Приватность в сети

(Донцова Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 33)

Текст документа

ПРИВАТНОСТЬ В СЕТИ

Ю. ДОНЦОВА

Юлия Донцова, юрист, г. Орел.

В России стремительно развиваются телекоммуникации и интернет-технологии, совершенствуются формы передачи информации, личных контактов, деловых взаимоотношений. Но права и свободы граждан в Интернете фактически не защищены, и их нарушения становятся все более частым и масштабным явлением.

Гарантировано Конституцией…

На общем фоне систематических и грубых нарушений прав и свобод человека ущемление права на неприкосновенность частной жизни — фундаментального права человека, находящегося на одном уровне с правом на жизнь и свободой совести, — выглядит «незначительным делом», отодвигается на второй план, а нередко вообще игнорируется. Это усугубляется недоступностью информации о реальных масштабах нарушений приватности и часто невозможностью зафиксировать своевременно факт таких нарушений. Кроме того, неразвита сама законодательная база в области защиты персональных данных в Интернете.

Однако гарантии приватности закреплены на конституционном уровне. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его письменного согласия не допускаются (ст. ст. 23, 24 Конституции РФ). Вмешательство в частную жизнь, ограничение тайны телефонных переговоров и корреспонденции может осуществляться только на основании закона РФ или судебного решения. В статье 29 Конституции РФ содержатся гарантии свободы слова и информационного обмена (права искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом), а также запрет цензуры.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Конституции перечисленные статьи имеют высшую силу и прямое действие. Основной закон страны устанавливает ограничение прав человека и гражданина в интересах других лиц (ч. 3 ст. 17), общества (ч. 2 ст. 29) и государства (ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 56). Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ они «могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

…федеральными законами…

Вопросы приватности пользователей Интернета в российском законодательстве регулируются общими нормами о необходимости защиты частной жизни и персональных данных. Концепцию информационного регулирования определяет рамочный Закон «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии с ним государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (государственные тайны и конфиденциальная информация). К этой категории относятся и персональные данные, то есть любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), — «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация» (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 25.07.2011).

Часть 2 ст. 150 ГК РФ относит неприкосновенность частной жизни к охраняемым законом нематериальным благам. Сюда также отнесены достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ). В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ «нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» влечет предупреждение или наказание в виде штрафа. Максимальный размер штрафа по этой статье на граждан от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5000 до 10000 руб.

Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» гарантируется также тайна связи. В ст. 63 этого Закона операторам связи вменяется в обязанность обеспечение тайны связи: «Вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами». К конфиденциальной информации отнесены «сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи» (ст. 53 Закона N 126-ФЗ). Сведения об абонентах запрещается использовать для оказания справочных услуг без их письменного согласия.

Гарантии прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий определяются в Федеральном законе от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Сотрудники органов, осуществляющих такую деятельность, обязаны обеспечить приватность граждан, кроме того, «лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд» (ст. 5 Закона N 144-ФЗ).

В Российской Федерации существует уголовная ответственность за нарушение приватности. Установлено наказание за нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны связи, а также установлена ответственность за несанкционированный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ст. ст. 137, 138, 272 УК РФ). Предусмотрены различные формы наказаний: штраф, исправительные работы, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а в некоторых случаях и лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 272 УК РФ). Сумма штрафа — до 300 тыс. руб. или в размере дохода осужденного на срок до 2 лет.

Согласно ст. 13.14 КоАП РФ за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (если это не влечет уголовную ответственность), грозит штраф (на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.). Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении информации также является административным правонарушением (ст. 5.39 КоАП РФ) и наказывается штрафом в размере от 1000 до 3000 руб.

Существует система технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий в сетях связи, в том числе Интернете. С 1997 года провайдерам вменяется в обязанность установить оборудование, программы и выделенную линию для местного отделения ФСБ для предоставления сотрудникам службы возможности дистанционно отслеживать, перехватывать и прерывать связь любого клиента этого провайдера.

Статья 23 Конституции РФ предусматривает, что для перехвата сообщений спецслужбы обязаны получить судебное разрешение. Однако вопрос о выполнении этих требований достаточно спорный, ведь для доступа к интернет-трафику спецслужбам фактически не надо обращаться к провайдерам.

…и международными соглашениями

На международном уровне существует несколько основных так или иначе касающихся приватности соглашений, участницей которых является Российская Федерация:

1. Всеобщая Декларация прав человека 1948 года.

В статье 12 Декларации говорится: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции».

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 17 Пакта).

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

В статье 8 Конвенции сказано: «Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции». Вмешательство государства в приватность возможно лишь в случаях, предусмотренных законом «в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений».

4. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 г.), которая вступила в силу для РФ 11 августа 1998 года.

5. Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой восьмерки». В ней в числе основных подходов и принципов упоминается необходимость развития эффективных механизмов защиты частной жизни, в том числе при обработке персональных данных, развитие криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Нужна ли нам цензура?

Итак, право на неприкосновенность частной жизни в нашей стране поддерживается Конституцией РФ, рядом международных соглашений и федеральных законов. Несмотря на большое разнообразие законодательных актов, они все же не могут урегулировать вопросы приватности (основные и фундаментальные права наших граждан), а точнее — защиты от его нарушений. Законотворческий процесс идет медленно и бессистемно. Специальные органы или структуры по защите приватности отсутствуют.

Государством предлагается способ решения этого вопроса: приравнять Интернет к средствам массовой информации, то есть применить к отношениям в Сети те же меры ответственности, что и ко всем обычным СМИ — газетам, журналам, теле — и радиопередачам.

На наш взгляд, все попытки регулировать Интернет — это попытки установить цензуру. Интернет-цензура — это контроль или запрещение материалов, которые кто-либо может публиковать в Интернете или скачивать из него. Она имеет ту же юридическую основу, что и цензура печати. Основное же ее отличие заключается в том, что национальные границы Сети размыты: жители страны, в которой та или иная информация запрещена (если она не фильтруется), могут найти ее на веб-сайтах, расположенных на серверах в других странах. Полностью подвергнуть Интернет цензуре очень сложно в силу самой его природы — использование псевдонимов и наличие так называемых бухт данных (Data havens) не позволяют стопроцентно идентифицировать принадлежность (авторство) контента и физически удалить его.

Цензура в Интернете подразумевает под собой не только блокировку или закрытие каких-либо веб-ресурсов, но и анализ трафика, применение карательных мер к авторам публикаций или владельцам веб-серверов.

Цензура в Российской Федерации запрещена. Согласно ст. 29 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ «каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Вопрос открытый

По нашему мнению, должна вестись борьба с информацией, противоречащей действующим законодательным нормам. По статистическим данным, большинство сторонников интернет-цензуры — люди старше 50 лет и те, кому 30 — 40 лет. Старшее поколение особенно раздражают спам и навязчивая реклама, люди среднего возраста обеспокоены тем, что их дети могут свободно зайти на сайты, чтение и просмотр которых должны быть доступны только совершеннолетним.

Дискуссии о необходимости регулирования Интернета на законных основаниях в России ведутся не первый год. Несколько лет назад основными противоборствующими силами в этом вопросе были те, кто понимал необходимость регулирования процессов в Сети, и те, кто просил сохранить киберпространство свободным от законов и предписаний. Сегодня, пожалуй, подавляющее большинство активных пользователей понимают, что Интернет контролировать все-таки надо, и с каждым днем эта необходимость не снижается, а увеличивается. Вопрос — как?

Нет практически никаких гарантий, что данные, оставленные пользователями в анкетах, формах заказов или регистрации, не будут использованы не по назначению, проданы в виде баз данных и что права на неприкосновенность частной жизни не будут нарушены. И таких гарантий не будет, пока не будут издаваться и применяться соответствующие законы. Пока же остается надеяться только на собственные средства защиты, шифрование данных и благоразумие тех, кому миллионы людей доверяют информацию о себе.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *