Волна махинаций с накоплениями граждан

(Донцова Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 21)

ВОЛНА МАХИНАЦИЙ С НАКОПЛЕНИЯМИ ГРАЖДАН

Ю. ДОНЦОВА

Юлия Донцова, юрист, г. Орел.

Пенсионные накопления граждан становятся предметом махинаций со стороны негосударственных пенсионных фондов, получивших в начале пенсионной реформы право управлять госсредствами. Из писем, присланных ПФР, многие граждане узнали, что накопления без их ведома «утекли» из государственного пенсионного фонда в частные. Что же ждет жертв мошенничества и как можно исправить ситуацию?

Новый вид махинаций с пенсионными накоплениями граждан был выявлен во Владимире. Люди, представляющиеся сотрудниками ПФР и предъявляющие соответствующие удостоверения, настойчиво предлагали гражданам подписать договор о страховании их накопительной части пенсии. Мошенники объясняли это тем, что иначе в случае смерти гражданина до выхода на пенсию его пенсионными накоплениями не смогут воспользоваться наследники. В конце договора мелким шрифтом было написано, что подписавшие соглашаются перевести свою накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

В извещении ПФР о состоянии пенсионного счета (так называемом письме счастья) указывалось, что накопления адресата с этого года переведены в негосударственный пенсионный фонд («СтальФонд», «Ренессанс Жизнь и пенсии», «Русь», НПФ электроэнергетики и т. д.). Сделано это якобы по личному заявлению самого гражданина. Конечно, никаких документов о переводе своих средств в частный фонд люди не подавали, а заявления с их подписью оказались поддельными.

Аналогичные ситуации происходят и в других регионах страны. Впрочем, до суда дело не доходит — после первого же звонка испуганный сотрудник фонда рассыпается в извинениях и обещает все вернуть. Пугаются они не зря, ведь речь идет о мошенничестве в крупном размере.

Скандалы, связанные с незаконным переводом пенсионных денег, вспыхивают каждый год, едва только Пенсионный фонд начинает рассылать «письма счастья». По данным Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ), за последние три года было не менее 6000 подобных случаев.

Сами фонды в происходящем виноваты лишь косвенно, основная ответственность лежит на агентах, с которыми они работают. Чтобы получить агентское вознаграждение, некоторые из таких «помощников» идут на нарушение закона: подделывают заявления граждан (благо базы с персональными данными сейчас продаются на каждом углу), выдают документы за оригинал и, получив положенное, исчезают. «Только самые крупные фонды могут позволить себе содержать представительства в разных регионах страны. Большинство вынуждены нанимать агентов, которые работают на договоре, привлекая граждан в фонд, — поясняет советник президента НАПФ Валерий Виноградов. — Кражей в прямом смысле слова перевод пенсионных накоплений без согласия владельца назвать нельзя, ведь деньги никуда не деваются, они в любом случае остаются на индивидуальном лицевом счете гражданина».

Получается, что россиянам можно не беспокоиться. Жертве мошенников достаточно написать заявление в ПФР, и через год деньги с учетом инвестиционных доходов будут возвращены. Кто несет потери, так это фонды. Они заключают договоры с агентами, выплачивают комиссионные, а потом выясняется, что документы подделаны. Поэтому в большинстве случаев именно НПФ обращаются в правоохранительные органы в надежде добиться справедливости.

«С этого года в заявлении на перевод средств будет стоять не подпись (по ней не проводится графологическая экспертиза), а полная расшифровка имени, отчества и фамилии. Факт подделки можно будет доказать, и недобросовестные агенты поостерегутся нарушать закон, ведь за это грозит реальный срок.

Кроме того, ассоциация готовит предложения по корректировке рынка агентских услуг. Дело в том, что сейчас проверить агента невозможно, убедиться в квалификации сложно. Нужно готовить, обучать, возможно, даже лицензировать агентов», — заявляет Виноградов. Сейчас ПФР приходится разбираться с жалобами граждан, что называется, по факту. То же самое делают и негосударственные фонды, которые из-за махинаций теряют не только деньги, но и репутацию, что гораздо важнее.

Все это говорит о том, что менять нужно не только систему работы с агентами, но и законодательство. К примеру, принять поправки, которые бы сократили число заявлений о переводе пенсионных накоплений до одного в год. Это уменьшит количество подделок. Но надежды на принятие такого закона мало, считают специалисты. Он ограничит свободу волеизъявления граждан, а она охраняется Конституцией.

Напомним, в апреле 2011 года НАПФ в открытом письме Президенту РФ пожаловалась: из-за пробелов в законодательстве НПФ не могут выплачивать накопительные пенсии. «Накопительные средства сформированы, а как их расходовать, никто не знает. Законопроект по этому вопросу уже многие годы ходит по кругу согласований», — говорилось в письме.

В Минздравсоцразвития заявили: для негосударственных фондов нет никаких правовых препятствий назначать и выплачивать накопительную часть трудовой пенсии. По словам замминистра Юрия Воронина, накопительные части пенсий они не выплачивают для шантажа, чтобы ввести выгодные для себя поправки, например не платить пенсии пожизненно.

Впрочем, в Министерстве понимают, что в существующем виде накопительный элемент пенсии неэффективен, и предлагают вообще вывести его из системы обязательного пенсионного страхования. То есть накопительные пенсии будут обязательными, но станут похожи на обычные страховки. Человек сам сможет выбрать, получать накопления все сразу или частями. От этого будут зависеть тарифы НПФ. А чтобы будущий пенсионер не остался без пенсии, фонды должны за свой счет застраховать риски.

Эти изменения должны воплотиться в жизнь уже с 2012 года. Однако сейчас в отделениях Пенсионного фонда столпотворение — возмущенные граждане хотят знать, на каком основании их пенсионные накопления «мигрировали» из одного фонда в другой и кто за это будет отвечать.

——————————————————————