Кто уменьшит звук?
(Донцова Ю.)
(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 3)
КТО УМЕНЬШИТ ЗВУК?
Ю. ДОНЦОВА
Юлия Донцова, юрист, г. Орел.
Реклама на телевидении является сравнительно новым, но очень эффективным способом привлечения потенциального покупателя, так как информация воспринимается и за счет звука, и визуально. Но не всегда такая реклама безобидна. А всегда ли законна?
Уровень звука закон не раскрывает
Когда происходит резкое увеличение уровня звука рекламы в среднем на 20% (до 55 децибелов) по сравнению с прерываемой ею телепрограммой, радиопрограммой или радиопередачей, является ли такое привлечение внимания телезрителей законным средством воздействия? Причем мало кто замечает, что, например, фильм перед рекламой делается тише минут за 5 до нее в отличие от основного уровня громкости. А что говорят сами телеканалы, рекламщики и звукорежиссеры? Конечно же, они невиновны и просто вот так получается. Потому что это «не реклама громче, а сами передачи и фильмы тише идут».
Громкость телевизионной рекламы — одна из серьезных проблем, которая, к сожалению, на сегодняшний день окончательно не решена в системе правового регулирования. Так, в соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона РФ «О рекламе» при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента. Но вот в чем проблема: технический регламент по соотношению громкости звука рекламы и транслируемой телепрограммы до сегодняшнего дня так и остается неразработанным, и неясно, чем следует руководствоваться для определения уровня звука, если нормативно это так и остается незакрепленным.
В связи с этим Федеральная антимонопольная служба собирается запретить телекомпаниям увеличивать звук при показе рекламных роликов и уже направила письма 15 федеральным телеканалам о необходимости принятия мер по выравниванию уровня громкости рекламы и уровня громкости телепередач, а также запросила информацию о принимаемых телеканалами мерах относительно данного вопроса. Но где гарантии того, что телеканалы будут уменьшать уровень звука? Ведь нет ответственности за данное нарушение. Нет и определения среднего уровня звука, и неудивительно, что в отсутствие технического регламента телеканалы сами определяют данный уровень. Поэтому даже применение каких-либо принудительных мер ФАС РФ в отношении рекламораспространителей будет затруднено, поскольку реализация положений закона о звуке рекламы парализована несогласованными действиями органов исполнительной власти.
Дело — за Минпромторгом
Учитывая тот факт, что к настоящему моменту отсутствует технический регламент, определяющий допустимый уровень звука рекламы, любые меры Федеральной антимонопольной службы, применяемые к телеканалам и производителям рекламы, будут неэффективны, а с точки зрения формального права и вовсе незаконны. ФАС РФ уведомила телеканалы о возможном внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», направленных на закрепление норм прямого действия относительно определения уровня громкости звука рекламы, но когда следует ожидать изменений — нигде не сказано.
По словам главы ФАС РФ Игоря Артемьева, «всем надоело вздрагивать» от чрезмерно громкой рекламы. Дело — за Минпромторгом, который должен принять технический регламент в отношении предельного уровня звука. Без такого регламента соответствующая норма, уже имеющаяся в Законе «О рекламе», не работает и является мертвой. Так зачем же в нашем законодательстве прописаны нормы, которые ничего не регулируют, являются фикцией, не действуют и просто неэффективны?
Три пути решения вопроса
Однако проблему громкой рекламы можно решить так: либо установить единый стандарт уровня звука, либо отразить в законе, что звук рекламы должен быть записан в той же компрессии, что и звук телепрограммы, либо привлекать к ответственности в связи с нарушением ч. 11 ст. 15 Федерального закона «О рекламе», до тех пор пока не будет разработан технический регламент по соотношению громкости звука рекламы и транслируемой телепрограммы или не будут внесены поправки в сам Федеральный закон.
С другой стороны, «неопределенный круг лиц» — потребителей является потерпевшим от столь явных нарушений нашего законодательства, причем никаких мер со стороны ФАС РФ в отношении привлечения к ответственности не наблюдается.
Хотя в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:
— предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
— возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Большим штрафам — зеленый свет
Проблема состоит еще и в том, что финансовых потерь за нарушение условий трансляции рекламы, предусмотренных законом, никто не несет: ни рекламодатель, ни рекламораспространитель, ни рекламопроизводитель. Так зачем им принимать какие-то меры по устранению нарушений Закона, если максимальная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях может быть в виде штрафа? Возможно, если бы на основании жалобы были произведены замеры громкости и при этом были обнаружены превышения уровня звука и вследствие этого канал был бы оштрафован на адекватную сумму, он бы самостоятельно ввел комфортный для зрителей уровень звуковой компрессии. Только такими жесткими мерами можно пресечь дальнейшее нарушение закона.
Международный союз электросвязи (МСЭ) подготовил рекомендации по регулированию уровня громкости в телевизионном вещании. Их цель — покончить с перепадами звука в перерывах программ на рекламные паузы, если этого не может сделать Федеральная антимонопольная служба. Потенциально в регулировании уровня громкости рекламы может принять участие и Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, которое занимается лицензированием СМИ и может ввести законодательные ограничения в условия предоставления лицензий. Но пока ничего не делается и данная проблема не сдвигается с мертвой точки.
Итак, Закон есть. Есть и служба, которая должна следить за его исполнением. Но миллионы телезрителей продолжают судорожно давить на кнопки во время рекламной паузы.
——————————————————————