Практика применения таможенных платежей в отношении автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного потребления

(Попова Е. В.) («Таможенное дело», 2011, N 4)

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ, ВВОЗИМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ <*>

Е. В. ПОПОВА

——————————— <*> Popova E. V. Practice of application of customs payments with regard to automobiles imported by natural persons for personal use.

Попова Е. В., старший преподаватель кафедры таможенного дела Московского института юриспруденции.

В статье автор рассматривает практику применения таможенных платежей в отношении автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного потребления. Автор анализирует имеющуюся правовую базу по данному вопросу с учетом последних изменений в законодательстве. Приводится механизм исчисления таможенных платежей при ввозе автомобилей физическими лицами. В статье приводятся конкретные примеры расчета таможенных платежей, применяемых при ввозе автомобилей физическими лицами.

Ключевые слова: автомобили, ввозимые для личного потребления, таможенные платежи при ввозе автомобилей, прохождение таможенного контроля, расчет таможенных платежей, таможенное оформление автомобилей, ввоз автомобилей.

The author of the article considers the problem of practice of application of customs payments with regard to automobiles imported by natural persons for personal use. The author analyses the existing legal data base on the said issue taking into consideration the latest changes in legislation, presents the mechanism of calculation of customs payments in import of automobiles by natural persons. The article cites concrete examples of calculation of customs payments applied in import of automobiles by natural persons.

Key words: automobiles imported for personal use, customs payments in import of automobiles, passing of customs control, calculation of customs payments, customs formalization of automobiles, import of automobiles.

С каждым годом количество автомобилей, ввозимых на территорию Российской Федерации из других государств физическими лицами, увеличивается. Национальный доход страны повышается, соответственно растет и уровень жизни населения. Это приводит к возникновению у людей больших потребностей и больших возможностей для их осуществления. Все чаще практикуется приобретение автомобиля за границей. Физические лица самостоятельно осуществляют покупки легковых автомобилей не на территории нашей страны, а в иностранных государствах по разным причинам. Кто-то убежден в том, что автомобили, купленные за рубежом, выигрывают в качестве. Ряд других физических лиц покупают автомобили за границей во время путешествия по разным странам. А бывает, что желаемый автомобиль официально не поставляется в Российскую Федерацию, что подталкивает физическое лицо к тому, чтобы самому отправиться на поиски желаемого необычного автомобиля. Следствием всего этого является самостоятельное таможенное оформление при ввозе легкового автомобиля на таможенную территорию Таможенного союза, прохождение таможенного контроля и уплата таможенных платежей. Очень важно произвести правильный расчет и уплату таможенных платежей в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами. Существует ряд особенностей по таможенному оформлению легковых автомобилей, которые необходимо знать при ввозе транспортного средства в страну. В соответствии с п. 1 ст. 150 гл. 22 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров. Товары для личного пользования перемещаются физическими лицами через таможенную границу в соответствии со ст. 352 гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза. Предъявление для таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, начисление и взимание таможенных платежей производятся в упрощенном порядке, т. е. механизм исчисления таможенных платежей и порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, предназначенных для личного пользования, отличается от порядка совершения таможенных операций в торговом обороте. Однако, несмотря на это, даже упрощенный порядок вызывает ряд вопросов и нареканий. Так, например, вызывает вопросы критерий установления единых ставок на автомобили для личного пользования, ввозимые на территорию Таможенного союза физическими лицами. На данный момент такими критериями являются единые ставки таможенных пошлин и налогов на автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, от 3 до 5 лет и более 5 лет. Известно, что уже в первый год эксплуатации автомобиль теряет значительную часть цены от первоначальной стоимости. А в соответствии с приложением N 5 Соглашения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» единые ставки таможенных пошлин и налогов на новые автомобили и на автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, одинаковы. Рассмотрим подобное сходство на практических примерах 1 и 2. Пример 1. В 2011 году по договору купли-продажи физическое лицо ввозит в Российскую Федерацию легковой автомобиль для личного пользования из Германии. Автомобиль — «Opel Antara», страна происхождения — Германия, год выпуска — 2011, рабочий объем двигателя — 2405 куб. сантиметров, 140 л. с., фактурная стоимость — 22 190 евро. Курс валюты: 1 евро = 40 руб. Таможенные платежи составят 531 000 руб. Пример 2. В 2011 году по договору купли-продажи физическое лицо ввозит в Российскую Федерацию легковой автомобиль для личного пользования из Германии. Автомобиль — «Opel Antara», страна происхождения — Германия, момент выпуска — декабрь 2008 г., рабочий объем двигателя — 2405 куб. сантиметров, 140 л. с., фактурная стоимость — 19 300 евро. Курс валюты: 1 евро = 40 руб. Таможенные платежи составят 531 000 руб. Анализируя вышеуказанные примеры, можно сделать вывод, что на новый автомобиль и на автомобиль, с момента выпуска которого прошло чуть менее трех лет, суммы таможенных пошлин и налогов, подлежащие уплате, одинаковы. Несмотря на то, что оба автомобиля попадают в один диапазон расчета таможенных платежей, второй из них, выпущенный в декабре 2008 г., был приобретен физическим лицом по цене в 1,2 раза (на 13%) меньше, чем новый автомобиль. Также за время эксплуатации автомобиля «Opel Antara» 2008 года выпуска до ввоза его в Российскую Федерацию у транспортного средства могли возникнуть многочисленные технические проблемы и поломки. Так, в среднем за свои первые три года эксплуатации легковой автомобиль может приобрести следующие технические отказы и нарушения в работе: загрязнение или коррозия задних выхлопных труб, нарушение герметичности вклеенных стекол, ослабление мощности отопителя салона, нарушения работы двигателя, изменение направленности шин, нарушения в работе освещения и т. д. Перечень отказов и нарушений в работе автомобиля, появляющихся в первые три года эксплуатации, кажется неисчерпаемым, а таможенные платежи на такое транспортное средство приравнены к таможенным платежам на новый автомобиль, который еще не имеет подобных проблем. Ввиду этого было бы целесообразно разграничить единые ставки таможенных пошлин и налогов на автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, на: 1) новые автомобили без пробега; 2) автомобили, бывшие в употреблении, но с момента выпуска которых прошло не более трех лет. Таким образом, подобное разграничение поможет реальнее оценивать подлежащие уплате таможенные платежи, применимые к легковым автомобилям для личного пользования. Но и этого будет не совсем достаточно для того, чтобы действительно упростить порядок исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами. Много трудностей у физических лиц возникает на стадии внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых ими легковых автомобилей. Не всегда декларант проинформирован о том, что еще до ввоза автомобиля в Российскую Федерацию необходимо внести депозит на счет таможенного органа по месту жительства. Конечно, в момент ввоза физическим лицом автомобиля для личного пользования по месту его жительства депозит может быть внесен любым заинтересованным лицом в пользу физического лица, осуществляющего ввоз, но потребуется доверенность. Тогда физическому лицу, ввозящему транспортное средство, все же необходимо будет следовать к своему месту жительства, а ввезенный автомобиль будет простаивать на складе временного хранения, что не очень выгодно декларанту. Также действия должностных лиц таможенных органов, которые производят расчет подлежащих уплате таможенных платежей, дублируются: сначала они рассчитывают таможенные пошлины и налоги для внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов физическим лицом до ввоза автомобиля на территорию Таможенного союза, а затем по прибытии такого физического лица на территорию Таможенного союза уже с приобретенным легковым автомобилем должностные лица таможенных органов снова производят расчет подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, но с учетом изменений валютного курса и исходя из разницы вычета или доплаты к внесенному ранее обеспечению уплаты таможенных пошлин и налогов. Для упрощения порядка исчисления таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей для личного пользования нет необходимости производить двойные действия должностным лицам таможенных органов. До ввоза автомобиля на таможенную территорию Таможенного союза по месту жительства физического лица должна быть произведена уплата обеспечения таможенных платежей в определенном процентном размере от стоимости ввозимого в будущем автомобиля либо от его рабочего объема двигателя. Сам же расчет уплаты таможенных платежей было бы правильным производить в таможенном органе по месту таможенного оформления уже ввезенного транспортного средства, где и будет уплачена недостающая сумма разницы от суммы, уплаченной физическим лицом по обеспечению уплаты таможенных пошлин и налогов, и суммы, подлежащей уплате к конкретному ввезенному легковому автомобилю, исходя из валютного курса на день оформления такого транспортного средства. Также необходимо предоставить физическим лицам возможность полной уплаты таможенных платежей в отношении ввезенных легковых автомобилей для личного пользования в месте таможенного оформления такого транспортного средства на случай, если физическое лицо не внесет обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов по месту своего жительства до ввоза автомобиля. Но при этом на сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате до ввоза автомобиля на таможенную территорию Таможенного союза, должен быть начислен определенный процент в качестве возмещения несвоевременной уплаты обеспечения таможенных пошлин и налогов на счет таможенного органа. Таким образом, подобная система исчисления таможенных платежей позволит упростить порядок исчисления таможенных платежей в отношении легковых автомобилей для личного пользования и сделать его рациональным и более точным.

——————————————————————