Осторожно: реклама еды!
(Иванов И.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 33)
ОСТОРОЖНО: РЕКЛАМА ЕДЫ!
И. ИВАНОВ
Иван Иванов, кандидат юридических наук, г. Астрахань.
Распространение культа быстрой еды ведет к печальным последствиям — ожирению и другим болезням обмена веществ. В ряде стран обеспокоенность данной проблемой привела к введению серьезных ограничений на рекламу пищевых продуктов. Как данная проблема решается в российском законодательстве?
Что предусматривает российское законодательство?
В нормах Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» специальный комплексный правовой режим рекламы пищевых продуктов не установлен. Пищевые продукты (в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов») — это продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. Из перечисленного Закон N 38-ФЗ предъявляет особые требования к рекламе алкогольной продукции (ст. 21), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22), биологически активных добавок, пищевых добавок и продуктов детского питания (ст. 25). Следовательно, в отношении рекламы других продуктов в натуральном или переработанном виде, употребляемых человеком в пищу, бутилированной воды, безалкогольных напитков, жевательной резинки, а также продовольственного сырья действуют общие требования, установленные ст. ст. 5 — 7, 14 — 20 и другими нормами Закона N 38-ФЗ. Это означает, что сегодня в России отсутствует какой-либо специальный правовой режим рекламы нездоровой (способной вызвать расстройства здоровья) пищи: газированных напитков, соков, йогуртов, а также продукции, именуемой в народе фастфудом. Конечно, Закон N 38-ФЗ распространяется на указанные категории товаров и в числе прочих предъявляет требования к достоверности их рекламы. Если таковая содержит не соответствующие действительности сведения о природе, составе, потребительских свойствах пищевых продуктов, она должна признаваться недостоверной (п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ).
Формирование культуры питания
Попытки оградить подрастающее поколение от приобщения к нездоровой пище предпринимаются и в разных сферах государственной деятельности. Например, Минобрнауки России в письме от 12.04.2012 N 06-731 обнародовало для распространения в субъектах Федерации Методические рекомендации «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников», разработанные Институтом возрастной физиологии РАО в рамках реализации мероприятия «Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта «Образование». В документе обращается внимание на важность того, чтобы подросток мог критически оценивать различного рода рекламную информацию и осознавать ее влияние. Подросткам рекомендовано отказаться в период подготовки к экзаменам от употребления энергетических напитков. В состав таких коктейлей, среди прочего, входит синтетический кофеин в больших дозах. В Рекомендациях прямо говорится о необходимости исключения из ежедневного рациона газированных напитков, поскольку они содержат большое количество сахара и углекислоты, способной раздражать слизистую желудка: «Напитки готовятся из концентратов и содержат много консервантов, красящих веществ, ароматизаторов, которые также могут вызывать раздражение желудка и способствовать возникновению аллергии». В отношении блюд фастфуда отмечается опасность их регулярного употребления по той причине, что в них содержится повышенное количество сахара, соли, специй, добавок — усилителей вкуса и «все это при систематическом использовании наносит очень существенный вред здоровью».
Газированная радость
Роспотребнадзор опубликовал на своем официальном сайте тревожные данные о сладких газированных напитках. С позиций безопасности пищевых продуктов составы сахаросодержащих безалкогольных газированных напитков неопасны для здоровья человека, в них не содержатся потенциально опасные компоненты, сообщило ведомство. Однако дети нередко потребляют значительное количество напитков, что сопровождается: — избыточным поступлением добавленного сахара; — вытеснением из рациона питания других видов жидкости, содержащих широкий спектр пищевых веществ, в том числе незаменимых для организма; — избыточным поступлением фосфора. Избыточное потребление сахаросодержащих безалкогольных газированных напитков детьми может вести к превышению калорийности рациона над энергозатратами и служить фактором риска развития ожирения, сахарного диабета, кариеса и снижения костной плотности <1>. ——————————— <1> http://rospotrebnadzor. ru
Сначала научили, теперь предостерегают
В России сегодня, с одной стороны, официально признана опасность нездоровой пищи, а с другой — реклама указанной продукции разрешена. Какие-либо специальные требования в отношении мест размещения точек реализации фастфуда отсутствуют. В Астрахани, например, известный брендовый пункт по продаже быстрых закусок и газированных напитков расположен напротив центральной областной больницы, на незначительном расстоянии от детского сада, рынка и государственного учреждения. Полагаю, приведенный пример не является исключением, а показывает системное явление. Итак, год за годом российское общество, находясь под влиянием рынка и его главного орудия — рекламных технологий, постепенно подсело на хрустящие и газированные радости. Сначала реклама приобщила нас к неправильному питанию, а теперь из государственных ведомств не так ярко и настойчиво, но зато аргументированно и авторитетно звучат тревожные предостережения.
Где же выход?
Решение проблемы нездорового питания потребует от властей принятия жестких и осознанных мер, поскольку одними только советами и предупреждениями масштабного результата не достичь. Думаем, российскому законодателю следует присмотреться к опыту других стран, сделавших реальные шаги навстречу здоровью своего народа. В Иране, например, запрещена реклама вредной для здоровья продукции, в том числе чипсов и кукурузных палочек. Если в одном государстве хватило политической воли принять такое невыгодное для бизнеса решение, то чем хуже Россия? Также заслуживает всяческого одобрения идея американских ученых пересмотреть политику в отношении размещения ресторанов быстрого питания. Как говорится, было бы желание, тем более различные способы решения проблемы уже предложены, а в ряде случаев и опробованы.
——————————————————————