дополняя «услуги связи и информации, правовые услуги, туристско-экскурсионные услуги, услуги в содействии занятости населения, услуги общественного питания, гостиничные услуги, коммунальные услуги, гигиенические услуги, ритуальные услуги, спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные услуги, культурно-зрелищные услуги» <6>. ——————————— <6> Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2010. С. 648.

Остановимся на культурно-зрелищных услугах. В современном мире спрос на посещение культурно-зрелищных мероприятий является достаточно высоким, существует многообразие культурно-зрелищных организаций, которые предоставляют услуги гражданам. К культурно-зрелищным организациям можем отнести театр, кинотеатр, цирк, концертный зал, музей, библиотеку, филармонию, выставочный зал, зоопарк и т. д. Необходимо отметить различные нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность культурно-зрелищных услуг. Основными актами являются: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. <7>, Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. <8>, Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. <9>, Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» <10>, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» <11>, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» <12>, Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» <13>, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 609 «Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» <14>, Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» <15>, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения» <16>, распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р «Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года» <17>, распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 434-р «О Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года» <18>. ——————————— <7> Ведомости ВС СССР. 1976. N 17(1831). <8> Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1991. С. 451. <9> Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. N 9. С. 3. <10> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615. <11> Российская газета. 1992. 7 апреля. <12> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4136. <13> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591. <14> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2670. <15> СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615. <16> СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3282. <17> СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3650. <18> СЗ РФ. 2012. N 15. Ст. 1807.

Переходя к договору, можно отметить, что в соответствии со ст. 420 ГК РФ «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей», а ст. 423 ГК РФ уточняет, что «договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным». Заключение договора по оказанию культурно-зрелищных услуг является правовым регулированием гражданских правоотношений между участниками в сфере культурно-зрелищных услуг. Н. А. Баринов пишет, что «…гражданско-правовой договор как правовое средство обеспечивает удовлетворение потребностей граждан в услугах» <19>. В. А. Ойгензихт относит зрелищные услуги к нетипичным договорным отношениям, анализируя характер отношений между гражданами и зрелищными предприятиями, автор считает, что «это возмездные (коллективно-возмездные) отношения, возникшие в результате волеизъявления сторон на основании публичной оферты зрелищного предприятия и оформления конкретного обязательства путем купли-продажи билета» <20>. М. Н. Малеина определяет: «По договору об оказании зрелищных услуг организация культуры обязуется продемонстрировать гражданину результат творческой деятельности в форме публичного показа или исполнения (предоставить гражданину возможности пользоваться благами культуры), а гражданин вправе требовать обеспечения пользования благами культуры с учетом установленных для удовлетворения своих культурных потребностей правил» <21>. ——————————— <19> Баринов Н. А. Указ. соч. С. 3. <20> Ойгензихт В. А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве: Учеб. пособие. Душанбе, 1984. С. 26 — 28. <21> Гражданское право: Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Юристъ, 2007. С. 397.

Несмотря на то, что количество культурно-зрелищных услуг растет, но вопрос качества вышеуказанных услуг остается открытым. Так, возникают проблемы разного характера: некачественное предоставление культурно-зрелищных услуг, отрицательное влияние информации на несовершеннолетних граждан, проблемы правовой охраны авторского права и т. д. Важно помнить и учитывать не только гражданам, но и законодателю, что культурные ценности являются ориентиром для развития личности, общества, страны. Итак, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в Российской Федерации существует обширная правовая база в сфере оказания культурно-зрелищных услуг. Так, законодатель не раскрывает сущность, основные понятия, правовую природу, правовое регулирование договора культурно-зрелищных услуг. Со сложившимися социально-экономическими и социально-культурными условиями общества необходимым видится, что ключевые моменты договора оказания культурно-зрелищных услуг должны быть прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации. Необходим универсальный договор оказания культурно-зрелищных услуг в связи с тем, что существует большое количество культурно-зрелищных организаций, предприятий, как государственных, так и частных, со своими особенностями, способом финансирования, правовым положением.

Список литературы

1. Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов: Изд-во «Стило», 2001. 2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. N 9. С. 3. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410. 5. Гражданское право (часть вторая): Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Юристъ, 2007. 6. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 07.04.1992. 7. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615. 8. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 23. М., 1962. 9. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1991. С. 451. 10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. N 17(1831). 11. Ойгензихт В. А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве: Учебное пособие. Душанбе, 1984.

——————————————————————