Таможенные платежи: новое в законодательстве

(Шлыков В. С.) («Юрист», 2009, N 12) Текст документа

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В. С. ШЛЫКОВ

Шлыков В. С., заместитель начальника организационно-контрольного отдела УФССП России по Саратовской области.

В статье рассмотрены вопросы принудительного взыскания таможенных платежей. Предложена наиболее оптимальная форма взаимодействия указанных субъектов по взысканию таможенных платежей. Ключевые слова: адвокат, таможенные платежи, таможенные органы, судебные приставы.

In article questions of compulsory collecting of customs payments are considered. The optimal form of interaction of the specified subjects on collecting customs payments is offered. Key words: the lawyer, customs payments, customs bodies, bailiffs <*>. ——————————— <*> Shlykov V. S. Customs payments: new in the legislation.

Таможенные платежи — неотъемлемая часть системы налогов, сборов и других обязательных платежей, а их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно условие перемещения и предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации. В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных налогов и сборов. Следует отметить, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном главой 32 ТК РФ <1>. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ст. 352). ——————————— <1> ТК РФ (в редакции от 13.10.2009 N 232-ФЗ).

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (ст. 351), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 351.1), за счет иного имущества плательщика (ст. 353), а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке (п. 3, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ). До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (ст. 350), за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 345, п. 2 и 3 ст. 351.1, п. 2 ст. 352 и п. 2 ст. 353 ТК РФ, а также за исключением случаев, когда лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (ст. 115 и 233) (п. 4, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ). Особо отметим, что при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об уплате таможенных платежей выставляются декларанту и таможенному брокеру (представителю) с указанием об этом в данных требованиях. В случае если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации <2>. ——————————— <2> Принудительное взыскание таможенных платежей не производится: если требование об уплате таможенных платежей (ст. 350) не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК РФ; если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей.

Если в соответствии с положениями ТК РФ лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (ст. 115 и 233), взыскание таможенных пошлин, налогов производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 6 введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ). Соглашение о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов от 23 апреля 2008 г. N 474 определяет общие принципы взаимодействия Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов (далее — таможенные органы) и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов и их структурных подразделений (далее — ФССП России) при исполнении постановлений таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника, а также исполнительных документов, выданных судами на основании судебных актов о взыскании таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей, в том числе за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Первоочередными задачами взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений являются, во-первых, повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений, вынесенных таможенными органами, и иных исполнительных документов; во-вторых, организация надлежащего взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений при осуществлении возложенных на них полномочий, в-третьих, осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес <3>. ——————————— <3> Таможенный орган в установленные законодательством сроки предъявляет к исполнению исполнительный документ, соответствующий требованиям ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ); передается путем направления исполнительного документа и заявления о возбуждении исполнительного производства в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в некоторых случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», — главному судебному приставу субъекта Российской Федерации с приложением заверенных в соответствии с правилами делопроизводства копий документов (при их наличии).

Если в ходе исполнительного производства должник полностью (частично) погасил сумму, подлежащую взысканию, таможенный орган направляет судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительный документ, уведомление с приложением заверенных таможенным органом копий соответствующих платежных документов. Денежные средства, перечисленные должником после получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства, учитываются таможенным органом в счет погашения задолженности по исполнительному документу, произведенного в результате деятельности судебного пристава-исполнителя. Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурным подразделением территориального органа ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе и (или) сопроводительном письме таможенного органа, в срок, устанавливаемый нормативными правовыми актами, регулирующими порядок зачисления и выдачи денежных средств со счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов ФССП России. При отсутствии в исполнительном документе, выданном судом на основании судебного акта по заявлению таможенного органа в случаях, предусмотренных подпунктами 1.3 — 1.5 пункта 1 Соглашения, сведений о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в указанный таможенный орган. При вынесении таможенным органом постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таможенный орган направляет его судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство. При возвращении фактически исполненного или частично исполненного исполнительного документа судебный пристав-исполнитель направляет в таможенный орган заверенную копию соответствующего платежного документа с отметкой банка о перечислении денежных средств на счет Федерального казначейства, открытый для таможенного органа, или на счет, указанный в исполнительном документе либо в сопроводительных документах к постановлению, вынесенному таможенным органом, или ином исполнительном документе. Таможенный орган незамедлительно, не позднее одних суток с момента подтверждения того, что товар, находящийся под таможенным контролем или выпущенный для свободного обращения, является собственностью должника, извещает об этом по оперативным каналам связи судебного пристава-исполнителя, возбудившего исполнительное производство. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения. Форма решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке (далее — решение о бесспорном взыскании) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей, если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке (п. 2, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ). Отметим, что решение о бесспорном взыскании является основанием для направления таможенным органом в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет Федерального казначейства необходимых денежных средств (в ред. Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ). Взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке производится с банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Взыскание таможенных платежей с банковских счетов, открытых в иностранной валюте, производится в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического взыскания. При взыскании денежных средств, находящихся на банковских счетах, открытых в иностранной валюте, начальник таможенного органа или его заместитель одновременно с инкассовым поручением (распоряжением) направляет поручение банку плательщика на продажу денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня. Инкассовое поручение (распоряжение) таможенного органа направляется в банк, в котором открыты счета плательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании и исполняется банком в порядке и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для исполнения инкассового поручения (распоряжения) налогового органа. В случае если обязанность по уплате таможенных платежей прекращена или исполнена в полном объеме плательщиком самостоятельно либо сумма задолженности по уплате таможенных платежей взыскана за счет имущества плательщика в соответствии с ТК РФ, таможенный орган, вынесший решение о бесспорном взыскании, не позднее трех рабочих дней со дня прекращения или исполнения в полном объеме обязанности по уплате таможенных платежей отменяет такое решение и в письменной форме уведомляет банк об отзыве инкассового поручения (распоряжения). Если задолженность по уплате таможенных платежей будет погашена (прекращена или исполнена) лишь частично, таможенный орган, вынесший решение о бесспорном взыскании, не позднее трех рабочих дней со дня частичного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей направляет в банк новое инкассовое поручение (распоряжение) на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей с письменным уведомлением банка об отзыве предыдущего инкассового поручения (распоряжения). При этом новое решение о бесспорном взыскании таможенным органом не выносится (п. 6, введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ).

——————————————————————

Название документа Интервью: Соблюдая закон, беспокоиться не о чем («ЭЖ-Юрист», 2009, N 48) Текст документа

СОБЛЮДАЯ ЗАКОН, БЕСПОКОИТЬСЯ НЕ О ЧЕМ

М. В. ЛЯКИШЕВА

Федеральная таможенная служба опубликовала на своем сайте проект поправок в Таможенный кодекс РФ, касающихся правил проведения таможенных ревизий. Новеллы законопроекта, которые вызвали неоднозначную реакцию в прессе, комментирует советник по вопросам таможенного права компании DLA PIPER Марина Всеволодовна Лякишева.

Марина Всеволодовна, что предлагает таможенная служба в своих поправках в Таможенный кодекс РФ? — В октябре на официальном сайте ФТС России был размещен проект закона РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров)». Проекты нормативных правовых актов здесь опубликовываются до согласования с заинтересованными ведомствами для проведения их независимой экспертизы на коррупционность. Проектом закона, о котором идет речь, предусматривается комплекс новаций: — расширение круга лиц, подлежащих постконтролю (контрольным мероприятиям, производимым после таможенного оформления товаров); — увеличение срока, в течение которого постконтроль может проводиться; — распространение контрольных мероприятий не только на импортные, но и на экспортные товары. Казалось бы, ничего из ряда вон выходящего. Однако вокруг законопроекта в прессе разгорелись нешуточные баталии. Причем абсолютно вопреки логике, которая подсказывала: если товар ввезен в РФ или вывезен из страны с соблюдением закона, бизнесу беспокоиться не о чем — ни одна проверяющая инстанция не должна предъявить никаких претензий.

Какие новеллы законопроекта критикуются его оппонентами? — Первым негативом для средств массовой информации стало увеличение срока, во время которого может проводиться постаудит. И совсем незаслуженно, так как предлагаемые проектом федерального закона изменения призваны всего лишь устранить внутреннюю несогласованность российских законодательных норм и привести их в соответствие с международной практикой. Так, общий срок исковой давности, определенный ГК РФ, и срок для проведения налоговых проверок, оговоренный в НК РФ, составляет три года. Столько же должны храниться документы, необходимые для таможенного контроля. Выставлять требования о принудительной уплате таможенных платежей и взыскивать их можно также в продолжение трех лет. Однако проверять товары после выпуска сейчас можно только один год — срок, в течение которого постконтроль возможен. При всем при этом самым эффективным для государства механизмом выявления возможных нарушений при постконтроле служат скоординированные с налоговыми органами проверки, которые невозможно проводить из-за несоответствия сроков проверок.

Для контролирующих органов унификация сроков повысит, как Вы отметили, эффективность проверок. Каковы последствия для бизнеса? — Для бизнеса же такие скоординированные проверки должны сократить их количество, и, значит, они в меньшей степени воздействуют на осуществление нормальной хозяйственной деятельности. К слову сказать, законодательствами стран, входящих в Европейский союз, Китая, Беларуси, Таиланда и других для проведения постконтроля отводится не менее трех лет.

Что еще предлагает таможенная служба помимо увеличения срока проведения постконтроля? — Законопроект устраняет существующую ныне неопределенность момента окончания таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров — товаров, выпущенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. Возникают определенные сложности таможенного контроля и в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции. Взять, к примеру, ввозимые для реализации таких соглашений строительные материалы. Они не меняют своего статуса условно выпущенных товаров, но осуществлять контроль в их отношении фактически нереально, поскольку при использовании они физически видоизменяются, приобретают новые свойства, что исключает возможность их идентификации в готовом объекте, а под таможенным контролем остаются товары под тем же наименованием и кодом, которые были заявлены при их ввозе. В проекте закона предлагается предоставить российскому правительству право устанавливать порядок условного выпуска товаров и изменения их статуса для таможенных целей, определять перечень таких товаров, разрабатывать порядок уведомления таможенных органов о произведенном потреблении товаров, а также перечень документов, подтверждающих их использование, и порядок назначения таможенными органами проверочных мероприятий.

Нашла ли отражение в поправках объявленная на всех фронтах борьба с контрафактом? — Факты выявления таможенными органами на внутреннем рынке товаров, имеющих признаки контрабандных или контрафактных, не редкость. В особенности это касается товаров длительного использования — оборудования, машин и механизмов, бытовой техники, мебели и пр. Однако если такие товары обнаружены у лиц, не являющихся их собственниками или реализаторами, но использующих эти товары для собственных нужд, производственных целей или оказания услуг, таможенные органы не имеют правовых оснований для проведения детальной проверки таких товаров в форме таможенной ревизии. На чем с успехом могут поживиться недобросовестные предприниматели, используя незаконно ввезенные товары. Для устранения этого пробела в законодательстве было предложено распространить постконтроль на «лиц, во владении или собственности которых находились или находятся ввезенные товары», а также применить его не только к последующим, но и (или) к предшествующим операциям с данными товарами. При этом неизменными остаются нормы Таможенного кодекса РФ о том, что таможенная ревизия может проводиться только у юридических лиц и ИЧП.

Иными словами, опасения, высказанные в СМИ по поводу того, что в войне с контрафактом пострадают рядовые граждане, беспочвенны? — Совершенно верно, обсуждаемые изменения в Таможенный кодекс России никоим образом не предполагают включение в круг проверяемых физических лиц, как это иногда преподносится в прессе.

К чему готовиться участникам ВЭД в части экспорта? — Как уже было отмечено выше, поправки распространяют контрольные мероприятия не только на импортные, но и на экспортные товары. Необходимость проведения постконтроля и в отношении экспортных поставок иногда закономерна. Но и здесь возможности таможенных органов весьма ограниченны. Особенно остро эта проблема стоит в отношении вывоза из страны леса и лесоматериалов, иных сырьевых товаров: если экспортер не является одновременно производителем, заготовителем или переработчиком товаров, таможенные органы не наделены правомочиями на проведение комплексной проверки. Следовательно, сейчас из-под контроля «выпадают» фирмы-«однодневки», на долю которых как раз и приходится большинство нарушений, как таможенных, так и налоговых. Таким образом, все предлагаемые в проекте закона изменения представляются вполне логичными и закономерными.

Интервью провела Оксана Бодрягина, газета «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————

Название документа Вопрос: Российской организацией — резидентом заключен внешнеторговый контракт на поставку товара иностранной компании — нерезиденту. Контрактом предусматривается оплата товара в российской валюте. Могут ли при определении, выполнил ли резидент обязанность по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации, причитающейся за переданный товар, учитываться действия по получению денежных средств, предпринятые организацией после истечения срока оплаты? («Право и экономика», 2009, N 12) Текст документа

Вопрос: Российской организацией — резидентом заключен внешнеторговый контракт на поставку товара иностранной компании — нерезиденту. Контрактом предусматривается оплата товара в российской валюте. Могут ли при определении, выполнил ли резидент обязанность по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации, причитающейся за переданный товар, учитываться действия по получению денежных средств, предпринятые организацией после истечения срока оплаты?

Ответ: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, на основании ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. Минфин России в письме от 16 октября 2006 г. N 07-02-06/27 напомнил, что согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как указал Минфин России, решение о привлечении организации к административной ответственности выносится уполномоченным органом с учетом всех значимых обстоятельств, в том числе причин и условий совершения административного правонарушения. В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 8 августа 2007 г., 1 августа 2007 г. N Ф03-А04/07-2/2905 пришел к выводу, что правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, считается оконченным с момента истечения срока, установленного для выполнения обязанности по получению им на счет в уполномоченном банке иностранной валюты за переданные нерезидентам товары. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 26 августа 2008 г. N А65-10587/2008-СА3-48 указал, что правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, выражается в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета валюты, причитающейся за переданные нерезидентам товары. При этом данное правонарушение считается оконченным с момента наступления указанного срока. В данном Постановлении суд разъяснил, что по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ на резидента возложена обязанность обеспечить получение валюты именно в сроки, установленные договором (контрактом). Следовательно, при оценке действий резидента на предмет соответствия требованиям закона необходимо учитывать не действия по получению денежных средств, которые предприняты резидентом после неисполнения партнером его обязанностей, а обеспечительные способы, которые предусмотрены с целью получения или возврата денежных средств до истечения срока исполнения договорных обязательств. Кроме того, суд отметил, что меры, предпринятые резидентом после истечения срока оплаты, не являются доказательством выполнения резидентом установленной валютным законодательством обязанности по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные товары. Аналогичные выводы изложены в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2008 г. N 17АП-8792/2008-АК. Таким образом, учитывая единообразную судебную практику, при определении, выполнил ли резидент обязанность по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации, причитающейся за переданный товар, не могут учитываться действия, предпринятые организацией после истечения срока оплаты.

Ю. М.Лермонтов Консультант Минфина России, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *