Некоторые нарушения законодательства РФ о рекламе биологически активных добавок и административная ответственность за них

(Туровская К. А., Туровская В. А.) («Административное право и процесс», 2012, N 6) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РЕКЛАМЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ

К. А. ТУРОВСКАЯ, В. А. ТУРОВСКАЯ

Туровская Ксения Александровна, аспирант Тихоокеанского государственного университета.

Туровская Виктория Александровна, аспирант Тихоокеанского государственного университета.

Статья рассматривает нарушения законодательства РФ при рекламе биологически активных добавок (БАД), деятельность Федеральной антимонопольной службы по их пресечению и административную ответственность в данной сфере. Авторами предлагается внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о рекламе.

Ключевые слова: административная ответственность, биологически активные добавки, реклама, медицинские услуги.

Certain violations of legislation of the RF on advertizing of biologically active supplements and the relevant administrative responsibility K. A. Turovskaya, V. A. Turovskaya

The paper deals with some legislation violations of the Russian Federation in advertising biologically active additions (BAA), Federal antimonopoly service operation concerning their suppression as will as administrative responsibility in the given sphere. The author suggest that some changes and supplements should be introduced into the Russian Federation legislation on advertising.

Key words: administrative responsibility, biologically active supplements, advertizing, medical services.

Согласно ст. 33 ФЗ «О рекламе» Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в пределах своих полномочий предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам его нарушения. Также на ФАС России возложены функции по принятию подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. В 2009 г. центральным аппаратом и территориальными органами ФАС России было возбуждено 129 дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе БАД <1>. ——————————— <1> Сайт Федеральной антимонопольной службы РФ // URL: http//www. fas. gov.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Как правило, характерными являются следующие нарушения Федерального закона «О рекламе» в процессе рекламы БАД: — п. 2 ч. 3 ст. 5, в соответствии с которым не допускается недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; — п. 6 ч. 5 ст. 5, в соответствии с которым не допускается указание на лечебные свойства, т. е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники; — ч. 1 ст. 25, в соответствии с которой реклама БАД не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами; содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок; побуждать к отказу от здорового питания; создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок. Побуждение в рекламе к отказу от здорового питания встречается редко, а вот косвенное побуждение к отказу от лекарственных средств в рекламе БАД довольно часто, но этот пункт в Законе отсутствует. Именно поэтому авторы предлагают п. 4 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О рекламе», который говорит, что реклама БАД не должна «побуждать к отказу от здорового питания», изложить в следующей редакции: «4) побуждать к отказу от здорового питания или к отказу от лекарственных средств». Распространенными нарушениями в сфере рекламы БАД являются нарушения ч. 1 ст. 25 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой в рекламе нельзя не только прямо указывать на лечебные свойства БАД, но и каким-либо образом формировать у потребителя ощущение того, что добавки являются средством лечения заболеваний. Несмотря на это, существует некая лазейка — использование термина «препарат», который у большинства населения ассоциируется с лекарством. Авторы считают, что следует запретить производителям, рекламопроизводителям, продавцам БАД использовать термин «препарат» на упаковках (этикетках), в рекламе, а также непосредственно при их продаже. Существующая редакция п. 1 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О рекламе» говорит о том, что реклама БАД и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами. Целесообразно п. 1 ч. 1 ст. 25 указанного Закона изложить в следующей редакции: «1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: 1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а равно содержать термин «препарат» в целях исключения возможности их отождествления с лекарственными средствами». С начала 2010 г. нарушается п. 6 ст. 7 указанного Закона, в соответствии с которым не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия. Необходимо напомнить, что, согласно Постановлению Правительства РФ N 982 <2>, подтверждение соответствия БАД требованиям по качеству и безопасности, установленным для данного товара действующими стандартами, и существующим нормативам осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. С учетом положений ч. 2 ст. 28 ФЗ «О техническом регулировании» <3> введение в оборот БАД, в том числе путем распространения их рекламы, станет возможным только в том случае, если такие БАД прошли процедуру обязательного подтверждения соответствия. ——————————— <2> Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». <3> ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

В связи с многочисленными нарушениями при рекламе БАД депутат Госдумы Антон Беляков предлагал запретить рекламу БАД на телевидении, радио и в печатных СМИ. Данные нововведения были обозначены в поправках к ФЗ «О рекламе» <4>, которые парламентарии внесли в Госдуму в декабре 2009 г. Согласно этому документу, рекламировать БАД можно было бы только в медицинских, фармацевтических изданиях, на специализированных выставках и конференциях. Указанная инициатива не нашла отражения в законодательстве. Авторы же считают, что запретить рекламные кампании БАД полностью нельзя. Это приведет к возвращению к рынку БАД в 90-х годах — к возрождению стихийного сетевого маркетинга. Нельзя отрицать положительную роль рекламы данного вида товаров — информирование о назначении БАД, поскольку многие граждане России до сих пор до конца не могут понять их сущности. Без такой информации покупатель не сможет понять, что ему предлагают. Поправки в Закон «О рекламе» и Кодекс РФ об административных правонарушениях необходимы в целях повышения ответственности рекламодателей и СМИ за нарушение норм размещения рекламы БАД и усиление контроля в указанной сфере. ФЗ «О рекламе» недостаточно введены ограничения на рекламу БАД, об этом свидетельствуют обращения граждан с жалобами в Роспотребнадзор. ——————————— <4> URL: http// www. aberyakov. rii/ info/ zakonoproekt_o_zaprete_reklamy_bad_na_televidenii_i_radio. htm.

Четырнадцатого января 2011 г. Минздравсоцразвития России разработало законопроект «О внесении изменений в ст. 25 ФЗ «О рекламе» <5>. Нововведением является то, что реклама БАД должна сопровождаться указаниями: 1) «биологически активная добавка к пище является пищевым продуктом, не является лекарственным средством и не применяется для лечения каких-либо заболеваний»; 2) «продажа биологически активной добавки к пище может осуществляться только через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). Продажа биологически активной добавки к пище в иных местах (на дому у покупателя, на улице и т. д.) не допускается». Авторы же полагают, что содержание ч. 1 предлагаемой статьи вполне уместно и имеет место быть, однако введение норм ч. 2 статьи представляется нецелесообразным. Во-первых, суть нормы зафиксирована в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище». Посредством рекламы нужно доводить до покупателей понятие БАД и цели их применения, а места реализации — через проведение правового просвещения, социальной рекламы, распространения в больницах и социальных учреждениях буклетов о том, где можно приобретать БАД. Наличие же указанных сведений в Законе «О рекламе» — дублирование норм и лишнее увеличение объема Закона. Во-вторых, представляется некорректной, недодуманной и незавершенной следующая формулировка: «Продажа биологически активной добавки к пище в иных местах (на дому у покупателя, на улице и т. д.) не допускается». Чаще всего БАД незаконно реализуются через Интернет, дистрибьюторскую сеть, телемагазины, по телефону. Если же представители Минздравсоцразвития России, разработавшие указанный законопроект, считают необходимым введение указанной нормы, то она может быть сформулирована следующим образом: «Иные способы продажи (дистанционные, сетевые и др.), через дистрибьюторскую сеть (посредством распространителей) не допускаются и расцениваются как незаконная деятельность». ——————————— <5> Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития // URL: http//www. minzdravsoc. ru/health/sanitation/18.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *