Оперативное использование психологических факторов спецконтингента в предупредительной деятельности

(Бережнова Н. Д.) ("Административное и муниципальное право", 2013, N 2) Текст документа

ОПЕРАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СПЕЦКОНТИНГЕНТА В ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. Д. БЕРЕЖНОВА

Бережнова Наталья Дмитриевна, кандидат психологических наук, проректор по научной работе социально-экономического института.

В статье рассматривается комплекс исправительно-коррекционных мероприятий спецконтингента в предупредительной деятельности на основе оперативно-психологической информации, а также раскрываются условия успешной реализации психоаналитических материалов на преступную группу.

Ключевые слова: переориентация, преступная группа, психологическое воздействие, лидер, механизмы формирования отношении, роли в группе, социальные и психологические методы, предупреждение, пенитенциарная преступность.

Operational use of psychological factors of special squads in preventive activities N. D. Berezhnova

The author of the article analyzes a number of corrective measures performed by special squads in preventive activities based on update psychological information. The author also describes the conditions of successful implementation of psychoanalytical tools in a criminal group.

Key words: refocusing, criminal group, psychological pressure, leader, mechanism of attitude formation, roles in a group, social and psychological methods, warning, penitentiary crime.

Деятельность сотрудников по пресечению деятельности преступных групп осуществляется по следующим направлениям: документирование приготовительных действий; устранение негативного влияния на других лиц со стороны отрицательной части осужденных; изоляция лиц, занимающихся приготовительными действиями; психологическое воздействие на участников групп. Вопросы психокоррекции рассматривали ученые: Р. М. Грановская, И. М. Никольская, Н. В. Гришина, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Я. Л. Коломенский, К. Муздыбаев, Н. И. Шевандрин, В. Е. Солдатов, О. В. Соловьева <1>. -------------------------------- <1> Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1999; Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000; Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000; Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976; Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983; Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998; Солдатов В. Е. Авторитет должности и авторитет личности. М., 1988; Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.

Эти меры применяются тогда, когда приготовление к преступлению грозит перерасти в покушение на него либо в оконченное преступление, а у сотрудников учреждения в силу сложившихся обстоятельств нет времени использовать иные меры воздействия. В таких условиях целесообразно осуществлять задержание на месте приготовления к преступлению либо с предметами, указывающими на это. Если реализованные меры не принесли успеха и виновные стремятся начать покушение на преступление, то есть совершают противоправные действия, то необходимо принимать все меры, исключающие наступление отрицательных последствий. Сотрудники ИУ, проводящие разработку преступной группы, получив и тщательно проанализировав оперативно-психологическую информацию о ее деятельности, разрабатывают и проводят комплекс мероприятий, направленных на нейтрализацию этой группы. Поскольку ключевое место в деятельности данных формирований принадлежит лидеру, то и основная часть мероприятий направлена против него. Характер мероприятий, стратегия и тактика их проведения диктуются целым рядом факторов, среди которых следует назвать степень психологического влияния лидера на осужденных, его криминальную активность, индивидуально-личностные характеристики. Выделяются такие стратегические направления работы с лидерами преступных группировок, как сотрудничество, компромисс, противоборство и война. Сотрудничество и компромисс в работе с преступными группами осужденных неприемлемы, если их действия нарушают уголовно-правовой запрет. В итоге наиболее приемлемым направлением работы с преступными группами следует считать противоборство, в рамках которого проводится комплекс психологических мероприятий, имеющих следующие направления: переориентация направленности группы; разобщение или саморазложение преступной группы; привлечение активных членов группы к уголовной ответственности. Переориентация направленности преступной группы возможна лишь на начальной стадии формирования, когда члены этого сообщества еще не успели совершить уголовно наказуемые деяния. На практике переориентация достигается путем: организации активного и целенаправленного психологического воздействия на членов группы и ее лидера; постановки перед группой задач положительной направленности, выполнение которых меняет ее курс; использования психологических возможностей осужденных и сотрудников, способных изменить ориентированность группы. Чтобы добиться разобщения или саморазложения группы, сотрудникам рекомендуется использовать психологические способы воздействия на членов группы и ее лидера. Данные вопросы рассматривали: Г. М. Андреева, В. С. Агеева, В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский, М. М. Рыжак, С. К. Рощин, И. М. Юсупов, В. А. Ядов и др. <2>. -------------------------------- <2> Андреева Г. М., Агеева В. С. Методы исследования межличностного восприятия в группе. М.: МГУ, 1984; Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921; Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983; Волков И. И. Исследование лидерства как функций групповой задачи // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л.: ЛГУ, 1971; Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985; Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. М., 1990. N 5; Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991; Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

В группе создаются специальные условия, вынуждающие участников группы и лидера нарушать неформальные нормы поведения, принятые в их среде, и создается обстановка недоверия друг к другу. Также можно территориально свести к минимуму контакты между ними и официально предупредить всех о последствиях противоправной деятельности <3>. Организуются психологические мероприятия по дискредитации лидеров и активистов. Привлекаются к уголовной ответственности члены преступных групп, что обеспечивает действие принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления. При проведении мероприятий психологического обеспечения предупреждения особых условий, вызванных противоправной деятельностью преступных групп, сотрудники должны решить следующие задачи: выявление всех фактов противоправной деятельности членов преступных группировок; подробный социально-психологический анализ поведения лидеров и участников преступных групп; использование психологических портретов осужденных, привлекаемых к сотрудничеству с администрацией. В психологическое обеспечение предупредительной деятельности входят: получение необходимой психологической информации и установление ее достоверности; экспертиза и анализ конкретных признаков противоправного поведения; вербальное и невербальное обнаружение признаков преступления <3>. Данные вопросы рассматривали: В. А. Лабунская, К. Лебон, В. Н. Лозовский, С. Сигиле, А. Л. Свенцицкий, Г. Тард и др. <4>. При этом обеспечивается выявление психологических данных, относящихся к событию преступления, о причастности лиц к подготовке преступления и других лиц, причастных к преступлению. -------------------------------- <3> Южанин В. Е. Специально-предупредительная деятельность администрации ИТУ. Рязань: Ряз. высш. шк. МВД СССР, 1990. С. 75. <4> Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д: РГУ, 1986; Лебон К. Психология народов и масс. СПб., 1896; Лозовский В. Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990; Сигиле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии СПб., 1896; Свенцицкий А. Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1979; Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. М., 2003; Тард Г. Социальные законы. СПб., 1906.

Выявление организатора и документирование его руководящей роли становятся обязательными условиями успешной реализации психоаналитических материалов на преступную группу. Это возможно при условии глубокого изучения механизма ее формирования, структуры, характера межличностных отношений, распределения ролей. В целях нейтрализации противоправного поведения преступной группы в указанном направлении наиболее целесообразно предупредительную работу проводить по следующим направлениям: помещение прибывшего в учреждение "авторитета" в отряд с позитивным микроклиматом и оперативным прикрытием; своевременное информирование о прибытии "авторитета" руководства учреждения; проведение различных мероприятий для создания неблагоприятного мнения о группе у осужденных, чтобы ограничить возможность пополнения ее новыми членами. Необходимым условием реализации психоаналитических материалов является документирование и анализ противоправного поведения. В связи с этим работа должна быть нацелена на следующие направления: психопрогноз возможных свидетелей и вещественных доказательств; непосредственное наблюдение и видеофиксация поведения лиц, сотрудничающих с администрацией. Свидетелями по уголовному делу могут быть осужденные, которым в силу различных обстоятельств стали известны факты противоправного поведения преступной группы <5>. -------------------------------- <5> См.: Исмаилов И. А. Проблемы предупреждения преступлений. Баку, 1990.

Это могут быть их собственные наблюдения, полученная информация от окружающих людей и т. д. Выявление таких лиц, установление истинного характера и достаточности объема полученной информации, которой они располагают, имеют большое значение для принятия предупредительных мер к преступникам, а также юридических мер, предусмотренных законом. В качестве предметов и документов, которые при расследовании могут быть вещественными и письменными доказательствами, выступают различные предметы, инструменты, письма, записки и т. д. Получить данную информацию о предметах как существенных доказательствах сотрудники могут путем проведения различных оперативно-розыскных мероприятий на основе психодиагностического анализа поведенческих реакций, физиогномики, нейролингвистики или на основе других методов социальной психологии <6>. -------------------------------- <6> Алешина Ю. Е., Данилин К. Е., Дубровская Е. М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М., 1989; Волков И. П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970; Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979; Жуков Ю. М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М., 1992; Журавлев Л. А., Шорохов В. Е. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998; Забродин Ю. М., Носов Н. А. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. М., 1996; Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2002; Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001; Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964; Кузьмин Е. С., Семенов В. Е. Методы социальной психологии. М., 1977; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001; Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996.

Непосредственное наблюдение и фиксация поведения членов преступной группы могут осуществляться сотрудниками разных с использованием видеозаписи и аудиозаписи. Составляемые при этом акты, психологические заключения и экспертизы могут быть использованы в качестве доказательств по уголовным делам. А сотрудники и лица, участвовавшие в проведении оперативно-розыскных и психолого-предупредительных мероприятий, могут выступать в качестве свидетелей. Такой тактический прием реализации материалов на преступные группы, как задержание с поличным, является довольно сложным и ответственным действием, осуществляемым в сочетании оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Операцию по задержанию с поличным необходимо тщательно готовить: изучить личности членов группы, подлежащих задержанию; определить место, время и момент задержания; подготовить к проведению необходимые следственные действия; провести мероприятия по зашифровке источников информации и др. Чтобы преодолеть организованное противодействие расследованию и побудить членов преступной группы к даче правдивых показаний, следует стремиться к обострению существующих противоречий между различными членами группы, используя методы управления конфликтными ситуациями <7>. Но данные конфликтные ситуации не должны носить противоправный характер. Деятельность преступной группы может считаться пресеченной, если в процессе реализации данных удалось обеспечить: психологическое разобщение преступной группы; отказ от совершения подготавливаемого преступления; привлечение членов преступной группы к уголовной ответственности. -------------------------------- <7> Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. Ужгород, 1995; Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999; Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983; Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997; Шорохова Е. В., Бобнева М. И. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979; Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. М., 1981; Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1984.

Достаточно серьезным психологическим обеспечением предупредительной деятельности является предупреждение насильственных преступлений осужденных. Предупреждение насильственных преступлений, совершаемых осужденными в местах свободы, - важная составная часть предупреждения пенитенциарной преступности в целом. Показатели насильственной пенитенциарной преступности в местах лишения свободы свидетельствуют об эффективности или неэффективности психопрофилактической работы. В связи с этим при организации психопрофилактики насилия необходимо учитывать имеющийся положительный опыт, а также социально-политические и социально-экономические изменения в обществе. Предупреждение пенитенциарного насилия осуществляется двумя основными способами: 1) воздействие на сферу общественного бытия; 2) воздействие на сферу общественного сознания. Каждому из этих способов соответствует определенная совокупность видов и уровней предупредительной деятельности. Предупреждение пенитенциарного насилиям - одна из важных социальных и психологических функций уголовно-исполнительной системы. Психологическая деятельность по обеспечению данной функции специфична и направлена, с одной стороны, на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений в местах лишения свободы, а с другой - на создание таких условий отбывания наказания, которые нейтрализовали бы действие негативных факторов, связанных с принудительной изоляцией личности <8>. Определяя характер общесоциального предупреждения насильственных преступлений в местах лишения свободы, необходимо акцентировать внимание на формирование негативного отношения у осужденных к любым формам насилия. В условиях изоляции от общества это нелегкая задача, и прежде всего потому, что условия мест лишения свободы являются идеальной средой для развития агрессивно-насильственных установок личности. -------------------------------- <8> См: Барабанов Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях. Рязань, 1999. Ч. 1. С. 52 - 55.

Библиографический список

1. Андреева Г. М., Агеева В. С. Методы исследования межличностного восприятия в группе. М.: МГУ, 1984. 2. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. Ужгород, 1995. 3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. 4. Алешина Ю. Е., Данилин К. Е., Дубровская Е. М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М., 1989. 5. Барабанов Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях. Рязань, 1999. Ч. 1. 6. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. 7. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 8. Волков И. И. Исследование лидерства как функций групповой задачи // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л.: ЛГУ, 1971. 9. Волков И. П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970. 10. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1999. 11. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. 12. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. 13. Жуков Ю. М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М., 1992. 14. Журавлев Л. А., Шорохов В. Е. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998. 215. 15. Забродин Ю. М., Носов Н. А. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. М., 1996. 16. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. 17. Исмаилов И. А. Проблемы предупреждения преступлений. Баку, 1990. 18. Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. 19. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2002. 20. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. 21. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964. 22. Кузьмин Е. С., Семенов В. Е. Методы социальной психологии. М., 1977. 23. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 24. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001. 25. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996. 26. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д: РГУ, 1986. 27. Лебон К. Психология народов и масс. СПб., 1896. 28. Лозовский В. Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990. 29. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983. 30. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. 31. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. 32. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. М., 1981. 33. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1984. 34. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. М., 1990. N 5. 35. Солдатов В. Е. Авторитет должности и авторитет личности. М., 1988. 36. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. 37. Сигиле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. СПб., 1896. 38. Свенцицкий А. Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1979. 39. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. М., 2003. 40. Тард Г. Социальные законы. СПб., 1906. 41. Шорохова Е. В., Бобнева М. И. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 42. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998. 43. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 44. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994. 45. Южанин В. Е. Специально-предупредительная деятельность администрации ИТУ Рязань: Ряз. высш. шк. МВД СССР, 1990.

References (transliteration)

1. Andreeva G. M., Ageeva V. S. Metody issledovaniya mezhlichnostnogo vospriyatiya v gruppe. M.: MGU, 1984. 2. Antsupov A. Ya., Malyshev A. A. Vvedenie v konfliktologiyu. Uzhgorod, 1995. 3. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologiya. M., 1999. 4. Aleshina Yu. E., Danilin K. E., Dubrovskaya E. M. Spetspraktikum po sotsial'noy psikhologii: opros, semeynoe i individual'noe konsul'tirovanie. M., 1989. 5. Barabanov N. P. Preduprezhdenie i presechenie chrezvychaynykh situatsiy kriminal'nogo kharaktera v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh. Ryazan', 1999. Ch. 1. 6. Bekhterev V. M. Kollektivnaya refleksologiya. Pg., 1921. 7. Bodalev A. A. Lichnost' i obshchenie. M.: Pedagogika, 1983. 8. Volkov I. I. Issledovanie liderstva kak funktsiy gruppovoy zadachi // Eksperimental'naya i prikladnaya psikhologiya. Vyp. 4. L.: LGU, 1971. 9. Volkov I. P. O sotsiometricheskoy metodike v sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniyakh. L.: LGU, 1970. 10. Granovskaya R. M., Nikol'skaya I. M. Zashchita lichnosti: psikhologicheskie mekhanizmy. SPb., 1999. 11. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta. SPb.: Piter, 2000. 12. Dontsov A. I. Problemy gruppovoy splochennosti. M., 1979. 13. Zhukov Yu. M. Tochnost' i differentsirovannost' mezhlichnostnogo vospriyatiya. M., 1992. 14. Zhuravlev L. A., Shorokhov V. E. Sotsial'no-psikhologicheskaya dinamika v usloviyakh ekonomicheskikh izmeneniy. M.: IP RAN, 1998. 15. Zabrodin Yu. M., Nosov N. A. Upravlenie chelovecheskimi resursami: psikhologicheskie problemy. M., 1996. 16. Zimbardo F., Lyayppe M. Sotsial'noe vliyanie. SPb.: Piter, 2000. 17. Ismailov I. A. Problemy preduprezhdeniya prestupleniy. Baku, 1990. 18. Kolomenskiy Ya. L. Psikhologiya vzaimootnosheniy v malykh gruppakh. Minsk, 1976. 19. Kornilova T. V. Eksperimental'naya psikhologiya. Teoriya i metody. M.: Aspekt Press, 2002. 20. Krichevskiy R. L., Ryzhak M. M. Psikhologiya rukovodstva i liderstva v sportivnom kollektive. M.: MGU, 1985. 21. Kuz'min E. S. Osnovy sotsial'noy psikhologii. L.: LGU, 1964. 22. Kuz'min E. S., Semenov V. E. Metody sotsial'noy psikhologii. M., 1977. 23. Kunitsyna V. N., Kazarinova N. V., Pogol'sha V. M. Mezhlichnostnoe obshchenie. SPb.: Piter, 2001. 24. Krichevskiy R. L., Dubovskaya E. M. Psikhologiya maloy gruppy. M.: Aspekt Press, 2001. 25. Kempbell D. Modeli eksperimentov v sotsial'noy psikhologii i prikladnykh issledovaniyakh. SPb., 1996. 26. Labunskaya V. A. Neverbal'noe povedenie. Rostov n/D: RGU, 1986. 27. Lebon K. Psikhologiya narodov i mass. SPb., 1896. 28. Lozovskiy V. N. Iskusstvo vzaimoponimaniya. Sverdlovsk, 1990. 29. Muzdybaev K. Psikhologiya otvetstvennosti. L.: LGU, 1983. 30. Magun V. S. Potrebnosti i psikhologiya sotsial'noy deyatel'nosti lichnosti. L.: Nauka, 1983. 31. Mayers D. Sotsial'naya psikhologiya. SPb., 1997. 32. Parygin B. D. Sotsial'no-psikhologicheskiy klimat kollektiva. M., 1981. 33. Petrovkaya L. A. Kompetentnost' v obshchenii. M., 1984. 34. Roshchin S. K. Psikhologiya tolpy: analiz proshlykh issledovaniy i problemy segodnyashnego dnya // Psikhologicheskiy zhurnal. M., 1990. N 5. 35. Soldatov V. E. Avtoritet dolzhnosti i avtoritet lichnosti. M., 1988. 36. Solov'eva O. V. Obratnaya svyaz' v mezhlichnostnom obshchenii. M., 1992. 37. Sigile S. Prestupnaya tolpa. Opyt kollektivnoy psikhologii. SPb., 1896. 38. Sventsitskiy A. L. Sotsial'no-psikhologicheskie problemy upravleniya. L., 1979. 39. Simonovich N. E. Sotsial'noe samochuvstvie lyudey i tekhnologii ego issledovaniya v sovremennoy Rossii. M., 2003. 40. Tard G. Sotsial'nye zakony. SPb., 1906. 41. Shorokhova E. V., Bobneva M. I. Psikhologicheskie mekhanizmy regulyatsii sotsial'nogo povedeniya. M.: Nauka, 1979. 42. Shevandrin N. I. Psikhodiagnostika, korrektsiya i razvitie lichnosti. M., 1998. 43. Yusupov I. M. Psikhologiya vzaimoponimaniya. Kazan', 1991. 44. Yadov V. A. Sotsial'naya identichnost' lichnosti. M., 1994. 45. Yuzhanin V. E. Spetsial'no-predupreditel'naya deyatel'nost' administratsii ITU. Ryazan': Ryaz. vyssh. shk. MVD SSSR, 1990.

------------------------------------------------------------------

Название документа